Что движет континентами Земли в их стремлении друг к другу - загадка

В теории взаимодействия литосферных тектонических плит, определяющих движение континентов нашей планеты, возникли новые нерешенные проблемы. Выяснилось, что на это движение влияют некие новые для ученых факторы.

Тектоническая теория предполагает, что верхний слой земной коры, литосфера, разбит на множество плит, которые сталкиваются, наползают друг на друга, обрушиваются в глубину и тем самым определяют изменения облика морей и континентов. Под литосферой, которая имеет разную толщину – на суше она существенно толще, в океанах совсем тонкая, - находится расплавленный слой астеносферы, вязкое перемещение которого, как считалось до сего момента, и определяет все перемещения тектонических плит.

Однако, как выяснили геологи совсем недавно, построив модели взаимодействия плит, одного вязкого движения астеносферы для значительных изменений облика Земли недостаточно. Детали мощных конвекционных процессов, происходящих в фантастических недрах планеты, недостаточно изучены - загадкой остается, что заставляет двигаться плиты там, где земная кора имеет огромную толщину и смазки в виде расплавленной магмы нет.

Понимание механизма тектоники плит важно не только для прогнозирования землетрясений, изменений климата, но и для понимания эволюции других каменистых планет, таких, например, как Венера.