Черная дыра бежала с поля боя

Международная научная астрономическая группа обнаружила черную дыру, которая когда-то находилась в центре карликовой галактики, но потом вылетела из нее, как пробка из бутылки, в результате столкновении карлика с крупным звездным скоплением.

Ученые полагают, что в центре большинства массивных галактик присутствует, по крайней мере, одна сверхмассивная черная дыра. Почему это так. Пока не совсем ясно. Наблюдая искривление пространства вокруг черных дыр, физики определили, что масса сверхмассивных черных дыр находится в диапазоне от миллиона до нескольких миллиардов масс Солнца. Наиболее распространенной теорией формирования сверхмассивных дыр считается теория слияния нескольких черных дыр промежуточных размеров в одну.

Группа астрономов под руководством Шона Фарелла из Института астрономии в Сиднее (Австралия) с 2009 года изучала полученные орбитальным рентгеновским телескопом XMM-Newton снимки галактики ESO 243-49, удаленной от Земли на расстояние в 290 миллионов световых лет, сообщила пресс-служба Гарвард-Смитсонианского центра астрофизики.

На снимках астрономы неожиданно обнаружили непонятный объект - сверхмощный источник рентгеновского излучения HLX-1, характеристики которого не укладывались в типичные значения для обычных черных дыр.

Фарелл и его коллеги в течение двух лет изучали этот объект, и выяснили, что это небольшая черная дыра, массой несколько тысяч солнечных, окруженная  облаком материи из межзвездного газа и останков разорванных звезд. Облако содержит в себе и несколько молодых и зарождающихся звезд, не старше 200 миллионов лет.

Исследователи предположили, что эта черная дыра когда-то находилась в центре некой карликовой галактики, которая приблизительно 200 миллионов лет назад столкнулась с более крупным звездным скоплением, которым могла выступать соседняя галактика ESO 243-49.

Гравитационное взаимодействие HLX-1 со сверхмассивной черной дырой в центре ESO 243-49 выкинуло ее, и часть оказавшихся рядом звезд и материи за пределы погибающей карликовой галактики. В скором времени маленькая черная дыра должна исчезнуть, поглотив все запасы материи из окружающего пространства.

"Эта черная дыра уникальна в том, что она остается единственной известной нам черной дырой средних размеров. Ее редкость указывает на то, что подобные черные дыры остаются заметными для обнаружения в течение очень непродолжительного времени", - сообщил один из участников группы Матье Сервиллат из Гарвард-Смитсонианского центра астрофизики.