В чукотском минерале хатырките обнаружен космический квазикристалл

Образец найденного на Чукотке редкого минерала хатыркита, внутри которого находится квазикристалл, является частью древнего метеорита возрастом 4,5 миллиарда лет, утверждает международная группа геологов.

Квазикристаллы представляют собой особую форму организации материи, практически не встречающейся в природе. Они называются так потому, что их кристаллическая решетка имеет не только периодическое строение, но и обладает осями симметрии разных порядков, существование которых противоречит традиционным представлениям кристаллографов, напоминает опубликованная в Proceedings of the National Academy of Sciences статья Пола Штайнхардта из Принстонского университета (США) и его коллег.

Существование таких кристаллов было предсказано в начале 1980-х годов. В 1982 году израильский ученый Даниэль Шехтман доказал возможность существования этих объектов, за что получил Нобелевскую премию по химии 2011 года. Сейчас насчитывается около сотни разновидностей квазикристаллов.

Группа Штайнхардта изучившая открытую ими единственную природную разновидность квазикристаллов – икосаэдрит, утверждает, что он состоит из алюминия, железа и меди, атомы которых выстроены в виде двадцатигранника.

Весной 2011 года исследователи Принстона обнаружили квазикристалл внутри образца хатыркита, найденного российским геологом Валерием Крячко в русле реки Хатырка на Чукотке в районе Корякского нагорья в 1979 году.

Группа Штайнхардта просветили хатыркит при помощи электронного микроскопа и выяснили, что составляющие квазикристалла идеальным образом повторяют соотношение элементов в искусственных икосаэдритах. Это позволило им заключить, что хатыркит и кристалл икосаэдрита являются первыми известными науке природными квазикристаллами.