> Гибель "Титаника" до сих пор будоражит. Новая версия гибели судна - Аргументы Недели

//Наука

Гибель "Титаника" до сих пор будоражит. Новая версия гибели судна

5 декабря 2011, 18:52 [ «Аргументы Недели» ]

Всего 30 секунд отделяли полторы тысяч пассажиров крупнейшего пассажирского лайнера "Титаник спасения в апреле 1912 года, утверждают американские исследователи во главе с Сэмуэлем Хэлперном.

Ученые опубликовали в Sunday Telegraph доклад "Причины гибели "Титаника": Переоценка спустя столетие", в котором утверждают, что ровно полминуты дежуривший на мостике первый офицер 39-летний Уильям Мердок не решался изменить курс после предупреждения о появлении айсберга прямо по ходу движения корабля. "Отданная сразу же после предупреждения команда могла бы стать спасительной для "Титаника", - уверены авторы.

Это заключение сделано на основе свидетельств впередсмотрящего Фредерика Флита и стоявшего за штурвалом Роберта Хиченса, а также покидавшего пост моряка Альфреда Олливера.

Согласно же выводам комиссии по расследованию от 1912 года, айсберг был замечен на расстоянии примерно 500 метров, и команда по изменению курса последовала незамедлительно после трех ударов в колокол впередсмотрящего - предупреждения о появлении впереди преграды - и его звонка по телефону на капитанский мостик.

Именно эта версия принята в знаменитом фильме Джеймса Кэмерона "Титаник".

Однако последние исследования свидетельствуют, что айсберг находился в момент предупреждения почти в 700 метрах от корабля - почти в минуте хода до столкновения. 30-секундное промедление дежурного офицера стало роковым для лайнера.

"Если бы Мердок отреагировал на предупреждение хотя бы 15-ю секундами ранее, трагедии удалось бы избежать", - отмечается в исследовании. Согласно полученным недавно техническим данным, маневрирование корабля "Титаника" началось всего за 20 секунд до столкновения.

Однако, предупреждают исследователи, "возлагать вину на первого офицера нельзя - он был прав в том, чтобы попытаться оценить, сможет ли лайнер сам миновать айсберг: ведь в случае поворота удар мог прийтись дальше по корпусу".

Выяснилась также еще одна очень интересная деталь из морской биографии Мердока. Он уже оказывался в подобной ситуации в 1903 году на другом корабле "Эрэбик", который сумел избежать столкновения со встречным судном после того, как офицер принял правильное решение не изменять курс.

ЕГ


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте