Аргументы Недели → Расследования № 30(168) от 29.07.2009

Сильнодействующее средство

, 18:34

Таблетки с реальным сроком

- Что за бред? Просто смешно! - скажете вы, и будете не правы. Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. За совершенно открытую и легальную продажу через Интернет таблеток, на которые в аптеке не требуют рецепта врача, 35‑летнюю москвичку Светлану Сухорукову и двух курьеров (!) упекли в колонию на пять лет каждого. Сломаны судьбы трех семей, остались без матерей малолетние дети. Что же такого страшного они совершили? Попробуем разобраться.

Список наркотиков и психотропных веществ постоянно растет и пополняется. На то есть соответствующие конвенции ООН. Но тут мы снова решили оказаться впереди планеты всей и пошли еще дальше, дополнив УК ст. 234, запрещающей заодно оборот «сильнодейстующих» и отравляющих веществ. Все бы хорошо, но вот незадача: кто и как определит список «сильнодействующих»?

До 2008 г., когда список стал утверждаться Правительством РФ, в этом вопросе царил хаос. Госнаркоконтроль руководствовался списками некой некоммерческой организации с непонятным статусом и претенциозным названием Постоянный комитет по контролю наркотиков (ПККН), который на свое усмотрение вносил те или иные вещества в категорию сильнодействющих и подлежащих запрету, нисколько не заботясь, чтобы этот список стал достоянием общественности. Зато эти списки стали настоящим Клондайком для сотрудников ФСКН, которые получили замечательную возможность добиваться высоких производственных успехов буквально не сходя с места. Курьера, который привез оперативникам пресловутые таблетки для похудения, между прочим, арестовали прямо у входа в Управление ФСКН...

«Симбиоз» ФСКН и ПККН привел к поистине обескураживающим результатам. Уголовные дела по «сильнодействующим» у нас стали печь, как пирожки. По данным Судебного департамента при Верховном суде, по пресловутой ст. 234 в 2005 г. осудили 1901 человека, в 2006 г. - 1256, в первом полугодии 2007 г. - 694... Конец этому беспределу положил сам Верховный суд, который в конце концов дал рекомендацию судам не использовать списки ПККН при вынесении приговоров. Чуть позже его рекомендацию поддержало и Минздравсоцразвития. Но дело уже было сделано. Тысячи и тысячи людей к этому моменту уже оказались за решеткой по совершенно ничтожным обвинениям.

А был ли мальчик?

Кстати, а что за страшное вещество содержалось в таблетках, которые открыто рекламировала в прессе и Интернете Светлана Сухорукова, ни о чем не подозревая, спокойно оставляя клиентам свой мобильный телефон? Вполне безобидный и признанный во всем мире сибутрамин, отбивающий у людей, страдающих избыточным весом, аппетит. Именно тот самый сибутрамин, который под другими торговыми марками свободно продается во всех наших аптеках! Как капсулы «Меридия» (международное патентованное название сибутрамина), чешская «Линдакса», отечественный «Редуксин». Каким же образом один и тот же сибутрамин под одними брендами (чаще всего азиатскими) признается сильнодействующим и вредным, а под другими он же становится весьма эффективным и легальным средством для похудения? Тут уже вопросы о методах конкурентной борьбы, которая сейчас на рынке весьма высока. А также к тем, кто составлял и сейчас составляет пресловутые списки и заводит по ним уголовные дела.

Как клепаются дела

Еще один вопрос: а какая вообще ответственность предусмотрена для «оборота сильнодействующих веществ» по нашему УК, даже если бы он имел место? Вообще-то штраф! До 40 тысяч рублей. Так откуда же взялись те самые пять лет колонии, из которых Светлана уже без малого два находится за решеткой в СИЗО?

До пяти лет по ст. 234 может получиться, если вменяемое деяние было совершено «группой лиц по предварительному сговору». В данном случае следствие предложило суду рассматривать Светлану и двух человек, которых она эпизодически привлекала как курьеров, именно в виде такой преступной группы. И суд первой инстанции эту туфту, к сожалению, съел. Спасибо еще, что снял обвинения в незаконном предпринимательстве и отмывании преступно нажитых средств, которые ФСКН также пыталось навешать бедной женщине!

В борьбе за «результат» следователь вообще проявил немалую изобретательность. Чтобы арестовать Светлану и всю ее «преступную группу» и постоянно продлевать срок содержания под стражей, каждый случай продажи каждой упаковки был представлен в виде отдельного эпизода «преступной деятельности». Плюс обвинение в незаконном предпринимательстве и отмывании денег, и у судьи, не располагающего временем на изучение деталей путаного дела, складывается полная иллюзия целого наркосиндиката!

Очень хочется надеяться, что кассационная инстанция найдет время разобраться в этом не стоящем, по сути, и выеденного яйца деле. И Мосгорсуд не отправит его несчастных фигурантов дальше по этапу.

Что же касается ФСКН, то сколько же сил, времени, умения там потратили, чтобы отправить за решетку людей, не совершивших никакого реального преступления! Конечно, ловить настоящих наркодилеров намного сложнее, чем заказывать к себе в кабинет с курьером таблетки для похудения, хватать ветеринарных врачей, делающих обезболивающие уколы домашним питомцам, или легальных продавцов обычного пищевого мака, а потом годами морочить головы судьям. Но граждане следователи, вспомните слова вашего руководителя Виктора Иванова, который не так давно сокрушался, что наркотики в Москве купить так же просто, как сникерс, и что только в этом году от афганского героина умрут более 100 тыс. человек.

И займитесь, наконец, делом!

 

P.S. Сегодня, 30 июля, Мосгорсуд рассмотрел дело Сухоруковой, Сытниковой и Якутина в кассационной инстанции и оставил приговор без изменения. Это означает, что приговор Хорошевского суда вступил в законную силу и скоро осужденных этапируют в места отбывания наказаний. А говоря человеческим языком, за продажу средства для похудения, которое, как признала даже прокурор, свободно продается в странах Евросоюза, и которое точно никому не причинило ни малейшего вреда, трое россиян получили по пять лет реальной колонии. Вот уж, действительно, что для немца хорошо, то для русского - смерть!  

На фоне ТАКИХ приговоров особенно дико смотрятся вердикты, когда за убийство "в состоянии аффекта" убийца может получить до трех лет ограничения свободы, а за фальсификацию лекарств (!) руководство компании "Брынцалов-А" недавно получило от четырех до пяти лет условно. Нет, что-то явно неладно в нашем судопроизводстве!

Тем не менее, судя по словам адвоката Елены Дугановой, сдаваться никто не собирается. Впереди надзорная инстанция, а там, если до этого дойдет дело, и Европейский суд.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram