Аргументы Недели → Расследования № 41(127) от 09.10.2008

«Боинг-737» был обречен

, 18:15 , Обозреватель отдела Экономика

 

 

Как известно, эксперты Государственной технической комиссии свалили крушение лайнера на пилотов. Они приняли во внимание записи «черного ящика». И показания диспетчера, утверждавшего, что летчики вели себя неадекватно. По его словам,  командир самолета Родион Медведев и второй пилот Рустам Аллабердин выполняли команды ровно наоборот. Не снижали высоту, а набирали, разворачивались не в тут сторону. При этом они уверяли наземную службу, что у них все в порядке.

Возникает вопрос - с чем это может быть связано? По нашим данным, истинной причиной катастрофы могли стать технические неполадки самолета, характерные для всех лайнеров этой серии.

Иными словами - врожденный дефект, который должны были исправить, но не сделали этого. Эксперты отмечают, что в 1991-1996 гг. произошло семь катастроф с самолетами «Боинг-737», поразительно похожих на ту, что была в Перми. Каждый раз действия экипажей внешне выглядели неадекватными. Имели место неожиданные и ничем не обоснованные резкие маневры. А команды диспетчеров выполнялись... ровно наоборот.

При этом при падении лайнеры сильно разрушались. Поэтому анализ уцелевших элементов конструкции не выявлял никаких проблем.

Однако в 1996 г. экспертам все-таки удалось установить причину этих загадочных катастроф. Оказалось, что в «Боингах-737» есть серьезная недоработка. Через несколько лет после начала эксплуатации в этих машинах возникает вот какая неполадка. Механизм привода гидроруля сильно промерзает после полета на большой высоте. При заходе на посадку в него поступает гидравлическая жидкость. В этот момент руль может заклинить в крайнем противоположном положении. Это приводит к явлению, которое специалисты называют «реверсом управляющего воздействия». Проще говоря, вместо того чтобы набирать высоту, машина начинает снижаться. Или поворачивает не влево, а вправо. Как отмечают эксперты, эта критическая неисправность не диагностируется бортовыми системами безопасности. Стало быть, информации о ней нет в данных «черного ящика».

Вернемся к пермской катастрофе. Разбившийся «Боинг-737» с бортовым номером VP-BKO был изготовлен в 1992 году. То есть - за четыре года до того, как во всех машинах этой серии была установлена опасная неисправность гидравлики. Отметим, что в 1997 г. Государственная авиационная служба США предписала авиакомпаниям провести обязательную замену гидравлики управления на всех самолетах «Боинг-737». Но этот приказ за пределами США не действует.  Поэтому с большой долей вероятности данные работы на пермском самолете не проводились. Иными словами, машина могла носить в себе бомбу замедленного действия. Кстати, после катастрофы компания ни словом не обмолвилась на эту тему.

А теперь задумайтесь. В парке авиакомпании «Аэрофлот-Норд» - 10 самолетов Boeing-737-500, аналогичных тому, что разбился в Перми. В 2009 г. этот перевозчик обещал довести численность таких машин до 20 штук. Это вовсе не значит, что все самолеты будут новые. Авиакомпании часто закупают б/у самолеты. Тот же пермский «Боинг», прежде чем перейти в руки «Аэрофлота-Норд», много лет эксплуатировался в Китае.

Если бы стало известно, что на «Боингах» этой авиакомпании не проводилась модернизация гидравлики, ее репутация могла бы пошатнуться. Может быть, поэтому трагедию решили свалить на пилотов? Между тем эти люди отвели падающую машину от жилых домов. Тогда они - не виновники, а герои.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram