Когда в сентябре прошлого года кресло губернатора Орловской области занял выходец из Всеволожского района Ленинградской области коммунист Вадим Потомский, у его однопартийцев случилась эпидемия эйфории.
Ещё бы: во-первых, исполнилась наконец многолетняя мечта их вождя Геннадия Зюганова, и под контролем большевиков без всяких залпов «Авроры» оказался огромный регион Центральной России, что позволяло не волноваться за сбор партийных и иных взносов хотя бы в этой области.
Во-вторых, у КПРФ появился шанс доказать и Кремлю, и своим надоевшим недоброжелателям в Госдуме и иже с ними то, что и их воспитанники не хуже всяких там Соросов и тоже умеют правильно сортировать огромные денежные потоки. А именно.
Вадим и его команда
Как известно, любого короля «играет свита». В России эту категорию людей с лёгкой руки пионерского писателя Аркадия Гайдара принято называть «командой». Команду, как и правила игры в ней, формирует, естественно, её капитан. Вадим Владимирович Потомский эту традицию менять не стал.
– Команда областной власти будет из профессионалов и на 99% – из жителей Орловской области! – делая короткие остановки на пути к заветному губернаторскому штандарту, громыхал ещё в феврале 2014 года перед потенциальными избирателями тов. Потомский. Главным «профессионалом» он назначил, конечно, себя, возложив затем на собственные плечи не только обязанности губернатора, но и председателя правительства области.
Вскоре стали проясняться и остальные обещанные им «профессионалы», и их биографии.
Своим первым заместителем на двух постах сразу Вадим Владимирович, заверив избравших его жителей в надёжности своего губернаторского слова, назначил никому не известного и пришлого в область кандидата технических наук Александра Бударина.
– Гений ЖКХ! – бодро представил общественности своего зама Потомский. Общественность, измученная суровыми местными платёжками, стала ждать чуда. Не дождалась: выяснилось, что и тема диссертации, и текст новоявленного гения «Влияние рыночной инфраструктуры на развитие малых предприятий в современной российской экономике» уже не новы, и, по мнению известного учёному сообществу сайта «Диссернет», принадлежали совсем другому автору, о чём тут же рассказала местная пресса.
– Только червяк не спотыкается… – досадливо поморщился губернатор и премьер в одном лице Потомский и… оставил усердного переписчика чужих текстов Бударина в должностях. Наверное, для сбора материалов уже на очередную, докторскую, диссертацию. Нулей же в платёжках ЖКХ у жителей области меньше не стало. А с чего?
Ключи от ГУПа «Дорожная служба» новый губернатор тут же доверил другому «гению», – некоему Александру Симонову, извлечённому им из таинственных аппаратных недр аж Брянской области. С новым назначенцем тоже случился конфуз: вместе с пожитками тот, как выяснилось, перетащил на новое место службы и солидный личный криминальный шлейф.
Как стало известно, брянская прокуратура давно задавала вопросы г-ну Симонову по поводу и развала им «Брянскавтодора», и не совсем деловых контактов с местными «придорожными» коммерсантами, и по активному участию чиновника в иных конфликтных ситуациях. В общем, ставленник Потомского Симонов так и не успел доказать орловским жителям, что в состоянии справиться с известной российской проблемой под названием «дураки и дороги»: с ним быстро расстались.
Его тут же сменил очередной «профессионал» – туляк Герман Сиренко. Этот смог подержаться за руль местного автодора лишь три месяца: видать, тоже отказали тормоза. Сиренко заменили земляком Потомского ещё по питерскому региону – коммерсантом Евгением Гончаренко, также не имевшим никакого опыта в дорожном строительстве.
– Не боги горшки обжигают! – мудро благословил нового управленца губернатор. Любой, кто рискнёт проехать по дорогам Орловской губернии, тут же убедится в правоте этих слов.
Из питерской области выдвинулся в Орёл и другой кореш Вадима Владимировича – коммерсант Виктор Кулик. Этого губернатор назначил начальником Управления строительства и дорожной инфраструктуры области. Оказалось – ненадолго: г-н Кулик уже тогда активно прятался от судебных приставов Питера, которые бегали за ним с 10 исполнительными листами аж на 25 000 000 рублей! Тоже пришлось расстаться…
Руководителем департамента строительства, транспорта, ЖКХ Потомский определил некоего Евгения Зудина. Вскоре в СМИ всплыла скандальная информация о том, как Зудин, будучи заместителем главы одного района Тамани, втайне от местных жителей согласовал с коммерсантами сомнительную сделку по производству запрещённого метанола в курортной зоне.
– И на старуху бывает проруха! – мудро прокомментировал свои кадровые кульбиты тов. Потомский, когда поклонник метанола Евгений Зудин сам постыдно бежал из Орла …
О том, что «команда областной власти будет на 99% из жителей Орловской области», губернатор всё чаще предпочитает не вспоминать. А зачем?
Вадим Потомский – настоящий хозяин своего слова: сначала даёт его, затем – отказывается. Фото Trend / ТАСС
Главным медиком Потомский сначала определил некоего частного ортопеда из Подмосковья Александра Артемьева. Управление департаментом оказалось тому не по силам. Еле, как говорится, «унёс ноги». Его тут же сменил нарколог Павел Сурмиевич, который до того рулил в Питере Реабилитационным наркологическим центром №3. В Орёл он перебрался аккурат… после громких скандалов, связанных с возбуждением ряда уголовных дел, связанных с деятельностью самого центра. Вы не устали, читатели? Тогда – вперёд!
Крупнейшее госпредприятие «Орёлгосзаказчик» досталось однокашнику Потомского по военному училищу (о воинских «заслугах» самого губернатора речь впереди. – Авт.) Андрею Ершу. По обнародованной в местных СМИ информации, этого назначенца тов. Потомского задержали осенью 2014 года в его новом рабочем кабинете, не дав как следует в нём обжиться. Затем г-на Ерша этапировали в Архангельск, где и арестовали по делу о «крышевании» тамошнего многомиллионного игорного бизнеса.
– Наш пострел везде поспел, – грустно прокомментировал потерю бойца тов. Потомский, но рук не опустил…
В начальники управления госимуществом Орловской области он назначил очередного «профессионала с безупречной репутацией», уже отметившегося недолгим служением отчизне в Ульяновске, Москве, Твери, Брянске, некоего Владимира Макарчука. Впрочем, скоро выяснилось, что и этот член команды Потомского «не без греха».
Г-н Макарчук ещё до назначения на новый пост был уже хорошо известен правоохранителям своим уважительным отношением к ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ за «покушение путём обмана на мошенничество в размере 1 000 000 рублей», или, как трактует УК, «в крупном размере»!
– Это только пацаны на щелобаны играют, а профессионалы – на интерес! – объяснил близким шероховатость биографии очередного своего протеже сам Потомский. Видимо, из уважения к криминальному опыту ставленника Вадим Владимирович сохранил «авторитета» при себе, переведя его де-юре из начальников управления в личные советники. Де-факто Макарчук по-прежнему имеет полное право копошиться в госимуществе области. Думаю, мы о нём ещё услышим …
Так как свято место пусто не бывает, на его кресло управлять госимуществом прибыл некто Армен Мнацаканов. Откуда? Естественно – из Всеволожска! Его земляк Вааган Вермишян занял кресло главного архитектора Орловской области (должность, по утверждениям СМИ, спешно создали специально под новоявленного зодчего. – Авт.). Жители области, уже понявшие, что местным управленцам мест в областной администрации не видать, стали задумываться над тем, что ещё ждать от пришлого комиссара Потомского? Ответ они получили очень быстро.
Людоедская аппаратная реформа местного самоуправления нового губернатора практически отменила прямые выборы глав муниципальных районов. Их полномочия переходят «под крышу» областных чиновников. В результате абсолютный контроль за распределением земельного фонда области и его «архитектурной» принадлежности в виде огромного отдельного бизнеса стал зависим лично от тов. Потомского! И свой в доску главный архитектор Вермишян тут просто необходим…
Допускаю, что озвученная информация своим изобилием и полной властной анархией утомила читателей. И всё же… Нам ещё не раз придётся вернуться к этой теме. И не потому, что очень хочется в очередной раз показать несовершенство местечковых «вертикалей власти», в данном случае – в Орловской области. Об этом и так всем хорошо известно. А потому, что от всей этой возни в очередной раз страдают тысячи простых жителей региона, снова поверивших в добрые обещания очередного избранника и снова им же обманутых. Но об этом – далее.
Орлята учатся летать!
Тем временем Потомский продолжал тешить орловцев затейливыми проектами. Так, он вдруг сообщил всем, что готов выкупить в областную собственность завод «ОРЛЭКС». Правда, главные акционеры предприятия расставаться со своими акциями вовсе не собирались, а потому лишь недоумённо пожали плечами. Ко всему прочему в областной казне денег не было не только на покупку самого завода, но и даже штакетника подле его главной проходной. Но Вадима Владимировича, как говорится, «несло». Новые инициативы уже бушевали в нём.
Вскоре вместо забытого напрочь проекта с «ОРЛЭКСом» Потомский на всю область озвучил очередной план о скором строительстве в регионе мощного нефтеперегонного завода почти на 4 тысячи рабочих мест! Назвав при этом предполагаемый размер сторонних инвестиций в 15 млрд. долларов, Вадим Владимирович забыл обнародовать данные о самом инвесторе. Видимо, потому, что такового на самом деле… просто не оказалось.
Впрочем, умение выдавать «желаемое за действительное» у коммунистов всегда считалось самым действенным приёмом. Никита Хрущёв коммунизмом бредил сам и активно предлагал всем остальным советским людям заняться вместе с ним той же медитацией. Леонид Ильич, тот и сам уже не понимал, чем он бредит. Михаил Горбачёв понимал, что он бредит, но остановиться уже просто не мог. Естественно, и прожект Потомского о превращении Орловской области в филиал нефтеносного Кувейта тоже не состоялся.
– Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца! – вспомнил известную строку Вадим Владимирович и тут же громко заявил, что собирается реставрировать местный аэропорт «Южный». Сделал он это сообщение столь пронзительно, что на время даже заглушил увлекательный рассказ городской администрации о том, что именно на месте экс-аэропорта городские власти уже приняли решение возвести новый жилой район…
К черновикам, за которые хорошо бы заплатил и сам Жюль Верн, можно сегодня отнести и рассказы Потомского о создании в области современного молокоперерабатывающего комбината, завода по изготовлению медицинского оборудования и итальянской фабрики по выпуску макаронных изделий. Впрочем, последний проект хоть и с натяжкой, но можно считать удавшимся: чего-чего, а макаронных изделий на уши доверчивым орловцам Потомский развесил предостаточно…
Видимо, подобные заверения звучали столь громко, что вскоре его услышали и в столице.
В июле 2014 г. Потомский сообщил премьеру Медведеву, что намерен «сосредоточиться на подъёме промышленности». В августе его охватила идея «сосредоточения» на животноводстве. В сентябре, после выборов, он уже ничего не говорил. Может, забыл и о том и о другом, а может, снова передумал...
Когда-то, ещё в 2013 г., на заре своего предвыборного марафона Вадим Владимирович вдруг выкрикнул в местное медийное пространство то, что, по его данным, федеральный центр собирается оказать Орловской области персональный финансовый комплимент и спишет в экономическую пустоту 4-миллиардный предыдущий кредит области по проекту «Пшеница-2000». Судя по тому, что злополучный кредит никто никуда так и не списал и сегодня областной бюджет обременён уже более крупным, в миллиардном исчислении долгом, о своём выступлении тов. Потомский с министром финансов РФ всё же не советовался… Давно на корню завяла та пшеница, а валютный кредит в десятки миллионов евро так же висит на бюджете области и из-за биржевых скачков лишь пухнет в объёмах.
Семь бед – один ответ! – очевидно, решил глава области и благословил ещё один, очередной, в несколько миллиардов рублей, кредит. Годовая кредитная ставка в 13,2% Вадима Владимировича не смутила. Видимо, потому, что срок возврата этих денег определили в… 2017 году. Если прислушаться к мнению федеральных СМИ по поводу того, что, дескать, «…Кремль не видит успехов Потомского в управлении регионом», сам Вадим Владимирович вполне допускает вариант, что отдавать деньги придётся уже не ему… Как знать.
Одна голова хорошо. Но с туловищем лучше!
Подводя итоги уходящего 2014 года, Вадим Потомский заметил: «Сегодня нас объективно ставят в пример!» И, надо согласиться, в этот раз губернатор не лукавил. А именно.
Многие политологи, информационные центры и рейтинговые агентства действительно чаще всего в своих отчётах упоминали именно Орловскую область. Правда, в своеобразном контексте.
Например, специалисты фонда «Петербургская политика» отнесли её к регионам со «слабым уровнем социально-политической устойчивости».
В том же направлении мыслят и другие аналитики. Согласно рейтингу регионов России, Орловская область по качеству жизни занимает сегодня последнее место в ЦФО и находится в конце шестого десятка этого списка по стране в целом. Показатель «Безопасность проживания» в 2014 году на Орловщине тоже не стоял на месте и уверенно достиг 76-го места из возможных 83. Где-то совсем рядом топчется и показатель «Демографическая ситуация» – аж на 74-м месте!
По «Уровню экономического развития» регион в списке ЦФО освоил «призовое» третье место... снизу. По показателю «Развитие малого бизнеса» Орловская область уверенно заняла 69-е место. Похоже, это не предел.
В то же самое время, когда губернатор с подачи своих добродушных спичрайтеров размышлял о том, что область, дескать, «ставят в пример», ОАО «Газпром» приняло решение о приостановке газификации регионов, имеющих большие задолженности за поставленный газ. Орловский регион там прописан с особой тщательностью. Что ещё можно добавить в этот административно-социальный «поминальник»? Да многое! Ведь в пример, что-то или кого-то приводят не только тогда, когда хотят похвалить, но и когда хотят предостеречь от того, чего делать не следует ни при каких обстоятельствах. Похоже, именно так и произошло в Орловской области, где с 1 января 2015 года вдруг взяли и… отменили 18 пригородных электропоездов!
– Меньше земляки будут ездить искать работу за пределами области, а заодно – и кляузничать на меня… – мрачно улыбнулся при этом Вадим Владимирович. Но он, похоже, ошибался.
«Гвозди бы делать из этих людей»
В нашем материале уже несколько раз звучали такие географические определения, как Всеволожск, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Брянск… Этот атлас мы приводим вовсе не из любви к российской картографии. Это перечень тех городов, где ковал свой аппаратно-финансовый характер будущий губернатор Орловщины Вадим Потомский.
Как рассказал ещё в 2012 году в своей передаче «Правда о выборах и Потомском» тележурналист Андрей Караулов (в то время тов. Потомский пытался избраться главой Брянской области. – «АН»), ещё в далёком 2001 году в отношении Вадима Потомского питерские следственные органы возбудили уголовное дело №367353 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 171 УК РФ – «Незаконное предпринимательство». В 2005 году Вадим Владимирович уже был на «ты» с лидерами «Малышевской» преступной группировки Санкт-Петербурга, одной из самых одиозных. В те же годы он заводит тесные связи и с армянской диаспорой Всеволожского района Ленинградской области. (Не зря психологи утверждают, что юношеские симпатии – самые крепкие: нынешний управляющий госимуществом Орловской области Армен Мнацаканов и новоиспёченный главный архитектор региона Вааган Вермишян были истребованы в Орловскую область именно из Всеволожска! – Авт.)
Безусловно, такая интернациональная дружба должна была быть проверена не только временем, но и ещё чем-то более существенным. Например, муниципальными выборами в Ленинградской области. Именно на таковых тов. Потомский и вызвался быть посредником в переговорах между уже упомянутой диаспорой и заместителем главы Всеволожского района Алексеевым, где вовсю лоббировал интересы своих армянских друзей. Лоббировал, скорее всего, успешно, с усердием, потому что вскоре тому же Алексееву уже сам тов. Потомский, по словам тележурналиста Андрея Караулова, посулил взятку в… 500 тыс. долларов за избрание самого себя… главой всего Всеволожского района! Но что-то в этой операции не сработало.
Примерно в то же самое время Арбитражный суд по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по делу №А56-9673/2003 принял решение «истребовать муниципальное имущество из незаконного владения ИП Вадима Потомского и взыскания с него долга в 482 000 рублей. Перспектива лишиться всего и сразу будущему орловскому губернатору не глянулась. Не знаем, как и чем он растрогал судей, но Потомскому разрешили выплачивать долг в «рассрочку» по… 5 тысяч рублей ежемесячно. Странная рублёвая гуманность к человеку, способному было отвалить полмиллиона долларов за избрание себя главой региона. Да здравствует наш самый гуманный в мире суд!
А вскоре журнал «Загородное обозрение» напечатал интервью супруги Вадима Потомского Натальи об их житье-бытье. Простодушная женщина, не скупясь на детали, похвасталась перед читателями и «садовым участком» в 50 соток за 10 000 000 рублей, и «садовым домиком» в 750 кв. м, который эксперты оценили уже в 150 миллионов!
– На материалы не скупились! – откровенничает жена Наталья – благо рядом Финляндия. Хотя обои и фаянс заказывали в Испании, а окна и двери – в Англии… Что поделаешь, у коммунистов тяга к Западу была всегда заложена на генетическом уровне. Ильич тоже хитро щурился, рассчитывая траекторию залпа «Авроры», посиживая не в Нижнем Тагиле, но в пивнушках Финляндии и Англии. Вот только фаянс в Испании почему-то заказать не додумался…
Откуда деньги, Зин?
Вопрос не праздный, а скорее – логичный. Он одинаково актуально звучит и в исполнении слесаря с Кировского завода, и опера УБЭПа. Странно, что его не задал Геннадий Андреевич Зюганов, который, по его собственным словам, лично следит за чистотой партийных рядов. Впрочем, Андрей Караулов в одной из своих передач постарался частично ответить и на этот вопрос. А именно.
Для начала он озвучил перечень фирм, где Потомский значится либо как учредитель, либо как компаньон: «Рондо» (Санкт-Петербург), «Ладожский берег» (Санкт-Петербург), «Всеволожск СпецТранс» (Санкт-Петербург), «Эко Дубровка» (Санкт-Петербург), «Флора Плюс», «Экология» и т.д. и т.п. (Фирмы-однодневки, эти обязательные спутницы любого всеядного бизнеса в счёт принимать не стали. – Авт.) О некоторых фирмах чуть подробнее.
Фирма «Экология», например, – это «ребёнок» питерских свалок. Ребенок, хоть и «трудный», но весьма «золотой». Потомский на нём «поднял» не один миллион, чем заслужил в Питере почётное погоняло «Мусорный олигарх». Знали об этом его «псевдониме» коллеги по КПРФ? Думаю, знали. И что с того? Деньги, как известно, не пахнут. Даже если они со свалок…
О том, что «мусорный» бизнес на 100% криминален и Ленобласть тут не исключение, а скорее – фаворит, в одной приватной беседе рассказывал известный тамбовский авторитет и «ночной губернатор Санкт-Петербурга» Владимир Кумарин-Барсуков, ныне осуждённый на 14 лет. Не верить такому источнику неразумно.
Технология «баблосбора» здесь очень простая. Вот что рассказал депутат Заксобрания Ленинградской области Владимир Петров: «…Вадим делал деньги на незаконных свалках, карьерах, на мусорном бизнесе, где якобы была переработка, а на самом деле незаконные карьеры заполнялись тем же самым мусором. Я понимаю, что губернатором Ленинградской области Потомский не избрался бы никогда…»
Последняя оговорка вовсе не «по Фрейду». Уже тогда Вадим Владимирович Потомский рвался к абсолютной власти, ведь «Духом окрепнем в борьбе!» – для истинного партийца не пустые слова, это программа!
Абсолютная власть – это абсолютные деньги. Как к ним шёл Вадим Потомский – в следующих материалах «АН».