В середине ноября губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко освободил от должности министра промышленной политики и лесного комплекса Кирилла Торопова с формулировкой «в связи с утратой доверия и ненадлежащим исполнением своих обязанностей».
При этом отставка Торопова запоздала на несколько недель. Ведь ещё 16 октября чиновник был задержан сотрудниками ФСБ, а 20 октября один из районных судов Иркутска арестовал Торопова ввиду возбуждения против него следственными органами уголовного дела по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере.
Экс-министру вменяются в вину злоупотребления в сфере дорожного строительства.До перехода в областное правительство, он в течение года возглавлял «Дирекцию по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области», а до этого занимал должность первого заместителя прежнего её руководителя Александра Николаева.
Ситуация для иркутского губернатора сложилась не очень приятная, поскольку Торопов, как и его предшественник, считался его фаворитом. Ерощенко был очень доволен работой дорожной отрасли региона, называл «праздником» отчёты её руководителей и торжественно вручал им бонусы и почётные грамоты.
В сюжете петербургского Пятого канала 32-летний Торопов был поставлен в ряд высокопоставленных иркутских чиновников – «мажоров», которым губернатор явно благоволил. Среди его коллег оказались бывший вице-губернатор и министр строительства и дорожного хозяйства 31-летний Михаил Литвин, министр экономического развития Иркутской области Руслан Ким, министр промышленной политики и лесного комплекса Алексей Климов, нынешний и бывший начальники Дорожной службы области Радик Фаразутдинов и Александр Николаев. По свидетельству очевидцев, все члены «молодой команды губернатора» тесно дружили между собой.
И вот теперь Кирилл Торопов – в СИЗО, а Михаил Литвин – срочно отъехал в Лондон, откуда пока возвращаться не собирается.
Журналисты заинтересовались молодыми чиновниками после скандального «инструктажа» на тему: кому и как следует давать взятку, чтобы без помех вывозить лес, который попытались дать водителям лесовозов Литвин, Климов и Ким. По словам самих водителей, которых цитирует международное информационное агентство «Инсайдер», Климов был «в состоянии сильного алкогольного опьянения», а Литвин – под воздействием наркотических препаратов. В итоге «инструктаж» вылился в настоящий погром с битьём стёкол машин и попыткой их поджога чиновниками. После этого инцидента и появились публикации, рассказывающие о подробностях биографий чиновников и образе жизни, который они ведут.
Федеральную службу безопасности и Федеральную налоговую службу заинтересовал не только моральный облик «реформаторов», а в первую очередь те схемы, которые они создали в Приангарье и Бурятии. Наличие этих схем дало повод депутатам Законодательного собрания Иркутской области Алексею Красноштанову и Александру Битарову заявить о «коррумпированности дорожной отрасли» региона.
Занимая ключевые посты в правительстве Иркутской области и фактически полностью контролируя дорожную отрасль, Торопов, Литвин, Фаразутдинов и Николаев (пересевший в августе прошлого года в кресло начальника Управления федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал»), по данным «Интсайдера», вытеснили с рынка местные проектно-изыскательские и дорожно-строительные компании, отдав громадные бюджетные средства сомнительным субподрядчикам, во главе которых стоят загадочные «зицпредседатели» или попросту их же родственники и друзья.
У всех этих ООО-«везунчиков» есть общие черты: фирмы никогда не занимались дорожным строительством;на балансе у них нет необходимой техники; в штате – нет профильных специалистов; нет собственных баз строительных материалов (при этом предприятиям, располагающим собственными асфальтобетонными заводами, щебёночными карьерами, в подрядах было отказано), не входят они и в СРО – саморегулируемую организацию строителей.
В последние годы 90% торгов выигрывались одной и той же организацией – Дорожной службой Иркутской области (у руля которой по очереди стоял кто-то из уже знакомых нам молодых чиновников), а уже она выбирала «нужного» субподрядчика.
И ещё один любопытный факт: среди «субподрядчиков-призраков» есть некое ООО «Бином», получившее контракт на содержание и ремонт автодороги Иркутск – Большое Голоустное. Юридический адрес ООО «Бином» совпадает с адресом Восточно-Сибирского речного пароходства. Пароходство же является частью холдинга «Истлэнд», которым до назначения на губернаторский пост владел сам Сергей Ерощенко. Гендиректор «Бинома» – племянник губернатора Дмитрий Салахиев.
Тут самое время задаться вопросом: а могли ли друзья-чиновники – Торопов, Литвин, Николаев и Фаразутдинов – обойтись без «политического прикрытия» сверху?
Тем временем в иркутских деловых и политических кругах обсуждается информация о том, что Торопов «активно сотрудничает» со следствием и даёт показания в том числе и о своих высокопоставленных покровителях.