В громком деле о санации Мособлбанка появились подробности вывода огромных денег со счетов 350 тыс. вкладчиков и понимание санатора, что 96,8 млрд. рублей, выделенных государством на спасение банка, недостаточно для полного возврата застрахованных вкладов населения. Ведь деньги в банке, как в классической пирамиде, сознательно привлекались под высокий процент с надеждой на возврат от поступлений со следующих депозитов. Главной проблемой санации прогоревшего Мособлбанка оказалась невозможность реализации его имущества в объёме, позволяющем закрыть дыру в бюджете банка. Теперь «СМП-банку», добровольно взявшему на себя миссию спасения банкрота, придётся либо крупно потратиться за свой счёт, либо просить у государства дополнительной помощи.
Не буди лихо
Теперь мало кто помнит, что скандально известный ныне Мособлбанк был основан в далёком 1992 году в столице Дагестана Махачкале. А назывался он тогда «Ватан», что в переводе с тюркского означает «родина». Позднее банк был куплен структурами известных в России банкиров Романа и Виктора Крестиных. Уже в Подмосковье он получил новое имя – «Московский областной банк». В 2005 году братья продали банк неким физическим лицам, а уже осенью 2006 года Мособлбанк перешёл под контроль новых владельцев, а именно: отца и сына Анджея и Александра Мальчевских, а также их партнёра Виктора Янина. При них банк сразу стал заметным игроком на финансовом поле страны. Особенно бурным темпом росла филиальная сеть кредитной организации. По данным рейтинга РБК, в 2013 году банк стал седьмым в банковском секторе России по размерам филиальной сети, состоящей из 585 отделений. Такому росту могли позавидовать самые крупные и авторитетные банки страны. Многие эксперты, и не только в ЦБ, подозревали, что здесь что-то очень не так.
Проблемы у Мособлбанка начались ещё в 2011 году, когда Банк России по итогам проверки выдал организации предписание, запрещающее на шесть месяцев приём вкладов от населения, кроме самих акционеров банка. Тогда же ЦБ обратился с письмом в Генпрокуратуру, однако никакой реакции не последовало. Тут бы хозяевам банка затаиться и встать на путь исправления нарушений, выявленных ревизорами Центробанка. А в провинившемся банке решили как бы посмеяться над запретом регулятора. Возглавляемый Анджеем Мальчевским Национальный фонд Святого Трифона в период действия ревизорского предписания стал бесплатно раздавать клиентам акции Мособлбанка номиналом в 40 рублей. Получилась этакая гуманитарно-благотворительная акция по увеличению клиентской базы.
Похоже, в Банке России издевательский ход поняли правильно и сделали свои выводы. В конце 2012 – начале 2013 года регулятор снова проверил Мособлбанк и снова написал письмо-представление в Генпрокуратуру. На этот раз правоохранители провели свою проверку, которая подтвердила изложенные ЦБ факты нарушений российского законодательства. Однако и на этот раз никаких последствий от выводов контролёров не последовало. Неизвестно, сколько бы ещё продолжались игры зарвавшегося банка с регулятором рынка, если бы не случайность. Я лично в такие случайности не верю, но банковская молва гласит, что клиент банка, он же сотрудник ЦБ, обратил вдруг внимание, что деньги с его счёта исчезли на следующий день после зачисления на депозит.
А дальше всё закрутилось в чрезвычайном режиме. Даже видавшие виды ревизоры удивились, когда в ответ на требование ЦБ Мособлбанк показал на своём балансе вкладов на 89,7 млрд. рублей вместо прежних 17,4 млрд. рублей. По этому «счастливому» случаю ЦБ провёл новую проверку и 21 мая 2014 года объявил о санации Мособлбанка. Кроме того, под «финансовое оздоровление» попали «Инресбанк» и «Финанс бизнес банк», владельцами которых являются Мальчевские и Янин. Тогда же контроль над этими финансовыми учреждениями перешёл к «СМП-банку» братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов.
СМП попал на деньги
Учитывая ситуацию, когда владельцы банков согласились сотрудничать с АСВ, наличие большого числа вкладчиков и имущества на балансе банков, решено было провести их санацию (оздоровление со сменой собственника). Под эту программу АСВ выдал «СМП-банку» кредит на 96,8 млрд. рублей под 0,51 процент годовых сроком на 10 лет. Видимо, на первых порах санаторы посчитали, что большая филиальная сеть и участие Мособлбанка в многочисленных бизнес-проектах с очевидной на первый взгляд выгодой позволит им без особых усилий рассчитаться с клиентами и вернуть заём государству.
Кстати, основной акционер Мособлбанка Анджей Мальческий пообещал сотрудничать с санатором и в случае необходимости лично вернуть средства всем вкладчикам банка. «В случае если хотя бы один вкладчик банка не сможет получить свой вклад либо вложения в векселя по причине отсутствия в балансе (реестре), я лично верну ему его средства. Причём это касается не только физических, но и юридических лиц. Прошу считать это официальным заявлением», написал он в форуме на портале Банки.ру. Сдержит ли бывший банкир своё слово, покажет лишь время и размеры дыры, в которую утекли деньги вкладчиков.
А в самом «СМП-банке» продолжают искать и считать активы, которые можно продать, чтобы рассчитаться по счетам (теперь уже точно можно говорить) – обманутых вкладчиков. Для этого пришлось даже создать отдельную структуру – Мособлкапитал. Здесь посчитали явно завышенной оценку стоимости недвижимости и имущества, находящихся в составе санируемого банковского холдинга. Самыми крупными и стоящими объектами стали недвижимость на 18 млрд. рублей и земли на 8 млрд. рублей. Весь солидный на первый взгляд девелоперский пакет предполагал доходность в объёме 68 млрд. рублей. На самом деле всё это хозяйство в сегодняшнем состоянии рынка продать по заявленной цене будет очень сложно, разве что с очень большим дисконтом. Филиальная сеть у банка действительно одна из самых крупных в банковском хозяйстве страны. Однако состояние приобретённых отделений оставляет, мягко говоря, желать лучшего. Скорость, с которой покупалась недвижка под филиалы, не позволяла обустраивать их достойным для солидного банка образом. Многие расположены в глубине спальных районов и оборудованы более чем скромно и только для привлечения массового вкладчика. Для этого банк устанавливал высокую доходность по вкладам, открывал льготные вклады для пенсионеров, студентов, охотников и рыболовов. Очередь в такие отделения создавалась за счёт оплаты услуг ЖКХ без комиссии. Словом, всё ради вкладов. Теперь продать такие филиалы будет трудно и дёшево, а переоборудовать для собственных нужд «СМП-банка» – дорого. Кроме того, новые владельцы намерены развивать старый бренд, им самим такая обширная сеть ни к чему.
Ход конём
А вот всё остальное наследие бывших хозяев Мособлбанка вообще не поддаётся сколько-нибудь серьёзной оценке. На выведенные за баланс деньги вкладчиков по завышенной цене приобретались необычные для бизнеса активы. Все они так или иначе связаны с увлечениями экс-владельцев Мособлбанка: страстью к лошадям, охоте, рыбалке, отдыху на природе. Поэтому покупались базы отдыха, конно-спортивные комплексы, охотничьи угодья и всё, что связано с этими забавами. Песок для парка «Русь», например, закупался в Испании. Кто его теперь соберёт по подмосковным лесам и продаст хоть за что-то? Поэтому названная в самом начале санации сумма долгов Мособлбанка в 105 млрд. рублей оказалась только видимой их частью на балансе. А большинство переданных под санацию активов на самом деле имеют крайне низкое качество. Такую оценку сделали эксперты АСВ, и она сильно расходится с расчётами специалистов «Финхолком-групп». Здесь насчитали стоимость переданных активов в объёме 120 млрд. рублей. Впрочем, споры все скоро прекратятся, как только свои выводы и расчёты сделает независимая экспертиза.
А пока самые жирные куски собственности бывших владельцев банковской группы из-под санации выведены. Речь идёт о самой «Финхолком-групп», в составе которой остались самые ликвидные активы. Прежде всего это конно-спортивный парк «Русь», КСК «Левадия», спортивно-развлекательный комплекс «Илья-Муромец», издательский дом «СТ-Медиа», Национальный фонд Святого Трифона и нефтеперерабатывающий завод в Ханты-Мансийском автономном округе. Предприятие совершенно новое, вступило в строй только в 2012 году, а уже в следующем оказалось в составе банковского холдинга. Помимо того бизнес-центры в Москве и девелоперское агентство также не были переданы под санацию. Любопытно, что на балансе этих компаний оказались пропавшие в Мособлбанке деньги вкладчиков. «АН» уже писали о том, как в самый канун санации бывшие хозяева Мособлбанка перевели 15 млн. рублей на «развитие конного спорта в России» на счета Национального фонда Святого Трифона, которым в действительности сами и заправляли. И это, надо полагать, самый скромный эпизод.
Похоже, теперь самое время Анджею Мальческому вспомнить о своём искреннем желании и публичном обязательстве лично вернуть деньги всем вкладчикам прогоревшего банка. Только ничего из этой популистской затеи не выйдет, и, скорее всего, никакие долги горе-банкиры добровольно уже не вернут. Хотя бы потому, что все своё и чужое добро они к настоящему времени успели промотать.