Аргументы Недели → Расследования

Авиакатастрофа в Казани: Экипажу не удалось выполнить стандартный заход

, 18:22

Техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по расследованию крушения самолёта Боинг 737-500 авиакомпании «Татарстан» предоставила предварительные результаты расшифровки информации бортового параметрического самописца.

Диспетчер в аэропорту Казани ранее рассказал, что пилот самолета докладывал о «непосадочной конфигурации». МАК, расшифровав информацию «черного ящика», сообщил, что в «процессе захода на посадку экипажу не удалось выполнить стандартный заход в соответствии с установленной нормативной документацией схемой». «Оценив положение самолёта относительно ВПП как «непосадочное», экипаж доложил диспетчеру и начал уход на второй круг в режиме TOGA (Take Off / Go Around. Взлёт / Уход на второй круг).

При этом, задействованный в процессе захода на посадку один из двух автопилотов, был отключён и дальнейший полёт осуществлялся в ручном режиме.  Двигатели вышли на режим, близкий к взлётному. Экипаж убрал закрылки из положения 30° в положение 15°.

Под действием кабрирующего момента от тяги двигателей, самолёт перешёл в набор высоты и достиг угла тангажа около 25°. Приборная скорость начала уменьшаться. Экипаж произвёл уборку шасси. С момента начала ухода на второй круг до этого времени активных действий по штурвальному управлению самолётом экипаж не предпринимал.

После уменьшении скорости со 150 до 125 уз экипаж начал управляющие действия колонкой штурвала по переводу самолёта в пикирование, которое привело к прекращению набора высоты, началу снижения самолёта и росту приборной скорости. Максимальные углы атаки в процессе полёта не превышали эксплуатационных ограничений.

Самолёт, достигнув высоты 700 м, начал интенсивное пикирование с углом тангажа, достигшим к концу полёта -75° (концу записи).  Самолёт столкнулся с землёй с большой скоростью (более 450 км/ч) и большим отрицательным углом тангажа.
От момента начала уход на второй круг до окончания записи прошло около 45 сек, снижение заняло около 20 сек.
Силовые установки работали вплоть до столкновения самолёта с землёй. Разовых команд, характеризующих отказы систем и агрегатов самолёта и двигателей по результатам предварительного анализа не выявлено».

 «Мы не сядем!» — такие слова услышали диспетчеры от командира экипажа. Гендиректор авиакомпании Аксан Гиниятуллин ранее сообщил, что командир разбившегося в Казани самолета, у которого был большой опыт полетов,  до трагедии ни разу не выполнял маневр ухода на второй круг. 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram