«АН» продолжают публикацию расследования о деятельности одной из самых закрытых компаний России – Транснефть. Начало – в «АН» №6.
Руководство Транснефти практически не даёт интервью и неохотно рассказывает о компании. Но в последнее время главу концерна Н. Токарева – прорвало. Посыпались громкие заявления. Самое эффектное: он назвал проходимцем известного общественного деятеля А. Навального. В ноябре 2010 г. тот устроил публичную разборку, обвинив Транснефть в хищении 47 млрд. руб. при строительстве «нефтяного БАМа» – трубы ВСТО. Действительно, в строительство двух очередей нефтепровода длиной 4,188 тыс. км закачали астрономическую сумму. По официальным данным Транснефти, уже в 2010 г. стоимость нефтепровода достигла 378 млрд. рублей.
При этом проект не был завершён, сроки сорвались. Транснефть свалила всё на генподрядчика. Мол, хотя он получил аванс 7 млрд. руб., но сэкономил на квалифицированных рабочих. В результате к 2008 г. вместо запланированных 1,8 тыс. км трубы реально построили 1,2 тыс. километров. Что бы ни было, факт налицо: в результате Транснефть столкнулась с резким ростом затрат. В общей сложности за последние 8 лет расходы компании на строительство превысили 800 млрд. рублей. В связи с этим А. Навальный не стеснялся в выражениях. «Все, кто близки к этому сектору экономики, знают – на стройке ВСТО творилось нечто невообразимое. Там выпилили столько – на калькуляторе не хватит нулей, чтобы посчитать. Украли всё», – объявил он.
Теперь, когда ВСТО пусть худо-бедно и с громадным превышением бюджета, но в целом всё же завершён, – наверху решили списать грехи. На прямой вопрос о хищениях в Транснефти В. Путин ответил в духе: были бы нарушения, все бы давно сидели. К тому же в итоге нефтяники сильно выиграли. Дело в том, что в великую восточную трубу не пускают высокосернистую башкирскую нефть. Поэтому российская смесь VSTO быстро стала в Азии эталоном качества и стоит на пару долларов за баррель дороже нефти из Арабских Эмиратов! Как объясняют эксперты, её сернистость – 0,6%. Тогда как у обычной российской нефти марки URALS – 1,7%.
Казалось, угроза для руководства компании развеялась. Но тут – новый поворот. Прежде всего у Н. Токарева начались трения с другим давним соратником и знакомым В. Путина – Игорем Сечиным. Кроме того, Транснефть нарвалась на войну за порты.
С портами история такая. Речь идёт ни много ни мало о контроле за двумя крупнейшими морскими транспортными узлами РФ – Новороссийским и Приморским! Бизнес очень лакомый и весьма перспективный. Поэтому вокруг него чуть ли не поголовно собрались все самые известные бывшие друзья и коллеги действующего президента. Оно и понятно: люди занимаются нефтью, её надо как-то возить, лучший вариант – собственные терминалы. Тем временем, по образному выражению экспертов, Транснефть прёт на портовый бизнес как танк. Оба порта взяла, но при этом прищемила немало хвостов влиятельным людям. В конце 2012 г. это вызвало череду аппаратных интриг, призванных сместить слишком напористого главу компании.
Пока Н. Токарев сохранил кресло. Но ситуация осложнилась на другом фронте. Возникли разногласия с главой Роснефти, а это – дело серьёзное. Политический вес её главы трудно переоценить. Его компания – крупнейший в РФ добытчик чёрного золота, в 2012 г. выкачала 117,7 млн. тонн. Суть разногласий: И. Сечина давно увлекает идея развития бурной нефтеторговли с Китаем. Расчёт: на КНР уже приходится 20% мирового потребления энергии, и доля будет расти. Так что покупатель перспективный. Хотя в отношениях – сложный. В 2010 г. в должности зампреда правительства И. Сечин пролоббировал 25-летний контракт на поставки нефти в КНР в обмен на кредит. Пекин тогда получил очень льготную цену, вдобавок сразу после подписания договора взбрыкнул и после долгих препирательств выбил из РФ дополнительные скидки. Интересный факт: Транснефть собиралась судиться с Пекином, но И. Сечин настоял на мирном решении вопроса. Пусть и с убытком для РФ.
Проблема вот в чём. Мощности имеющихся трубопроводов не хватает, чтобы наращивать нефтяные поставки в КНР. На помощь пришёл Казахстан, предложивший качать чёрное золото через свою территорию, вдобавок – по низкой цене. А это расходится с интересами Транснефти. «Если мы забираем 5–7 миллионов тонн нефти для прокачки через Казахстан в Китай, значит, их откуда-то надо снять. С наших заводов не снимешь, получается, придётся снимать с экспорта. Это прямые потери: затея обойдётся Транснефти примерно в 5,5 миллиарда рублей, так как транспортировка пойдёт по более короткому пути», – объяснил Н. Токарев.
Отсюда следуют два вывода. Первый – Транснефть кровно заинтересована перекачивать чёрное золото по самому длинному пути! Выходит, когда В. Путин волевым решением сдвинул маршрут ВСТО подальше от Байкала, что увеличило протяжённость трубы на 500 км, он сделал компании финансовый подарок на будущее. Второй – Транснефть неизбежно вступит в конфликт с Роснефтью. Поскольку интересы глав компаний сходятся далеко не всегда, грядёт битва двух нефтяных титанов. Скорее всего, в ближайшем будущем это приведёт к громкой отставке.