Аргументы Недели → Расследования № 44(336) от 15.11.2012

Ростов всё ещё папа?

, 17:01

«Лучшему мэру России» Михаилу Чернышёву не позавидуешь. Его дочери грозит до пяти лет тюремного заключения. О том, что Ольга Чернышёва, дочь главы Ростова-на-Дону и депутата Государственной думы Зои Степановой, подозревается в многомиллионных махинациях с землёй, стало известно ещё год назад.

Анализ  финансовой деятельности индивидуального предпринимателя Ольги Михайловны Чернышёвой напоминает похождения Остапа Бендера. Это захватывающая, поразительная, фантастическая история о том, как можно, пользуясь недюжинным лукавством и «честным именем папы», срубить 322 миллиона рублей за продажу земли. Но обо всём по порядку…

Земля раздора

Аксайский район Ростовской области – территория уникальная. Когда-то местные сельхозпроизводители кормили весь Ростов своей продукцией, но с развалом СССР, началом «лихих 90-х» земледелие и скотоводство сошли на нет. Отмирающее, как рудимент, сельское хозяйство сменила торговля. «Меги», «Ашаны», «Леруа-Мерлены» – вот чем теперь славится Аксай. Близость к региональному центру и главным магистралям дала ему возможность хоть немного развиваться, а феодалам – зарабатывать миллионы на сделках с землёй.

Может быть, эта краткая справка поможет читателю понять, почему Ольга Чернышёва в 2007 году объектом своего интереса выбрала участки Аксайского района, а именно – поле №11 в границах плана земель АО «Родина». Расположенная недалеко от железной дороги и автомагистрали, эта территория как нельзя лучше подходила для того, чтобы основать здесь большое предприятие. Вскоре нашёлся и инвестор: «Томилинская Девелоперская компания», которая якобы была готова дать невероятно большие суммы. Но вот беда: земли носили статус сельскохозяйственных и для строительства не предназначались.

– С Ольгой Чернышёвой мы познакомились в 2006 году, – говорит Александр Ковалёв, один из потерпевших земледельцев. – Она рассказала нам о планах построить на этой территории логистический центр, объяснила, что найденный инвестор готов приобрести землю по очень высокой цене, но при условии, что всё поле будет продано единым массивом и одним продавцом.

Этим продавцом должна была стать Ольга Чернышёва. Участки АО «Родина» (бывший колхоз «Русь») на тот момент принадлежали пайщикам и собственникам. Купля-продажа участков и их дальнейший перевод из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленного назначения заняли бы очень много времени, а также потребовали бы использования мощного административного ресурса. Поэтому Ольга Михайловна предложила владельцам участков оформить на неё договор дарения.

– В этом предложении нас ничего не насторожило, – рассказывает Александр Ковалёв. – Во-первых, по такой схеме был «подарен» практически весь Аксайский район. А во-вторых, Оля не раз подчёркивала: «Вы же знаете, кто мой отец!» И мы верили, что дочь мэра обмануть не может.

Кошки-мышки?

Когда все материалы этого запутанного дела были собраны, а потерпевшие поняли, что дочь высокопоставленного чиновника обвела их вокруг пальца, пятеро бывших «друзей» дочки мэра обратились в правоохранительные органы.

Как и следовало ожидать, дело приняло затяжной и волокитный характер.

Это экспертное исследование проводилось 7 месяцев.

Результаты удивили всех. На два из трёх поставленных перед ЮРЦ вопросов эксперты не смогли дать ответ, не говоря уже о том, что они не увидели в действиях Чернышёвой – Шишкина ничего криминального. Определить задолженность Чернышёвой перед потерпевшими «не представляется возможным», а определить, уплачивала ли Чернышёва обязательные налоговые выплаты, «не входит в компетенцию экспертов».

В качестве соучастника преступления следствие не привлекает господина Шишкина М.С., который представлялся гражданским мужем госпожи Чернышёвой и, как видно из аудиторской проверки, активно участвовал в сделках с землёй и осуществлял все тактические действия.

Наконец, таинственно исчезли из фигурантов дела создатели фирм-однодневок: жена Михаила Чернышёва, его вторая дочка и круг других близких лиц. Оценка их деятельности следствием игнорируется. О том, что помимо «Мошенничества» Чернышёвой вменяют «Уклонение от уплаты налогов» и «Легализацию денежных средств», в прошлом году заявлял прокурор области Валерий Кузнецов. Вскоре Кузнецов был снят со своей должности, а каких-либо следов дополнительных статей УК РФ в материалах не осталось. Более того, само дело было переквалифицировано из «Мошенничества в особо крупном размере» в «Причинение крупного имущественного вреда».

Древний мудрец Соломон заметил: «Закон, как паутина, – сильный вырвется, а слабый запутается». Данная ситуация является ярким примером истинности этого высказывания – сильная вырывается, слабые запутываются.

Юридически спорных вопросов в ходе следствия возникает очень много. Например, в связи с чем признак хищения исчез из квалификации, если землю Чернышёва от собственников получила обманным путём по фиктивным сделкам дарения? В связи с чем очевидные соучастники преступления исчезают из фигурантов дела? В связи с чем по отдельным потерпевшим дело выделяется в отдельное производство? И наконец, самый главный вопрос – в связи с чем возникают все эти вопросы?

«Запомните, джентльмены, эту страну, господа, погубит коррупция…» Чёрный Джек (М. Боярский) – «Человек с бульвара Капуцинов».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram