В связи с последними событиями по «Анатомии протеста -2» и «Болотному делу» выражение «явка с повинной» может стать таким же фразеологизмом, каким уже стало «басманное правосудие». Но наш рассказ не о «пытках оппозиционеров».
Мы расскажем о последних событиях в более громком, трагическом и резонансном деле – деле о пожаре в торговом центре «Пассаж» в Ухте. 11 июля 2005 в огне погибло 25 человек. Исполнители поджога - Антон Коростелев и Алексей Пулялин в ИК-56 написали явки с повинной и были приговорены к пожизненному лишению свободы.
Теперь уже бывший прокурор Григорий Чекалин и бывший же оперуполномоченный уголовного розыска Михаил Евсеев посмели вынести сор из избы и публично заявить о том, что дело о поджоге сфальсифицировано. Чекалин приговорен к полутора годам колонии-поселения за дачу заведомо ложных показаний. Евсеев получил 1 год и 3 месяца колонии за разглашение гостайны.
В настоящее время на скамье подсудимых находятся Валентин Гаджиев и братья Фахрудин и Асрет Махмудовы, которых судят как заказчиков поджога. В основании обвинения - те самые явки с повинной Пулялина-Коростелёва. Отметим, что Пулялин-Коростелёв сейчас заявляют, что явки с повинной были оформлены ими под давлением, а братья Махмудовы и В.Гаджиев были ими оговорены. В отношении оперативных сотрудников ИК-56, приложивших к этим явкам руку, возбуждены уголовные дела. В инициировании уголовных дел на оперативников колонии огромная заслуга принадлежит адвокату Пулялина Виктору Козлитину.
19 июля этого года адвокат Козлитин В.И. был задержан и заключен под стражу. Наличие у адвоката двух малолетних детей и жены на иждивении, постоянной регистрации в г.Ухте, устойчивых социальных связей (работа), предложение крупной денежной суммы в качестве залога – ничто не смогло убедить суд в отсутствии у Козлитина намерения скрыться от следствия…
Риторический вопрос: На основании чего следствие решило задержать адвоката, «склонявшего к даче ложных показаний свидетеля»?
Риторическая же подсказка: Михаил Евсеев (тот самый бывший опер), был взят с поличным и заключён под стражу за попытку оказать давление на одного из свидетелей – опера колонии ИК-56 Колесникова.
Не будем долго томить читателя в неведении: Ответ, увы опять риторический - причастность к совершению преступления адвоката Козлитина В.И. основана только лишь на показаниях Евсеева М.А. Евсеев, который уже заключил со следствием досудебное соглашение о признании вины.
«Очевидно, что и возбуждение уголовного дела в отношении Козлитина, и его задержание, выгодно стороне обвинения, поскольку материалы уголовного дела в отношении Козлитина В.И. по ходатайству прокурора были приобщены к делу о поджоге, - комментирует АН обстоятельства дела адвокат Любовь Сергеева. – Не исключаю, что дело о поджоге разваливается на глазах, возможно, с целью устраения сильного оппонента от участия в деле, следствием была подготовлена и разыграна эта хитроумная комбинация с показаниями Евсеева, чтобы получить возможность «на законных основаниях» исключить участие Козлитина в резонансном уголовном деле Обратите внимание - уголовное дело в отношении Козлитина было возбуждено после того как, готовя общественное мнение, Глава Следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Коми Николай Басманов сделал заявление о том, что по делу «Пассажа» «идет мощнейшее противодействие следствию», видимо имея ввиду «давление» на свидетеля Колесникова. который по словам Пулялина , принуждал его к даче показаний. Сторона обвинения осозновая риск вынесения оправдательного приговора по делу в отношении предполагаемых заказчиков преступления, решилась на устранение из дела Козлитина. Адвокат Козлитин стал пешкой, разменной фигурой в этой бесчеловечной «игре».
С момента страшной трагедии в Республике Коми прошло уже 7 лет. А разгадка, настоящее правосудие всё больше и больше погребается под снежной лавиной явок с повинной басманного правосудия. И, что, пожалуй, главное – происходящее в Коми - не частный случай, а норма для всей России.
Николай ТОНОРОВ