В последнее время в личной почте министра культуры Александра Авдеева появилось немало писем, авторы которых сетуют на дикости на рынке антиквариата. Есть в этих письмах и горькие слова о непонятной ситуации с экспертизами в Центре реставрации имени Грабаря, который сгорел при весьма странных обстоятельствах несколько дней назад.
Тот пожар в реставрационном центре начинает высвечивать множество проблем: российские культурные ценности исчезают не по дням – по часам. А почему? Оказывается, эксперты зачастую выдают «нужные» заключения: истинное делают фальшивым, а подделку – настоящим. Говорят, что именно такими «шалостями» занимались в центре Грабаря.
Далее. К потерям или перемене «паспорта» сотен российских шедевров причастен и некий международный картель – об этом уже вслух сказали в Министерстве культуры России. В этом картеле хорошо отлажена и смазана маслом не только каждая шестеренка, но даже и самый крохотный винтик. «Благодаря» четкой работе этого спрута русские торги на престижных аукционах Кристи или Сотбис стали напоминать цирковые представления: за час до начала священного действа российские шедевры вдруг изымаются из объявленных лотов. Причина? Это не Шишкин (Айвазовский, Куинджи или Саврасов). Это подделка.
В погоне за сокровищами Третьякова
Это одна беда. Другая – из запасников российских музеев и реставрационных мастерских, а также из особняков известных (и не очень) людей продолжают пропадать сотни творений. Некоторые из них держал в руках еще меценат Павел Третьяков, основатель Третьяковской галереи. И сегодня его любимые «дети» – Илья Репин, Константин Маковский, Виктор Васнецов – в большом фаворе у псевдоантикваров. Эти деловые люди с бульдожьей хваткой готовы платить за «жемчужины» русского искусства бешеные деньги. Хозяин полотна (скульптуры, фрески, тиары или золотого кубка) не согласен? Тогда этим же золотым кубком по голове, а труп – в печку. Подобным образом несколько лет назад расправились с известным антикваром Басманджаном.
Тяжелая ситуация на российском антикварном рынке достигла точки кипения: криминальная составляющая пробралась во все его структуры. Об этом «АН» рассказал Владимир Рощин, составитель пятитомного каталога подделок произведений живописи. Он же – издатель «Каталога предметов искусства, антиквариата и редких книг, находящихся в розыске». Эти каталоги уже вернули в Россию 10 шедевров.
Владимир Рощин за последнее время отправил несколько писем о диком состоянии экспертизы на антикварном рынке в Министерство культуры РФ. Несуразные ответы из этого ведомства В. Рощин принес в редакцию. Следом за В. Рощиным в «АН» приезжал один из уважаемых российских антикваров, назовем его Н.
Антиквар Н. (на условиях анонимности) рассказал много чего удивительного из жизни собирателей шедевров.
Справка «АН»
Михаил Ларионов (1881–1964) – русский художник, один из основоположников русского авангарда.
Эль Лисицкий (он же Лисиацкий Лазарь Маркович, 1890–1941) – русский архитектор и график.
В тени Куккука
– Подделки существовали всегда, но такого пугающего количества раньше не было, – призналась недавно заместитель директора Департамента господдержки искусства Министерства культуры РФ Екатерина Селезнева. – Мне представляется, что всем этим заправляет некий международный квалифицированный картель. Там работают очень грамотные искусствоведы, талантливые исполнители копий, которые очень хорошо разбираются в новейших технологиях.
Как тут не вспомнить скандал на аукционе Сотбис в Лондоне в 2004 г. с картиной Ивана Шишкина «Пейзаж с ручьем». За час до продажи лот был снят. До аукциона эксперты отнесли это полотно к периоду, когда Шишкин проходил стажировку в Европе у художников дюссельдорфской школы. Ко всему прочему позору подлинность полотна, оцененного приблизительно в 1 млн. долл., была документально подтверждена экспертами Третьяковской галереи. После снятия картины с аукциона выяснилось: полотно Шишкина на самом деле принадлежит кисти голландского живописца Маринуса Адриана Куккука. Он также учился в дюссельдорфской школе, поэтому манера его письма напоминает шишкинскую. Кстати, «Пейзаж с ручьем» до событий на Сотбис в 2004 г. ушел с молотка на шведском аукционе Буковскис за 65 тыс. долларов. И случилось это в 2003 г. Кто-то очень сильно хотел заработать на бедном Куккуке.
Что еще? Эксперты постоянно твердят об искусно раздутой стоимости картин Шишкина. Но слышать их никто не хочет. На недавнем шведском аукционе Буковскис «Лесная тропинка в сумерках» кисти Шишкина (подлинная) ушла с молотка за 1,3 млн. долл. Шишкин окончательно вошел в пятерку самых дорогих русских живописцев. Вот и объяснение, почему картины Шишкина так часто подделывают.
Гвозди, монеты и саркофаги
Умные люди говорят, что с тех пор как появился рынок искусства, его постоянно заполняют подделки. История фальшивок такая же долгая и красочная, как и история подлинных шедевров. Почему так бывает? В Средние века в храмах были собраны десятки голов Иоанна Крестителя и сотни гвоздей, якобы оставшихся от Распятия. В эпоху Возрождения виртуозы лихо научились подделывать древнеримские статуи и монеты, а в XIX веке Европу наводнили статуэтки и саркофаги из Египта.
– Сегодня подделывают две категории произведений, – рассказывает «АН» антиквар Н. – Это те, что редко встречаются (картины Ван Гога и Клода Моне), и те, что особенно ценятся (русские пейзажи опять же – Ивана Шишкина и драгоценности Карла Фаберже).
Но изощренность в подделках, какие начали появляться в России в последнее время, не снилась даже великим проходимцам от искусства. А таковыми были Шепсель Гохман из Одессы и Ханс ван Меегерен из Амстердама.
Как надуть Лувр
Шепсель Гохман, свободный человек с замашками Оси Бендера, стал знаменит в начале ХХ века. Именно ему пришла в голову мысль – создать древнюю тиару (тройную корону) скифского царя Сайтафарна из подручных материалов, а потом искусно ее состарить. Этот труд он доверил ничего не подозревающему одесскому ювелиру Израилю Рухомовскому.
Тиара удалась на славу. Гохман не стал радовать музеи Одессы-мамы, он решил осчастливить Лувр. И выдал вещицу с Малой Арнаутской «за древнейшее сокровище из земли Ольвии». В Лувре скифскую тиару приняли с благодарностью. Она была выставлена на всеобщее обозрение. Но многие ученые сразу высказали сомнение в ее подлинности. Дирекция Лувра не стала прислушиваться к их мнению, и семь лет вся культурная Европа каталась в Лувр, чтобы посмотреть на «корону Гохмана». Точку в этой истории поставил ювелир Рухомовский. Он дал признательное интервью журналистам, а вскоре сам объявился в Париже. Администрация Лувра допросила его с большим пристрастием.
Скандал был грандиозный. Тиару из Лувра вынесли, но «подвиг» Гохмана стал притчей во языцех. Возможно, в некотором роде и путеводной звездой для новых мошенников. Иначе откуда у Гохмана столько последователей?
Заметки на полях
Самый «похищаемый» русский художник – Иван Айвазовский. За последние 15 лет из музеев и частных коллекций украдено более полусотни его произведений.
Из личной коллекции Геринга
Еще один гениальный прохвост начала ХХ века – Ханс ван Меегерен был владельцем доходных домов в Амстердаме. В свободное от работы время он рисовал. Над Меегереном смеялись, и откровеннее всего – известный искусствовед Абрахам Бредиус. Кстати, Бредиус был горячим поклонником голландского художника ХVII века Яна Вермеера. Он везде твердил, что еще не все полотна Вермеера дошли до современников. И будут сюрпризы. Меегерен решил отомстить.
Первая картина «под Вермеера», вышедшая из-под пера Меегерена, вызвала бурный восторг у Бредиуса. Эксперт был польщен, что его предсказания сбылись. Картину, изображавшую Христа, купил Музей Боймана в Роттердаме. Меегерен написал еще семь картин «раннего Вермеера». И стал очень богатым человеком.
Разоблачение Меегерена произошло с падением Третьего рейха. В личном музее Германа Геринга нашли картину Вермеера «Соблазнение замужней женщины». Полиция установила, что эту картину Герингу продал Меегерен. Художника арестовали: в Голландии за сотрудничество с нацистами полагалась смертная казнь. Но Меегерен выкрутился и получил лишь год тюрьмы. Эксперты отмечают: в работах ван Меегерена продумано все – и технология, и стиль. Это, если можно сказать, подделки-шедевры. К сожалению, русские меегерены творят иначе. Получается у них своего рода антикварная окрошка.
«Итальянка» на улице Радио
А теперь прогуляемся на улицу Радио во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) имени академика Грабаря. И посмотрим, как работают наши мастера.
– Этот центр – единственное в Москве государственное учреждение, – рассказывает «АН» составитель каталогов подделок Владимир Рощин, – которое оказывает экспертные услуги музеям России и частным коллекционерам. Но в центре творится что-то странное. Очень напряженная обстановка в отделе научной экспертизы. Этот отдел возглавляет Анна Киселева. За три последних года из отдела ушла добрая половина ведущих экспертов. Об этом министру Авдееву уже сообщала бывший научный эксперт ВХНРЦ им. Грабаря Татьяна Горячева (копия этого письма есть в редакции).
Выяснилось, что Анна Киселева в одном лице имеет статус эксперта по западной живописи, должность начальника отдела научной экспертизы и пост председателя экспертного совета.
– Это почти то же самое, если бы в одном лице объединились адвокат, прокурор и судья, – считает В. Рощин.
Сегодня в Минкульте накопилось немало заявлений от клиентов центра им. Грабаря о вымогательстве со стороны А. Киселевой. В распоряжении редакции есть заявление на имя министра Авдеева (от 02.07.2010 г.) о вымогательстве 20 тыс. долларов. Эту сумму г-жа Киселева выставила клиенту, который попросил сделать экспертизу картины русского художника И. Шультце.
И есть еще одно заявление от 25 апреля с.г. о фальшивом заключении Киселевой на подлинную картину Карла Брюллова «Итальянка» (картину признали подлинной в Государственном Русском музее, в Эрмитаже и в Государственном музейном фонде). Какую цель преследовала эксперт Киселева, вынося заведомо ложный «приговор» картине?
– На антикварном рынке уже неоднократно всплывали экспертные заключения на фальшивые работы, подписанные Анной Киселевой, – свидетельствует Владимир Рощин. – Удивляет еще и то, что жалобы на действия Киселевой министру Авдееву идут и идут, а меры-то никакие не принимаются. И некоторым антикварам и экспертам работать с Киселевой попросту не хочется.
Так почему же в середине июля загорелись мастерские в центре Грабаря? Кто прятал концы в огонь и в воду? К этому мы еще вернемся, а пока продолжим знакомиться с «ноу-хау» антикварного рынка.
Фабричные яйца Фаберже
А теперь поинтересуемся у уважаемого антиквара Н., откуда у нас в стране так много яиц Фаберже? Помнится, при жизни Фаберже создал 50 императорских пасхальных яиц. Большинство из них находится в музеях. О судьбе восьми яиц ничего не известно.
– Этим и воспользовались пройдохи, которые сумели заработать на «пропавших» яйцах Фаберже огромные деньги, – рассказывает антиквар Н. – Их было трое: Наум Николаевский, Эдуард Зингер и Василий Коноваленко. И подошли они к вопросу производства яиц под Фаберже со всей основательностью. Нашли потомков мастеров, которые работали под Фаберже, и выкупили эскизы. Настоящие клейма нашли в Риге. А сами яйца клепали на Кировском заводе. И наклепали…
Сегодня эти яйца под Фаберже всплывают то там, то сям. Даже музеям Кремля досталось пасхальное яйцо от Зингера и Николаевского. Его не так давно конфисковали у африканских дипломатов. В музее определили, что это подделка, но оставили в коллекции. На память.
А сколько еще фабричных «яиц Фаберже» катается по миру?
Мания Элизабет Дурак
Но, оказывается, фантазия у тех, кто хочет быть рядом с высоким искусством, останавливается не только на создании скифских тиар или пасхальных яиц под Фаберже. Бывают идеи и позадиристее. К очень неординарному способу «раскрутки» вымышленного художника в 70-е годы ХХ века прибегла Элизабет Дурак из Австралии. Она сама написала сотни картин и выдала этот тяжелый труд за творчество аборигена Эдди Бурропа. Мадам Дурак очень четко уловила моду на «наивное искусство». И попала в десяточку. Но подделка раскрылась, когда ее попросили предъявить господина Бурропа. Художница, недолго думая, наняла на эту роль пьяненького аборигена. Но он не смог провести на листе даже ровную линию…
Мадам Дурак отделалась символическим наказанием. Суд учел, что благодаря ее оригинальной фантазии во всем мире значительно вырос интерес не только к искусству аборигенов, но и к Австралии. Выходит, тетенька потрудилась на благо отечества. Но почему многие наши, несомненно, очень талантливые люди из мира искусства не работают на пользу Отчизны? А лишь на свой большой карман?
Станок в Киево-Печерской лавре
Но где же создают подделки? В квартирах? Офисах? Банках или банях? Одна из подпольных лабораторий недавно была обнаружена в …Киево-Печерской лавре. Об этом журналистам сообщил наместник лавры архиепископ Павел. Любители антиквариата оборудовали помещение плавильной печью и десятками матриц для изготовления ювелирных украшений, орденов и крестов, включая ордена Ленина и Красной Звезды.
Милиционеры обнаружили в этой подпольной лаборатории много ювелирного лома, драгоценных камней и даже подделки под скифские находки.
Нет, не дает горе-антикварам спокойно жить дух Шепселя Гохмана и его «древней» тиары, чудом закатившейся в божественный Лувр.
Раритеты Зои Федоровой и Алексея Толстого
Но как оказываются на аукционах многие истинные шедевры из России? Каким образом они приезжают в Лондон, Стокгольм или Нью-Йорк? Тут, видимо, надо вспомнить про громкие «антикварные» убийства. Помните загадочное убийство популярной советской актрисы Зои Федоровой? Она была застрелена в своей квартире. Убийство наделало много шума. Федорова была лично знакома со многими антикварами. Следователи настаивали именно на антикварном следе. Эта верcия находит подтверждение и в воспоминаниях известного танцовщика Рудольфа Нуриева, который был близко знаком с Федоровой. Да и в записной книжке Федоровой нашли более 2 тыс. телефонных номеров.
Следствие велось масштабно: сотрудники МУРа допросили 4 тысячи человек. Но убийца так и не был найден.
Пикассо с тремя этикетками
Подделывают сегодня не только полотна, – продолжает свой рассказ антиквар Н. – Несколько лет назад по каналам Интерпола в Россию пришел запрос проверить, не украдена ли из Эрмитажа картина Пабло Пикассо «Женский портрет». В Эрмитаже все переполошились…
Почему пришел такой запрос? Картину «Женский портрет» Пабло Пикассо нашли на черном рынке. Она была маркирована тремя этикетками, подтверждающими, что в разное время полотно принадлежало трем музеям. На момент запроса – Эрмитажу. Наличие тройной маркировки и привлекло теневых покупателей: значит, решили они, картина Пикассо подлинная. И – очень дорогая.
Но «Женский портрет» (то есть подлинник) в Эрмитаже оказался на месте. Получается, этикетки были блестящей подделкой на не менее блестящей копии Пабло Пикассо. Значит, люди, которые придумывают все эти фокусы, обладают невероятной фантазией, талантом и, бесспорно, – широкими связями.
От рук алчных собирателей старины пострадала и Лидия Толстая, вдова писателя Алексея Толстого. Из московской квартиры писателя унесли несколько бесценных полотен и уникальные ювелирные
украшения. Где сегодня все эти раритеты? В чьих коллекциях?
Исчезновение антиквара Тульчина
В начале мая 2003 г. при весьма странных обстоятельствах исчез известный питерский антиквар Аркадий Тульчин. Он был известен в Петербурге как владелец сети антикварных салонов «ХIХ век». Тело его так и не нашли. Уголовное дело закрыли.
– Год-два мы надеялись на его возвращение, – признался вице-президент Ассоциации антикваров Петербурга Михаил Суслов, – но, получается, напрасно.
В антикварных салонах Тульчина хранились вещи работы Фаберже, Кехле и Болина, а также екатерининские подвески и серьги времен Петра I, бриллиантовые колье, подарочные медальоны, усыпанные драгоценными камнями.Что и с кем не поделил антиквар Тульчин? Кто его убил? И за что? И будет ли когда-то разгадана тайна его исчезновения?
Смерть в музейной котельной
– В истории уже был один антиквар, который исчез также бесследно, как Тульчин, – рассказывает антиквар Н. – Это Гарабед Крикор Басманджан. Он пропал в Москве в 1989 году. Ушел из гостиницы «Москва» и не вернулся…
Оказывается, Басманджан в 70‑х годах эмигрировал из Армении во Францию. Открыл в Париже собственную галерею. И вскоре стал миллионером.
Как выяснилось уже после исчезновения Басманджана, антиквар участвовал в крупных операциях по незаконному вывозу из России художественных ценностей. В этих операциях были замешаны владельцы антикварных салонов, частные коллекционеры, сотрудники спецслужб и, конечно, мафиозные группировки. Но однажды этот отлаженный конвейер дал сбой. И Басманджана убили. Как потом выяснили следователи, антиквара сожгли в котельной одного из музеев на Петровке.
Позже эта котельная фигурировала еще в 5 уголовных делах, связанных с исчезновением крупных предпринимателей.
Получается, что на российском антикварном рынке есть место всем: и истинным коллекционерам, и скупщикам краденого, и виртуозным мошенникам, и даже экспертам с мировыми именами.
На этом рынке действует мощная преступная группировка. Именно она наводнила антикварный рынок высококачественными подделками. И сегодня эти подделки обнаружены даже в коллекции одного из бывших директоров ФСБ РФ. Дальше, как говорится, ехать некуда.
197 подделок
Подделки, фальшивки, перелицовки заполонили не только Россию. Они – настоящий кошмар для всемирно известных аукционных домов. Статистика снятия русских лотов с аукционов Сотбис, Кристи и Филлипс удручает.
– В 1988 году в Швейцарии судебному преследованию подвергся организатор выставки работ художника Михаила Ларионова, – продолжает свой рассказ антиквар Н. – Все 197 работ были признаны подделками.
С 1992 г. аукционный дом Филлипс де Пюри вообще отказался от проведения специализированных аукционов по русскому искусству.
В декабре 1995 г. с аукциона Сотбис сняты две картины Любови Пановой, а также три картины Эля Лисицкого. Причина та же – сомнения в подлинности.
В 2000 г. на аукционе Сотбис «блокировка» русских лотов достигла невиданных масштабов. Сняли даже те картины, что были помещены в каталог: полотно Айвазовского, работы из мастерской Куинджи, произведения Петрова-Водкина.
– В этих провалах виноваты не только нечистоплотные дельцы от искусства, – считает Владимир Рощин, – но и российские эксперты, которые атрибутировали подделку, прежде чем она появилась на мировом рынке.
К слову, до недавних пор российскую школу экспертизы считали одной из самых сильных в мире. Однако сегодня именно российских экспертов постоянно упрекают в ангажированности. И это еще не вся беда. Нередко разные эксперты дают на одну и ту же картину как положительные, так и отрицательные заключения.
Вот так мы веселим весь мир.
Мальчик в сандалиях и без
А зачем горе-антиквары иной раз перекраивают полотна известных и хорошо продаваемых художников? Таких случаев на антикварном рынке тоже немало.
– Вы правы. Такая история приключилась с картиной Генриха Семирадского «Утром на рынок». Эта картина была похищена из таганрогского музея, – продолжает свой рассказ антиквар Н. – Последний раз картину видели в 1998 году, когда один из искусствоведов составлял каталог экспонатов. Потом петербургское издательство «Золотой век» решило составить альбом Семирадского. Они-то и запросили музей в Таганроге. Сотрудники музея отправились в запасники, но картины и след простыл.
В журнале «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» в разделе «Внимание: розыск!» удалось опубликовать фотографию полотна Семирадского. И откликнулись честные антиквары. Они и сообщили, что картина проходила через них. И назвали фамилию покупателя.
– Покупатель картину вернул. Но она была «перелицована», – продолжает антиквар Н. – На той картине мальчик был в сандалиях. А возле храма были ступеньки. На новом полотне у мальчика нет обуви, он бос. А у храма отсутствуют ступеньки. Почему мошенники это делают? А чтобы была возможность выдать картину за авторскую копию. Получается, и оригинал как бы сохранили, и авторскую копию сделали.