Аргументы Недели → Расследования № 1(191) от 14.01.2010

Китайский «стелс» – самый невидимый из всех невидимок

, 18:05

Легенда о том, что в Китае скоро появится свой истребитель пятого поколения, гуляет по СМИ давно. В 2008 г. китайцы сделали неофициальное заявление, что летом 2007 г. им удалось сбить американский истребитель пятого поколения F-22A «Рэптор». Тот самый, построенный по технологии «Стелс», самый дорогой истребитель в мире (стоимость одной машины свыше 300 млн. долларов).

Бой предположительно произошел над Тайваньским проливом, когда F-22А случайно залетел в воздушное пространство КНР. При этом китайцы якобы использовали звено Су‑30МКК, которое «отсекало от самолета-нарушителя остальные машины американских ВВС». Сбитый «Рэптор» упал на территорию Китая, после чего китайцы разобрали его на запчасти и на основе полученной информации создают свой истребитель пятого поколения.

Был ли мальчик?

Действительно, летом 2007 г. американцы перебросили 12 самолетов F-22A из Калифорнии на базу Кадена в Японии. Она расположена на расстоянии около 1000 км от Тайваня, и «Рэптор» был способен туда долететь. Поэтому теоретически можно предположить, что заблудившегося американца сбили неожиданной атакой. Но возникают сомнения.

F-22A оснащен современной навигационной системой, в том числе и спутниковой. Должно случиться что-то совсем особенное, чтобы пилот не заметил, что его самолет глубоко залетел на чужую территорию и скоро будет атакован истребителями противника. Неужели американский летчик спал? Неужели система обороны самолета была отключена? А китайцы оказались настолько вероломны, что сразу в упор атаковали F-22A ракетами без предупреждений на установленных частотах?

Даже во времена «холодной войны» заблудившиеся самолеты сразу не сбивали. Слишком велик риск вооруженного конфликта. Конечно, если враг нахально пер внутрь страны, - сбивали незамедлительно, иногда даже таранили.

Также непонятно, каким образом обломки самолета смогли упасть на китайской территории, пролетев с десяток миль от Тайваньского пролива. Учитывая то, что любой летчик ВВС США еще со времен корейской войны всегда старается тянуть подбитую машину к морю. Там точно вытащат свои - американская служба спасения на море очень хороша.

Версия о принудительной посадке «Рэптора» китайцами выглядит еще более невероятной. F-22A - cкоростной перехватчик, который по максимальной скорости на форсаже быстрее J-10A, и близок к Су-30МКК, а по крейсерской скорости превосходит их. Поэтому взять его в «коробочку» и принудить к посадке нереально. Он попросту уйдет. Тут нужны сверхскоростные истребители МиГ-31 - от них не сбежишь. Но таких
МиГов в КНР нет.

Русский «Стелс»

5 января 2010 г. влиятельная индийская газета Business Standard опубликовала статью о российском истребителе пятого поколения Т-50. По словам индийских журналистов, в конце прошлого года делегации министерства обороны Индии на одном из российских аэродромов был показан флагманский самолет «Сухого».

Как рассказал один из старших офицеров ВВС Индии, когда он увидел истребитель, его как будто ударило током и он недоверчиво коснулся самолета рукой. Это действительно был истребитель Т-50.

На наследстве «старшего брата»

Китайское реактивное авиастроение создавалось при непосредственной помощи СССР. Еще в 50-е годы китайцам были переданы технологии, конструкторская документация, поставлено оборудование и построены заводы для выпуска истребителей.

Свой истребитель J-10 в КНР начали разрабатывать в конце 70-х. Сначала рисовали эскизы, которые были похожи на шведский самолет «Вигген». Но опыта не хватало, а отношения с СССР испортились. США тоже не слишком охотно делились секретами авиастроения. Поэтому китайцы обратились за помощью к Израилю - там были не прочь заработать.

Контакты сторон привели к передаче в 1994 г. всей конструкторской документации израильского истребителя «Лави» китайцам. К тому времени нормализовались и отношения Пекина с Москвой. В КНР начались первые поставки Су-27СКК, и китайцы увидели, каким на самом деле должен быть настоящий «король воздуха». К проекту привлекли без особой огласки российских специалистов. Дело пошло. В результате у китайцев получился довольно неплохой самолет - истребитель четвертого поколения J-10A, удивительный плод китайско-русско-израильского сотрудничества.

Но вопрос с двигателем для своих истребителей не решен до сих пор. Так что попытка скопировать Су-27СКК пока оказалась провальной, в том числе из-за «моторной» проблемы. Клон «сушки» J-11B получился тяжелым, плохо скомпонованным, с неважными показателями по скорости и дальности полета. Но основная беда в том, что его двигатель имеет ресурс в 25-40 часов. Это попросту несерьезно!

На недавнем параде в Пекине китайцы под видом «своих» истребителей J-11B показали Су‑27СКК/J‑11A, а несколько J-11B летало с нашими двигателями.

Кстати, о вкладе РФ и Израиля в китайский проект J-10 СМИ Китая народу не рассказывают. Это и приводит к различным легендам среди китайцев.

Китайский невидимка

«Головокружение от успехов» приводит к появлению вала слухов о «разрабатываемом, обкатываемом, облетываемом» прототипе «Стелс-истребителя» J-14 (J-ХХ). Интернет заполнен откровенными компьютерными фальшивками, выдаваемыми за реальное изображение самолета.

В КНР, конечно, ведется разработка нового самолета. Департамент общественных связей ВВС Народно-освободительной армии Китая подтвердил сообщения, что «истребитель четвертого поколения J-XX» (в Китае пятое поколение называют четвертым) разрабатывается на основе конструкции истребителя J‑10. Но реальность жестока. На пути создания самолета пятого поколения китайцев ожидают большие трудности.

Первая - нет своего двигателя. А ведь сердце нового истребителя должно быть мощным и экономичным, обеспечивая «крейсерский сверхзвук». Задачу создания авиадвигателя пятого поколения не до конца решили еще и в РФ.

Вторая - нет своего бортового радара (РЛС) для самолета пятого поколения. И самостоятельно создать такую РЛС, как и весь комплекс оборудования - задача для Китая  очень сложная.

Третья - схема, по которой создан J-10, для «Стелс-истребителя» является неприемлемой.

Так что опять придется идти за помощью к северному союзнику, разумеется, с кругленькой суммой. А пока - китайский «Стелс» самый невидимый из всех, так как его просто нет.

Исторический аргумент

Китайцы действительно один раз посадили американский самолет. Это было в 2001 г., когда истребители ВВС Китая принудили к посадке на остров Хайнань американский турбовинтовой самолет-разведчик с 24 членами экипажа. Тогда в результате непреднамеренного столкновения китайцы потеряли один истребитель, летчик погиб.

Самолет-разведчик потом долго и увлеченно «потрошили» китайцы. Как говорят, им помогали русские специалисты. Американцы пытались протестовать, но... в свое время мы тоже пытались, когда угнанный в Японию предателем Беленко МиГ-25П «потрошили» американцы. Правда, американцы вернули нам самолет исправным, а вот их самолет вывозили домой в США на зафрахтованном «Руслане». Ущерб, который американская сторона понесла в ходе этого эпизода, измерялся миллиардами.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram