29 мая 2012 г. в Пресс-центре газеты «Аргументы недели» состоялась пресс-конференция на тему: «Станет ли Морозовская городская детская клиническая больница платной? Позиция врача и гражданина по переводу медицины на коммерческие рельсы».
В пресс-конференции участвовали:
КОЛТУНОВ Игорь Ефимович – главный врач Морозовской городской детской клинической больницы, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ;
ПЕТРЯЙХИНА Елена Ефимовна – заместитель главного врача Морозовской городской детской клинической больницы, кандидат медицинских наук, доцент.
АН: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Сегодня у нас в гостях главный врач Морозовской городской детской клинической больницы, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ - КОЛТУНОВ Игорь Ефимович и заместитель главного врача Морозовской городской детской клинической больницы, кандидат медицинских наук, доцент - ПЕТРЯЙХИНА Елена Ефимовна. Тема нашей сегодняшней встречи: «Станет ли Морозовская городская детская клиническая больница платной? Позиция врача и гражданина по переводу медицины на коммерческие рельсы».
Игорь Ефимович, неделю назад в интернете была информация о том, что, якобы, Морозовская больница буквально на днях может стать платной, и все услуги детям будут оказывать за деньги. И Интернет-сообщество всполошилось, как это может быть в такой богатой стране детская медицина платной. Можете рассказать, почему это произошло, такой всплеск информации и Ваша позиция по этому поводу?
Колтунов И.Е.: Спасибо большое за то внимание, которые вы уделяете медицине вообще и детской больнице в частности. Потому что, на самом, деле это очень важный вопрос. Что касается медицины платной или бесплатной, то прежде чем говорить об этом, нужно посмотреть, что существует сегодня, что мы имеем по существу. Мы по существу имеем многоканальную систему финансирования лечебных учреждений. Из различных источников финансирования. Это и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, субсидии субъекта, где находится лечебное учреждение, у нас - это Правительство Москвы, или иные источники альтернативного финансирования. Это те деньги, как мы называем их платная медицина, это взносы, какие-то пожертвования добровольные и т.д. Все мы помним нашу добрую российскую систему ещё пятнадцатилетней давности, когда больной приходил к врачу, а врач ему говорил, что у него ничего нет кроме зеленки и йода. За всё остальное платите. Приносите пелёнку из дома, лекарства покупайте в аптеке, лечить нечем. Это замечательная история многих врачей устраивала, потому что врачи сидели спокойно в своей теневой зоне, получали деньги от пациентов, тем самым оказывали ту услугу пациентам за их деньги, которая должна оказываться совершенно бесплатно за счёт средств государства и Фонда обязательного медицинского страхования. И, конечно, те врачи, которые сегодня, если мы говорим о введении платных услуг, это говорит лишь о том, что Морозовская больница стала официально принимать деньги от пациентов. Причем никогда до этого в Морозовской больнице не было. Второе, это Морозовская больница может стать платной или бесплатной, я считаю это не совсем корректно, поскольку Морозовская больница - это городское лечебное учреждение и в первую задачу входит обеспечение конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь. Поэтому каждый житель города Москвы имеет право и получит в Морозовской больнице, за счёт средств обязательного медицинского страхования медицинскую помощь бесплатную для пациента, но платную для Морозовской больницы. Потому что Морозовская больница по тарифу ОМС, по медицинскому стандарту, по которому мы эту помощь оказываем, получит эти деньги. Если в Морозовской больнице лечение больного будет идти не правильно, если нарушены стандарты – Морозовская больница денег не получит от фонда ОМС. Таким образом люди не получат зарплату, Морозовская больница не восполнит свои расходы на медикаменты, мягкий инвентарь и питание этого пациента. Для пациента это будет также бесплатно, но Морозовская больница получит убытки. Сегодня, как мы знаем, больницы финансируются из ОМС. На бюджетном финансировании у нас только два подразделении - это отделение трансфузиологии и это отделение офтальмологической линии, санаторий, можно так сказать, реабилитационное отделение. Эти два подразделения финансируются по старому способу, когда деньги выделяются из бюджета и по единой тарифной системе и т.д. Поэтому сегодня для Морозовской больницы пациенты все платные. Другой вопрос: кто за них платит? Фонд обязательного медицинского страхования, какой-то может заплатить благотворительный фонд, это иногородние граждане или иностранные граждане, это, может быть, какие-то пожертвования. Альтернативных источников финансирования порядка десяти процентов, может быть даже порядка пяти – семи процентов, сегодня, сейчас и 95-96% - это в основном те средства, которые мы получаем от Фонда обязательного медицинского страхования. Часть средств мы получаем субсидией из бюджета города Москвы. Эта субсидия идёт у нас на медикаменты, на оборудование централизованной поставки, медикаменты централизованной поставки и на зарплату сотрудников, для того, чтобы у сотрудников зарплата не была очень низкой, ниже того уровня, достойного, на уровне которого можно жить.
Сегодня средняя заработная плата у нас по Морозовской больнице порядка 62 000 рублей в целом, у среднего медперсонала порядка 45 000 рублей зарплата по больнице. И мы этот уровень держим, у нас фонд заработной платы возрос на 10-12% по сравнению с прошлым годом. Так же в больнице произошла перегруппировка коечного фонда, в результате которой мы снизили на 10% общий коечный фонд больницы и увеличили интенсивность оборота койки. Таким образом, количество коечного рынка у нас возросло на 24% за аналогичный период, если сравнивать первый квартал 2012 года и первый квартал 2011 года, т.е. большему количеству людей мы смогли оказать помощь.
Что касается платных услуг, то платные услуги оказываются, в основном, пациентам, которые просят какие-то исследования, какие-то дополнительные обследования, не входящие в экономический стандарт, который утверждён департаментом и большим Минздравом Российской Федерации, хотят сделать то, что не входит в стандарт лечения профильного заболевания, с которым пациент у нас находится. Также пациент может оплатить, если он захочет, какие-то дополнительные услуги: супер телевизор, видеомагнитофон, всё что угодно. Это, соответственно, не входит, больница предоставлять не обязана. Пациент может питаться у нас в больнице, может приносить пищу себе из дома, может заказывать в ресторане - это личное дело каждого пациента. Но мы со своей стороны, что касается больницы, полностью гарантируем питание, медикаменты, всё обслуживание в полном объёме. Поэтому какой-то платности больницы, я считаю, не имеет места, потому что больница городская, больница скоропомощная, принимает от 210-215 пациентов в сутки, обращаемость в приёмный покой 120-130 госпитализаций в сутки. Средняя продолжительность койки на семь дней, т.е., как мы понимаем, койка у нас оборачивается за месяц порядка 4,2 раза за 30 дней. Вы можете представить какой объём пациентов из 1020 коек, которые находятся сейчас в больнице, проходит через наше учреждение? И все они, еще раз повторяю, 95-96% - это все пациенты за счёт Фонда обязательного медицинского страхования. Остальные проценты это иногородние граждане, иностранные граждане и граждане, которые лечатся за счёт средств фонда. Те пациенты, которые непосредственно платят сами за себя, их еще меньше, потому что это детство, во-вторых, достаточно узок круг тех вещей, за которые пациент может заплатить. Платные услуги оказываются в нерабочее время в амбулаторной поликлинике. Платные услуги оказываются в выходные дни, в праздничные дни, когда врачи добровольно, если клиника хочет заработать, она может всё это оказывать. Хотя, по закону, в обычное время этого быть не должно, люди должны отдыхать или заниматься другими делами. Вот такая история, что касается платных услуг.
АН: Игорь Ефимович, ваша позиция, я так понял с ваших слов, вы положительно относитесь к платной медицине?
Колтунов И.Е.: Платная медицина существует во всём мире и даже в самых высокоразвитых странах. И без платной медицины, без медицины, живущей на пожертвования частных инвесторов или компаний, не занималась бы программой по борьбе со СПИДом за рубежом, не занималась бы программой по борьбе с онкологическими заболеваниями. Потом, давайте обратим внимание, что платная медицина за рубежом с удовольствием встречает российских граждан, строит отдельные для этого клиники, врачи учат русский язык. И сегодня, так называемый, медицинский туризм за границей процветает. Т.е. мы берём свои собственные деньги и отправляем их за границу. Почему бы нам эти деньги не направлять на развитие платной медицины в Москве, в России для того, что бы развивать свою собственную медицину? Мы, опять получается, за свои собственные деньги финансируем иностранную медицину, иностранных врачей. А Российская медицина, получается, не дополучает этих денег, соответственно будет отставать в развитии. Это то же самое, что говорит и наше правительство, наши руководители, о том, что надо развивать своё собственное производство. Быть не сырьевой страной, а развивать своё производство, заводы, фабрики, точно также развивать свои больницы, клиники. Медицина - это тоже производство, это тоже сфера народного хозяйства.
МК: Мне хотелось бы понять, о каких стандартах вы говорили, что пациенты обслуживаются по стандартам? Насколько известно, стандарты еще нигде не утверждены Минздравом, конкретно в России. И, что вы имеете в виду под словами «они могут платить за помощь в не стандартных случаях»? Какую конкретную медицинскую помощь, которая не входит в стандарты, что можно оплатить?
Колтунов И.Е.: Во-первых, не сложно сказать, откуда взяли информацию, что нет медицинских стандартов, они все в Интернете есть, утверждённые Минздравом. Стандарты сейчас есть практически по всем нозологиям, точно также есть стандарты в Департаменте здравоохранения практически по всем нозологиям. Если бы не было медицинских стандартов, то как бы работали страховые компании ОМС, и как бы они оплачивали услуги? В 90 случаев из 100 стандарты все есть. Они давным-давно уже применяются и страховые компании, счета, которым мы выставляем, по обязательному страхованию, соответственно руководствуясь стандартом. То, что в ОМС не входит, в медико-экономический стандарт страховая компания по ОМС не оплачивает. Простой пример, что может быть: если пациент с грыжей поступает в педиатрическое отделение, в терапевтическом, то страховая компания не оплатит, поскольку пациент находится в не профильном отделении. Если, например, пациенту с той же самой грыжей, без всяких медицинских показаний, понадобится сделать ультразвук сердца, страховая компания ОМС тоже не оплатит. Для этого у них есть эксперты, которые приходят к нам в больницу, выборочно, еженедельно проверяют истории болезни всех пациентов, это порядка 12 страховых компаний. Эксперты напрямую заинтересованы в том, чтобы минимизировать расходы страховых компаний на оплату медицинских услуг, неправильные. И, соответственно, эти эксперты заинтересованы в поиске неправильно оформленной истории болезни и в поиске неправильных тактических ведений пациента. Соответственно, всё, что не входит в стандарт и то, что пациент хочет не по медицинским стандартам, а потому, что пациенту хочется это сделать, то, конечно, это будет делаться за другие источники финансирования и предлагаться на платной основе, если он этого хочет. Если пациенту нужно, по жизненным показаниям, по медицинскому стандарту, то, конечно, это будет делаться в пределах обязательного медицинского страхования. Также не входит в бесплатную медицину ОМС ни пластическая хирургия, ни какие-то другие вещи, это тоже всё не входит. Вот, наверное, всё.
МК: Вы готовы к переходу на одноканальное финансирование со следующего года?
Колтунов И.Е.: Да, есть такая история перехода на одноканальное финансирование, я думаю, что наша больница на 90% к этому готова. У нас с этим нет никаких проблем. На мой взгляд, это совершенно правильно, к сожалению, немного запоздалая история, надо было немного раньше вводить, это моё мнение. Потому что надо чётко понимать, сколько стоит лечение пациента. Отсюда должны чётко планировать свои расходы. И когда мы говорим, что мало денег на медицину, много денег на медицину, никто не знает, сколько денег нужно вообще. Мы берём другие страны, мы берём третьи страны, давайте подсчитаем, сколько это стоит в нашей стране. Одноканальное финансирование даст возможность иметь чёткое представление о полной стоимости каждого пролеченного случая. Сегодня ОМС наполняет стоимость каждого пролеченного случая порядка 20-25%, не более. Опять таки, не забывайте, что ОМС нам оплачивает только по 4 статьям финансирования, это питание, медикаменты, заработная плата и мягкий инвентарь, всё. Больше ничего нет, ни ремонта оборудования, ни ремонта зданий, сооружений, ни инвестиций в средства производства и медицинского оборудования - ничего этого нет. Поэтому, конечно, одноканальное финансирование было бы благом, поскольку учреждение могло само распоряжаться средствами более свободно, чем сейчас, мне так кажется. Сразу появилась бы эффективная оценка менеджмента в больницах, эффективности работы главных врачей, появились бы совсем другие критерии оценки работы. И, я думаю, для пациента было бы только лучше. Пациент бы чётко понимал, что за него платят полные деньги, и он вправе требовать полную услугу. А когда всё время недоговорённость, там не додали, тут не додали, соответственно, всегда есть возможность сказать пациенту, что не 100% финансового покрытия на вашу услугу. А так всё будет честно и пациент в праве требовать всё, что ему положено по закону.
Москва-24: Хочу уточнить, два платных отделения у вас сейчас есть?
Колтунов И.Е.: Не платных, бюджетных. Ваш коллега задал вопрос об одноканальном финансировании. Сегодня финансирование учреждения идёт по нескольким каналам, из разных источников. Эти источники государственные, но они разные. Нас финансирует Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, финансирует нас Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, что-то финансирует Минздрав РФ, нам что-то даёт Департамент здравоохранения, какие-то субсидии нам даёт Правительство Москвы. Это множественный источник. Это всё надо собрать в единое целое и только один критерий оценки стоимости медицинской услуги. А два отделения у нас абсолютно бюджетные, в которых сразу покрываются на 100% все расходы. Это отделение трансфузиологии и санаторное отделение для офтальмологии. Мы - бюджетная организация. Есть казённые предприятия. Как вы знаете, по 83 ФЗ, у нас есть три формы государственного подтверждения: автономные, казённые и бюджетные. Казённые предприятия финансируются на 100% из бюджета за дотации, у них нет того, что есть у нас. Поэтому, им проблема одноканального финансирования не грозит вообще, они практически на него перешли, если можно так сказать.
АН: Игорь Ефимович, ваш коллега из Лиги защитников прав пациентов, Саверский, он считает, что медицина должна быть исключительно бесплатной, потому что у врача есть больше возможностей для коррупционной составляющей. С одной стороны врача контролирует страховая компания, он оглядывается на неё, чтобы не сделать какое-то не правильное назначение – будет проверка. А с другой стороны, тем более маленькие пациенты, которые сами за себя не решают и не могут сказать, что надо еще сделать ЭКГ и т.п., всё равно назначение делает врач. Как преодолеть, допустим, когда появились платные услуги в больницах, как преодолеть вот эту коррупционную составляющую, чтобы не делались не нужные платные исследования, анализы?
Колтунов И.Е.: Если вы позволите, то вы говорите не о коррупционной составляющей, а об искусственном удорожании стоимости оказания медицинских услуг. Это немного другое, это не коррупция, это не уголовно наказуемое деяние, это этически неправильные вещи, когда врач назначает пациенту дополнительные исследования сверх того, что ему положено назначать. Таким образом, удорожается стоимость медицинской услуги, и пациент платит лишние деньги. Никакой коррупции нет, всё идёт легально через учреждение. Вот для этого и существует клинико-экспертная комиссия в больнице, для этого у нас есть заместитель главного врача по клинико-экспертной комиссии, которая проводит анализ всех историй болезни. Таких случаев, практически, очень мало, поскольку, когда это всё идет официально, сам врач, который назначает исследования, он же денег не получит, а получит другой врач, который эти исследования делает. И у врача нет в этом личной заинтересованности, а когда нет официальной платной медицины и, когда врач кладёт деньги себе в карман, и поделился деньгами с соседом через стенку, вот здесь и будет коррупционная составляющая. Одно, когда услуга официальная, другое, когда услуга законная врач не может получить никакой материальной заинтересованности в увеличении дополнительного обследования. Это просто исключено, просто не имеет к этому никакого отношения.
АН: Ещё вопрос по поводу оборудования. У вас одна из самых хорошо оснащённых клиник Москвы. А как предполагается использование оборудования, которое приобретено на государственные деньги для оказания коммерческих услуг? В какое время: ночью оно будет использоваться, каким образом?
Колтунов И.Е.: Вы знаете, оборудование, которое приобретено на государственные деньги, практически в коммерческих услугах не участвует. Еще раз повторю, Морозовской больнице очень тяжело оказывать платные услуги, поскольку у нас есть Госзадания, утверждённые Департаментом здравоохранения, которые мы должны выполнить. У нас есть план по количеству пролеченных больных, этот план рассчитывается в соответствии с производственными мощностями нашего учреждения. Те 2-3% платных услуг выполняются в выходные дни, могут выполняться во вторую смену и могут выполняться тогда, когда пациент очень хочет того, что ему не положено. Учитывая, что у нас в основном все мамы, все папы знают, как надо лечить своих детей, то поэтому, конечно, много пациентов, которые и вот это хотят, и это. Мы не занимаемся диспансеризацией, но если пациент хочет что-то лишнее, он находит свободное время. Опять-таки, платные больные, я имею в виду в том разрезе, когда пациент платит сам за себя. Для Морозовской больницы пациенты все платные, у нас нет бесплатных пациентов. У нас за всех платит Фонд обязательного медицинского страхования по факту пролеченного случая. Если мы плохо пролечим, мы деньги не получим. При советской власти было по-другому. При советской власти учреждение получало деньги не зависимо от того, сколько больных они пролечили. Но бюджетное финансирование – вещь незыблемая, это вещь не привязана к количеству пролеченных больных. Сейчас учреждение получает деньги за пролеченный случай, за каждого пациента в отдельности. Это, как раз, первый шаг к переходу к одноканальному финансированию. При советской власти такого не было. К сожалению, многие врачи, часть врачей не хочет переходить на одноканальное финансирование, и заинтересована в том, чтобы была система именно такой. Всех устраивала старая советская система. Еще раз повторяю, когда врач на рабочем месте мог сам решать, чем он будет лечить больного, как он будет лечить больного. А больному говорили, что ничего нет, главный врач ничего не закупает, государство ничего не финансирует. Лечитесь сами. Аптека, опять-таки, из дома лекарства, простынь из дома, чашки, ложки тоже из дома. Сегодня у нас в больнице нет проблем ни с медикаментами, ни с питанием. Нет проблем ни с постельными принадлежностями. Более того, мы сейчас ведём активную политику по разряжению коечного фонда и сегодня основная проблема в больнице это не количество платных или бесплатных услуг, а в том, что старое здание. И в том, что надо строить новый корпус, для того, чтобы выполнять те САНПИНы, те требования, которые нужно, по квадратным метрам на человека. Чтобы не лежало по 4 -5 человек в палате, чтобы было как положено – по два человека. Хотя бы по три. Для того, чтобы родители могли свободно пребывать с детьми в нормальных человеческих условиях: не на стуле сидеть, а на кровати нормально спать с ребёнком рядом. Для того, чтобы могли приходить к детям старшего возраста, старше трёх лет, для того, чтобы соблюдать все европейские нормы. Стремиться, хотя бы, к соблюдению европейских стандартов. Вот какая проблема в больнице. Для этого в больнице сегодня принято решение о строительстве нового корпуса на 500 коек. Был мэр Москвы у нас в больнице, принял такое решение. Благодаря усилиям нашего мэра и попечительского совета и вице-премьера Ольги Юрьевны Голодец, которая была в то время, у нас закончен долгострой. Мы сейчас ввели, с первого мая, новое здание в эксплуатацию порядка 5000 метров, на 98 коек, которое отвечает абсолютно всем современным, европейским требованиям. У нас сегодня 98 человек детей, абсолютно для них это бесплатно, в рамках обязательного страхования, лежат в нормальных, человеческих условиях, по два человека в палате. Так как положено, со своими родителями, в нормальной палате с нормальным оборудованием, с кондиционированным воздухом. Со всей необходимой атрибутикой. И, конечно, в этом большая заслуга и очень большое влияние оказывает на нас и Попечительский совет, и, непосредственно, мэрия Москвы, и, конечно наш департамент.
МК: Я так понимаю, мы здесь по какому-то поводу собрались. Видимо, это были выступления в СМИ ваших коллег-врачей, в том числе и бывших, которые заявили о том, что ваша больница постепенно превращается в платную клинику. Вы как-то прокомментируете?
Колтунов И.Е.: Я прокомментирую это очень просто, есть какие-то мои домыслы, а есть какие-то факты. На сегодняшний день, до сегодняшнего дня Морозовская больница, ещё месяцев 7-8 назад имела хирургическую активность порядка 20 операций в неделю. Сегодня мы выполняем 200 операций в неделю, вместо 20. На тех же самых площадях, используя те же самые операционные, мы в 10 раз увеличили операционную активность. Если ранее в Морозовской больнице практически не делались эндоскопические операции, то сегодня мы делаем, практически, только эндоскопические операции. Это за счёт приобретения оборудования, за счёт новых врачей-специалистов. Что такое эндоскопическая операция мне не надо рассказывать, я думаю, все это прекрасно понимают. Это когда у тебя разрез от лобка до позвоночной кости или до солнечного сплетения, или когда у тебя всего два маленьких отверстия. Соответственно другой реабилитационный период, совсем другие осложнения, совсем другая история. Так сложилось, что Морозовская больница очень долгие годы не проходила естественного обновления кадров и средний возраст в Морозовской больнице еще год назад составлял порядка 70 лет. Как хотим мы или не хотим, но все люди взрослеют с возрастом. Сегодня часть врачей пенсионеров от 70 лет и старше ушли на пенсию, что касается хирургии. Я их не отправил, они ушли, потому что не отвечают современным требованиям. Я не мог их никуда отправить. Просто было предложено сдать квалификационные экзамены, соответственно, они все отказались и написали заявления. Поскольку люди не могли сдать квалификационный экзамен в силу своих возрастных, физиологических особенностей. К сожалению, в 75 лет хирург уже не может работать хирургом. Таких прецедентов история знает единицы, которые сохраняют операционную активность в таком возрасте. Надо понимать, что такое хирургия и как это происходит, поэтому другая часть хирургов у нас осталась, много прекрасных специалистов осталось, кто-то перешёл в поликлинику консультировать и прекрасно работает, кто-то остался в клинико-экспертном отделе, следит за молодыми хирургами и проверяет уже их работу. Мы привлекли кафедру второго мединститута, привлек я профессора Врублевского Сергея Гранитовича, который отвечает за хирургию у нас больнице. И вот такими общими усилиями за 6 месяцев подняли хирургическую активность в 10 раз. Т.е. то, что раньше мы не делали и отказывали детям и отправляли в другие учреждения. То, что раньше мы делали и больные лежали по две недели на койке. Сейчас всё это делается за 4-5 дней максимум. Во-первых, эндоскопия - это современный метод хирургического вмешательства, то, что должно быть. У нас в больнице, к сожалению, эндоскопических операций не было вообще практически, не делалось. Задача больницы сегодня встать вровень с другими лечебными учреждениями, стать тем, что положено – передовым лечебным учреждением города Москвы. Сегодня наша больница, если раньше, чтобы вам не соврать, в 2011 году у нас было по высоким технологичным видам медицинской помощи 84 квоты, то в этом году мы взяли уже 430 квот, получили из Федерального бюджета. Посчитайте, во сколько раз мы увеличили количество ВНП. Это говорит об уровне медицинской помощи, которую мы оказываем. Потому что мазать зелёнкой и делать обычную апендэктомию - это удел других лечебных учреждений. Более простых, более периферийных, не побоюсь этого слова. А наше учреждение, которое работает в мегаполисе в 20 млн. должно отвечать всем мировым стандартам и требованиям. И быть ничуть не хуже чем любое федеральное учреждение или любое заграничное учреждение.
Петряйхина Е.Е.: На 160 хирургических коек в больнице эндоскопии было обучено, т.е. физически могли сделать эндоскопическую операцию, два хирурга. Это просто о состоянии хирургической службы.
Колтунов И.Е.: Сначала обновили оборудование, обновили кадры на этом новом оборудовании, соответственно, по-другому выстроился технологический процесс, лечебный процесс. Одно дело вылечить больного, другое дело сформировать лечебную помощь.
МК: Т.е. коллеги ваши были не довольны и поэтому обратились в СМИ?
Колтунов И.Е.: Это всего лишь три-четыре человека. Сегодня в больнице работает порядка 1500 человек и говорить о трёх-четырёх человек из полутора тысяч, я считаю, что даже с научной точки зрения данные недостоверные получаться теоретически. Более того, те люди, которые обращались, я их не собирался увольнять, им предлагалось другое альтернативное место работы. Кто-то из них остался, кто-то ушел, это личное дело каждого.
АН: Сейчас какая атмосфера в коллективе?
Колтунов И.Е.: Абсолютно спокойная атмосфера. Если вы посмотрите, на портале Морозовской больницы вы увидите, я боюсь об этом говорить вслух, снижение количества жалоб. Посмотрите, сколько у нас было жалоб на начало 2011 года и сколько жалоб сейчас. Официально в Интернете. О негативной информации, которая была про больницу в 2011 году, особенно первое полугодие, я не успевал их разгребать. Посмотрите сколько жалоб сейчас. Потом посмотрите качественный состав этих жалоб, если раньше жаловались, Бог знает на что, то сейчас жалуются практически только на хамское отношение медперсонала. Но не на качество медицинской услуги. А к качеству медицинской услуги жалоб практически нет. А с людьми надо работать их надо воспитывать. Люди привыкли, к сожалению, в нашей стране, вы же помните, как разговаривали с нами продавщицы в магазине, как кассирши с нами разговаривали. Это, к сожалению, такое наследие, надо воспитывать людей. И профессионально и культурно, мы должны любить друг - друга, в первую очередь.
АН: Я предлагаю на этой оптимистической ноте закончить пресс-конференцию. Спасибо вам большое, что нашли время ответить на наши вопросы.