Аргументы Недели Прессцентр

Гомосексуализм и признаки конца света. Полный запрет пропаганды несовершеннолетним на территории РФ. Петербургский опыт. Позиция Церкви

19 марта 2012, [«Пресс-центр АН»]

19 марта 2012 г.  в   Пресс-центре газеты «Аргументы недели» состоялась пресс-конференция тему:  «Гомосексуализм и признаки конца света. Полный запрет пропаганды несовершеннолетним на территории РФ. Петербургский опыт. Позиция Церкви».

 В пресс-конференции принял участие:

Иеромонах Димитрий (Першин) – и. о. председателя Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы, эксперт Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей.

АН: Добрый день. Сегодня у нас в гостях Иеромонах Димитрий (Першин) – и.о. председателя Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы, эксперт Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. Тема сегодняшней встречи: «Гомосексуализм и признаки конца света. Полный запрет пропаганды несовершеннолетним на территории РФ. Петербургский опыт. Позиция Церкви». На прошлой неделе эта тема был в топах и  сегодня мы готовы вас выслушать и задать вопросы. 

Иеромонах Димитрий: Прежде всего, я не хотел бы никого разочаровывать, но в ближайшие годы конца света ждать не приходится. По крайней мере, исходя из чисто человеческих соображений. Почему? Потому что самый точный признак конца света, самый глубокий даёт Спаситель, говоря, что в эти дни оскудеет любовь. Люди будут предавать друг друга, отрекаться друг от друга, отец – от сына, брат – брата предаст. С другой стороны, в эти времена, не будет веры на земле.

Моё и не только моё общение с нашими детьми, с нашей молодежью (за последние 18 лет пришлось провести около 200 лагерей и объехать почти всю Россию, и не только Россию, некую часть земного шара)  показывает, что у нас есть ещё некое время, надежда. Есть люди, которым не безразличны их душа и вечность, ближние. Есть и не только христиане, это разные люди. Есть те, кто готов отстаивать ценности, общечеловеческие ценности и жить согласно этим ценностям. Ну и в свете всего происходящего для меня скорее даже обнадёживающим таким событием было принятие в Санкт-Петербурге Законодательным собранием поправок, запрещающих пропаганду различных пристрастий содомских несовершеннолетним. Некую лепту я внёс в этот проект, на телеканале «Дождь» у нас были эфиры, были публикации. Перед принятием в третьем чтении поправок я был в Петербурге на слушаниях, выступал там. Меня очень позабавили отклики из-за рубежа, скажем, суждение Хилари Клинтон о том, что это подрывает демократию в России, такого рода законопроект, что это фундаментальные права гомосексуалистов каким-то образом попирает, что США готовы вступиться за эти права в планетарном масштабе. В Германии такие же были суждения разных лиц. Тут, мне кажется, что дело всех людей доброй воли на Земле, не важно - христиане они или нет, мусульмане, атеисты, представители каких-то иных мировоззрений и религий -  сказать, что у нас есть идея, не национальная идея, наднациональная идея – наши дети, ради которых мы будем, конечно, в рамках демократических норм и процедур, принимать законы, ограничивающие распространение любого рода явлений, разрушающих их психику, сознание, лишающих их детства. Поводом к подобно рода инициативе была акция самих гомосексуалистов, которые в Рязани в 2008 году пикетировали школу, стояли там с плакатами, провозглашающими их ориентацию и, по сути, вовлекающих детей в эту ориентацию. Естественно,  реакция большинства населения г. Рязани, области выразилась в принятии на региональном уровне закона, запрещающего подобного рода провокации. Затем в Архангельске подобный закон был принят, потом в Питере,  мы знаем, Новосибирск выразил поддержку, проявил к этому интерес. Ну и более того, и я, и мои коллеги в области психологии, педагогики, в церкви, высказались за то, чтобы этот законопроект, эта инициатива законодательная была рассмотрена и, может, в каком-то виде принята на федеральном уровне в России. Это первая часть нашей повестки.

Наверное, ещё один момент. Я сам сторонник демократии, либеральных ценностей. В том плане, что право на свободу голоса, права большинства населения страны выражать свою волю через законодательные инициативы. С моей точки зрения - это основа современной цивилизации и нам ничто не препятствует в этом ключе, в этом формате жить, строить свою страну, помогать другим. Поэтому, с моей токи зрения, вот эта инициатива - в Петербурге депутат Милонов Виталий Валентинович её в своё время выдвинул, отстаивал -  ему было не просто, были споры и внутри Законодательного собрания и вне, были протестные акции. Вот, на мой взгляд, то, что эта инициатива была поддержана, показывает, что в России имеет место, по крайней мере, в таких вопросах, та самая демократия, при которой позиция большинства может стать, в случае необходимости, законом для всех. Надо отметить, что по всем социологическим опросам, идея уберечь наших детей от информации такого плана, она поддерживается большинством опрашиваемых, не зависимо от их религиозных взглядов, от их убеждений. Я думаю, что это нормальная демократическая процедура и хорошо, что мы идем в этом ключе.

АН: Ваше Преподобие, скажите, почему именно сейчас этот вопрос встал во всероссийском уровне, ведь в Комитете по делам женщин, детей и семьи очень много других актуальных вопросов – отцов и детей, алиментов, жилья и других, почему именно сейчас?

 Иеромонах Димитрий: Тут есть несколько моментов. История эта долгая, началась она три года назад. Как я уже говорил, после того, как  нарушая нравственные, не правовые, нравственные нормы представители меньшинств стали пикетировать школу в Рязане, сознательно провоцировали, возникла необходимость перевести нравственные нормы в правовые нормы. Но если люди не понимают призывов голоса совести, к сожалению, приходится регламентировать это на уровне законодательства. Процесс этот не быстрый, процесс долгий: Рязань, Архангельск, Питер. Второй момент: в ответ на принятие этого регионального закона, только в городе Санкт-Петербург он действует, мы слышали неоднократные заявления о том, что теперь представители этих меньшинств будут назло, вопреки   пикетировать школы, пропагандировать свои взгляды. Я думаю, что это вызов, который мы должны принять и отреагировать соответствующим образом. Не нравятся закон, не нравится мнение большинства населения? Что делать, есть два пути: либо изменить себя, и я, кстати говоря, подчеркну, что очень многие люди, мне приходиться и принимать исповеди, и общаться с ними, с молодежью, оказались вовлечены в это движение ЛГБТ потому, что их совратили в подростковом возрасте. Это - педофилия  - состав статьи, известной нам всем, с одной стороны, а, с другой стороны, потому что как раз навязчивая пропаганда подобного рода удовольствий, развлечений, извращений через Интернет, через разного рода акции, она, к сожалению, не остаётся без последствий. И, на мой взгляд, следуя здесь европейской, американской традициям и напомню, что в США около половины штатов запрещают образовательные программы с пропагандой подобных взглядов, в частности, разного рода публичные акции. То же самое в Европе мы видим. Вот я думаю, что Россия должна войти в число цивилизованных стран и жёстко регламентировать то пространство, где можно распространять информацию о подобного рода извращениях. Это пространство исключает детей, подростков и несовершеннолетних – это первая причина. Вторая причина, насколько я понимаю, я очень рад этому, гражданская позиция нашего общества показала нашему государству, нашим властям, что народ - это не абстрактная реальность, это люди, у которых есть свои взгляды, свои предпочтения, свои убеждения, ценности, которые готовы их отстаивать легитимным образом, на законных основаниях. Поэтому, я очень надеюсь, что было услышано и это мнение большинства о том, что педофилия не допустима в России. И столь мягкие законы, которые были у нас до последних самых месяцев тоже не допустимы. Точно так же не допустим произвол в области пропаганды подобных взглядов несовершеннолетним. Может быть, это послужило причиной того, что был принят закон после очень долгих и тяжёлых, в Госдуме как раз, споров, дискуссий, запрещающий педофилию в тех аспектах, которые не были запрещены ранее. И тут некий наш труд тоже есть. Я, будучи экспертом Госдумы, участвовал в разного рода инициативах. Были приняты поправки, которые поддерживают институт материнства и детства, ограничивают возможность давления на женщину в вопросе совершения аборта или не совершения, особенно женщин недееспособных, даёт время подумать. Серия этих инициатив занимает своё место, весьма важное и значимое. И последний момент. Поскольку мы слышали окрики из Госдепартамента США, я думаю, что теперь уже Россия, да более того, я думаю, что эти окрики не связаны с именно этим локальным региональным законом, который, как мы прекрасно понимаем, не составляет каких-то большим проблем. Не создаёт очень больших проблем никому потому, что  -это штраф, причём не очень большой даже по российским меркам, это административная ответственность. Я боюсь, что вот такую тревогу на Западе вызывает то, что Россия начинает жить по своим правилам и опираясь на свои собственные ценности. Такой же шум, я помню, и тревогу Госдепартамент производил в 1993 году, когда был принят Закон о свободе совести. В этом законе единственная норма, которая начала действовать в России – это норма, которая запрещала существование здесь религиозных организаций, запрещающих переливать кровь. Реально только одна организация тогда  имела такого рода норму - это секта свидетелей Иеговы. А шум был на весь мир. Почему? Потому что, если Россия начинает регулировать в этой области законодательство, свои интересы отстаивать, то она может затем перейти к другим областям. Перестать быть колонией, у которой нет своих интересов и станет более автономным государством со своей позицией. Вот я боюсь, что нечто подобное мы видим и сейчас, что есть страх, что Россия начнёт сама, исходя из своих интересов, торговать нефтью, поднимать науку и подобные вещи у Госдепа вызывают опасение. Поэтому в этой ситуации у нас нет альтернативы, и мы должны грамотно, чётко, внятно, на демократических основаниях отстаивать интересы своих детей, своей нации, своей культуры. Не столько своей, сколько европейской культуры.

Эхо Москвы: Отец Димитрий, во-первых, вы упомянули уже, что некоторые ваши прихожане признавались, что пришли в это движение с подросткового возраста и, будто бы совершалось в отношении них сексуальное насилие. Ведь существуют же законы, которые предусматривают ответственность за сексуальное насилие в отношение к детям.  Зачем нужно было принимать дополнительные законы с уточнением каких-то определённых сексуальных меньшинств и групп, почему не добиваться применения существующих уже законов? Второй вопрос: я хотел бы вас попросить уточнить, что подразумеваете под  пропагандой распространения информации и считаете ли вы, что нужно запретить фильмы и произведения, в которых упоминаются секс меньшинства и представители этих меньшинств?

Иеромонах Димитрий: Спасибо за вопрос. Да, как раз общение с подростками и с коллегами, с теми, кто занимается реабилитацией, а такие программы есть и в Русской Православной церкви, программы по реабилитации, по помощи лицам, оказавшимся заложниками нетрадиционной ориентации, более взрослых и более опытных и совершено бессовестных людей. Так вот, практика показала, что, к сожалению, пакет законов, пресекающих педофилию, не достаточен, что ещё есть проблемы пропаганды, вовлечения  через пропаганду подростков, детей к подобного рода отношениям. Это первый момент. Второй момент – если идти от фактов, вот часто спрашивают: какие именно проявления этой пропаганды, случаи пропаганды вы можете назвать? Я могу назвать, привести пример – те самые пикеты, когда около школ стоят с плакатами, где написан девиз, в котором люди призывают либо выбрать эту ориентацию, либо говорят о каких-то её преференциях. Абсолютно я против того, чтобы вводить цензуру, это моя личная позиция, в области книгоиздания, фильмов, за вычетом тех ограничений, которые уже есть, которые пресекают порнографию и разного рода противозаконные действия. В данном случае речь идёт о том, чтобы не пришли в детский сад и не начали там крутить фильм, который убеждал детей заниматься гомосексуализмом, не пришли в школу с этим или в ПТУ. Чтобы исключить такие случаи в формате полового просвещения, сексуального просвещения в некоторых программах, которые к нам сюда попадают с Запада, они иногда даже заложены, они предполагаются. Вот это должно быть исключено. Воспитание ребёнка – это дело семьи. Ценности, которые ребёнок будет воспринимать - это дело общества. Ни семья, ни общество в России не считают содомский грех ни нормой, ни поводом для того, чтобы это тем более пропагандировать.

Эстонское ТВ: Скажите, как вы видите гомосексуализм - это нечто врождённое или это благоприобретённое? Потому что сами секс меньшинства утверждают, что это есть, вот, действительно, статистика показывает, что порядка 7% есть людей -  и мужчин и женщин -  гомосексуальной ориентации и это врождённость, и ничего с этим сделать нельзя. Если это так, тогда получается, что в ужасном положении оказываются те самые дети, которые будут вынуждены скрывать свою ориентацию, ну и потом, вы меня простите, я ни разу не видел в Москве, чтобы к школе, к детям кто-то пошёл. Гей парад – это мы видим, это мы понимаем. Но так, чтобы в школу кто-то пошёл, ну как-то это не вяжется.   

Иеромонах Димитрий: Я предполагаю, что вы плохо знаете Москву. Потому что в ней живёт около 10 миллионов человек, и она большая. Тем более, я думаю, другие города России, в которых вам не доводилось бывать. Мне приходилось быть в Рязани и видеть родителей детей, которых вот так обрабатывали. Могу вас уверить, сказать, что они не в восторге от подобного рода выходок и акций. Это, во-первых. Что касается проблемы гомосексуальной ориентации - это сложный вопрос. Существует ряд мифов и стереотипов в общественном сознании, которые разделяют часто сами гомосексуалисты, о том, что это непреодолимое, генетически заданное влечение, это не проблема, а, наоборот, даже достоинство, уникальность и все должны восхищаться этим или, как минимум, принимать как норму данного рода убеждения и, самое главное, действия человека. С точки зрения православной христианской мысли, конечно, это не так. Это, как и многое другое, форма некоторого внутреннего разрушения человеческой природы, это последствие грехопадения и не только гомосексуализм, но и клептомания, агрессия. Они могут иметь, в том числе, некоторые генетические предпосылки. Но это не даёт права человеку, морального права разрешать себе расчеловечиваться здесь. Мы же не считаем, что человек, на которого накатывают приступы агрессии, может себе позволить убивать, даже если действительно есть у него такая страсть гнева. То же самое касается клептомании. То же самое и этой области. Напомню, что с очень большим скандалом под очень большим давлением произошла переквалификация гомосексуализма из формы патологии, душевного, психического заболевания в новое качество нормы. Решением одной из больших организаций психологов в США это произошло около 20 лет назад, до того момента практически все исследователи полагали, что гомосексуализм нуждается в лечении, уж никак не считали его нормой. Это второй момент. На данном этапе значительный процент и врачей, и психологов, и психиатров не считают гомосексуализм нормой. Более того, напомню, что апостол Павел, это уже наша позиция, позиция Христианской церкви, пишет, что гомосексуализм - это одна из тех многих страстей, которые не дают человеку возможность войти в общение с Богом, в Царствие небесное. Он перечисляет эти страсти и говорит, что ни воры, ни те, которые занимаются гомосексуализмом, ни те, кто ругаются скверными словами – сквернословы, ни многие другие – там большой список, Царствие Божие не наследуют. Поэтому для христианской мысли это одна из многих страстей, которые соответственно могут быть преодолены. Мы все, в той или иной степени, скатываемся в какие-то искушения, они к нам приходят, и мы не всегда им сопротивляемся, часто уступаем. Но это не повод считать их нормой, это повод бороться, преодолевать их. Христианская традиция знает, что возможна ситуация, когда к человеку приходит мысль, помысел, некий импульс, не всегда внутренний, чаще внешний, который его склоняет к каким-либо недолжным действиям. Это может быть любой помысел: помысел своровать, помысел о педофилии, помысел гомосексуализма, какие-то иные помыслы. А вот дальше уже зависит от человека – согласится он с этим, примет это как свой выбор или скажет – «Нет. Есть вещи более важные в моей жизни, более высокие, ради которых я и живу».  Какие вещи?  Они нам открыты, этот высший образ человека нам дан, это тот образ, который Бог открывает человеку в писании, во Христе, в святости. Мы знаем массу примеров, каким может быть человек на этой высоте. Поэтому человек динамичен и пластичен, он может измениться. Есть святые, которых одолевали такие помыслы, но они побеждали их. И не допускали этим помыслам развиться в страсть, а тем более в грех, в привычку. Поэтому христианство, православная церковь, мы оптимистичны, мы знаем, что человек может в себе изменить. Что с помощью Божьей при его доброй воле это возможно. Более того, я знаю примеры, когда люди были совращены или вовлечены в гомосексуализм в молодости, или даже в подростковом возрасте, эти люди потом, пройдя через эти программы, а, может быть, и сами или просто через покаяние в церкви, некоторые через специальные программы помощи людям, зависимым от подобного рода пристрастий, создали свои нормальные семьи, в них родились дети, они счастливы. Это показывает, что есть, возможно, некоторый процент людей, которым сложно бороться с этой страстью, но и они могут это. Есть существенно больший процент людей, которых вовлекли и сломали, подсадили на это. В любом случае, и те и другие нуждаются в помощи. И первое с чего должна начинаться наша помощь – это называть вещи своими именами. Вот это первое. Следующее отсюда – а как помочь? Вот для этого существуют Интернет ресурсы, назову только один из них, есть и другие это overcoming или преодоление – есть такой сайт, ресурс, на котором можно получить первичную информацию и узнать о программах помощи людям, зависимым от подобного рода пристрастий. Есть группы, где таким людям помогают и в Москве в том числе. Есть книги и переводные, и написанные в России, в Советском Союзе, которые помогают человеку понять, что с ним произошло и как с этим быть, и как выйти из этой зависимости. И самое главное - не опускать руки. Если у ребенка или у подростка есть такая проблема, вполне и возможно, существует институт школьных психологов. В Российской Федерации в каждой школе есть школьный психолог, в компетенцию которого входит, в том числе, ответ на подобного рода вопрос. Этот человек, мы знаем, сертифицирован, и он не будет пропагандировать гомосексуализм, но если будет, то он будет лишён возможности преподавать в школе. И в-третьих, помощь такому ребёнку будет осуществляться совместно с его семьёй. Поэтому есть легальный, правильный путь помощи такого рода подросткам, детям и мы должны следовать этим путём.

ИА Благовест: Я хочу уточнить, какие формы пропаганды запрещены в новом законе, например гей-парад входит ли в число форм пропаганд, которые запрещены? Это первое. И второе: какую реакцию вызвал этот закон и как вы оцениваете эту реакцию?

Иеромонах Димитрий: Этот закон особым образом не говорит о гей-парадах как формах пропаганды, но если гей парад будет проходить около школ, около детского сада, каким-то иным способом окажется в фокусе внимания детей, не случайных прохожих, а может и случайных, это надо обсуждать. Если, скажем, утренник проходит или какое-то мероприятие на большой площади, ну, скажем, Георгиевский парад, там около 1000 человек на Поклонной горе, а, предположим, между метро и парадом, куда будут идти подростки, молодые люди, допустим, кто-то будет устраивать подобного рода акции, провокации, парады – это абсолютно недопустимо в любом случае. Как с точки зрения моральной, так и с точки зрения правовой. Всё остальное – это область компетенции органов местного самоуправления, власти, которая принимает решение о санкциях, допускающих или не допускающих проведение гей-парадов. При этом подчеркну, что принимая подобные решения, надо учитывать баланс интересов, мнений не только тех, кто хочет эту акцию повести, но и тех, кто живёт там, где это будет проводиться, насколько их устраивает подобного рода акция, вот это нужно учитывать. Что касается реакции, она была достаточно смешной. Такая смесь истерики, угроз, прямых угроз в адрес тех, кто поддерживает этот закон, угроз в адрес детей, подростков, которые теперь почему-то должны будут, как считают сторонники этих несанкционированных протестных акций, разглядывать разного рода плакаты этих деактивистов возле школ. Я думаю, что это ещё раз показывает, что такого рода закон очень вовремя прозвучал. Ещё одна его функция  позволяет дать некую правовую оценку данному явлению. Не только моральную, она есть, а правовую. Склонение, вовлечение в гомосексуализм несовершеннолетних – это плохо, это противоестественно, это нарушает наши традиции, нормы. И если, предположим, где-либо, кто-либо из вас мои коллеги, журналисты, выразит несогласие с тем, что где-то пропагандируются подобного рода взгляды или что вы сами не считаете гомосексуализм нормой, вы считаете это проблемой, как минимум, то у вас будет правовая защита. Вы сможете сказать – знаете, есть закон, который точно также считает. Поэтому здесь мы не нарушаем закон, здесь мы следуем нашему российскому законодательству. Я думаю, что этот момент нужно тоже учитывать. Потому что на данном этапе мы видим, в Москве особенно, своеобразный такой информационный террор. Потому что активисты и деактивисты поводят парады, где им заблагорассудится и считают, что это они здесь принимают решения, а население дружно должно говорить «ку» и разводить руки, наблюдая за тем, что они себе тут позволяют. Есть некоторые границы, есть некоторые правила хорошего тона и если люди эти правила не знают или отказываются им следовать, приходится из пространства нравственного переводить это в пространство правовое.  

Радиостанция «Серебряный дождь»: Известны ли вам случаи, когда закон применялся в тех городах, в которых он принят? И как вы считаете, когда этот закон из местного станет всероссийским, т.е. вы добьётесь этого в этом году, в следующем?

Иеромонах Димитрий: Делать прогнозы в России - дело неблагодарное, поэтому я не буду даже пытаться это сделать. Никто не мог поверить два года назад, что нам удастся хотя бы немного изменить людоедское, еще эпохи махрового Советского Союза, эпохи военного коммунизма законодательство в области абортов, немного его сделать более европейским, дав возможность женщине принять решение, а всем социальным службам придти ей на помощь.  Два года назад, когда мы начинали эту работу в Думе под руководством Елены Борисовны Мизулиной, она и сейчас возглавляет Комитет по вопросам семьи, женщин и детей Госдумы РФ, мы даже не надеялись, что что-то удастся сделать. Но вот прошло два года – закон принят, подписан и начал действовать. И мы знаем, что уже какое-то количество детских жизней спасено. То же самое и здесь, если честно, у меня не было особых иллюзий, что этот закон удастся даже в Питере принять. Настолько жесткой и агрессивной была реакция гей сообществ на Западе. Тем не менее, это случилось. Поэтому я не знаю, мы должны приложить свои усилия, пройти свой путь, а дальше как во французской пословице, «делай, что должен и будь, что будет».

Что касается случаев применения данных норм, насколько, я слышал, это были разовые случаи, это были штрафы не в Петербурге, а в тех городах, где они уже были приняты. Подчеркну, что штрафы символические - это всего несколько тысяч рублей для частного лица и поэтому это именно напоминание, что не надо так делать, свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается лицо другого человека. Вот есть семья, есть дети, есть люди, уважайте людей. Вы требуете, чтобы вас уважали, научитесь сначала уважать других людей в той среде, в которой вы живёте. Было бы странно, если бы в исламской стране, кто-либо начал публично жечь Коран, или совершать какие-то иные поступки, вызывающие острую негативную реакцию. Это, во-первых, безнравственно, а, во-вторых, это просто глупо, бессмысленно. Вот я думаю тоже самое и в России. Устраивать публичные около стен школ или детских садов акции, пропагандирующие гомосексуализм, это означает спровоцировать родителей на ответные меры. Я могу понять родителей, которые будут защищать собственного ребёнка, пресекать подобного рода акции. Чтобы у нас не было самосуда, не было суда Линча, как раз и нужен подобный закон, который эту ситуацию переводит в правовую плоскость. Когда не надо бежать со сковородкой или с чем-то ещё к месту, где происходит подобное безобразие, можно обратиться в полицию и нормальным путём решить эту проблему.

АН: Вы сказали, в мусульманских странах, в арабских странах за гомосексуализм камнями насмерть забивают, смертная казнь. А вы, в принципе, приемлете, что за дверями в квартире этим можно заниматься, но не выставлять на публичный смотр, т.е. это не такой жёсткий запрет?

Иеромонах Димитрий: Напомню, что всё то, что вы сказали - это реакция Ветхого Завета, когда наказание за такой грех – это смерть. Для меня это не оценочное суждение, просто, действительно, если мы откроем книги Ветхого Завета и Коран, мы обнаружим очень жесткую, репрессивную реакцию на подобного рода саморазрушения, уж, тем более, на пропаганду подобного рода действий. Если мы говорим, всё-таки, о пространстве европейской культуры, это в своей основе пространство христианской культуры. Цель которой не покарать, не возмездие, а изменить, преобразить, приподнять человека, в том числе над его заблуждениями. Если эту задачу в странах исламской культуры решают через довольно жесткие, репрессивные меры, то в христианской традиции речь будет идти о внутреннем осознании изменении себя, покаянии, перемене себя, покаяние – это есть изменение ума. Именно поэтому здесь мы сейчас говорим о том, чтобы подобного рода извращения не выносились в пространство, где находятся наши дети, наши подростки, наша молодёжь. Взрослый человек, в конце концов, сам может принимать решения, это в его компетенции, и он свободен в этих выборах. Но должен быть барьер, если ему захотелось свои какие то взгляды транслировать, предавать детям, подросткам, он должен это делать с ведома родителей, с учётом ценностей, которые разделяют общество и государство. Поэтому это подход, который, скорее, защищает и ограждает, нежели карает смертной казнью.

Метро: У меня к вам несколько вопросов. Вы говорите, что христианство осуждает гомосексуализм, а как вы относитесь к онанизму? Насколько я знаю, его тоже очень жёстко осуждают, медики пришли к выводу, что всё нормально. Вы можете описать нормальные сексуальные отношения мужа с женой, с точки зрения христианства.

Иеромонах Димитрий: Ответ на первый вопрос дан, это и Ветхий Завет и Новый Завет говорят, что это тоже форма саморазрушения, когда человек отказывается от счастья семейной жизни в пользу суррогатов и это ничем не лучше в этом плане для его души. Что касается медиков, то, опять же, существует миф о том, что все медики сначала были против, теперь за, это не правда. Есть целая палитра мнений, разных подходов, но даже те авторы, которые будут говорить о том, что это допустимо, будут писать об отказе от этих суррогатов, о том, что надо создать семью и быть счастливым. Человек, который зацикливается на этом уровне сексуальных практик, просто отказывается расти, стать больше в себе. В какой-то момент он себя закупоривает в этих иллюзиях, мечтах, мечтаниях и отказывается выйти в реальный мир и дать начало новой жизни. Собственно говоря, это и послужило причиной наказания библейского персонажа по имени Онан, от имени которого получил название данный грех. Он отказался дать жизнь потомкам, своим детям. Это первый момент. Что касается второго вопроса – первая валентинка была адресована человечеству Богом. Первые слова Бога человеку - это слова Книги Бытия, вообще первые слова, которые Бог адресует человеку, мы читаем в Книге Бытия – «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю, обладайте ею». Эти слова адресованы Адаму и Еве, с тем, чтобы они, начав род человеческий, передали этот архитип всем нам. Чтобы каждый из нас, создавая семью, давал новые жизни. Если это невозможно, просто был бы счастлив. Не каждая семья может быть многодетной, не в каждой вообще рождаются дети, но каждая семья может быть счастливой. На мой взгляд, лучший образ счастливой семейной жизни в православной традиции, христианской традиции, наверное, даны в великой русской литературе - это Лев Николаевич Толстой и некоторые образы Фёдора Михайловича Достоевского, и Пушкин Александр Сергеевич. Из современных авторов я бы назвал замечательную книгу Натальи Николаевны Соколовой, называется она «Под кровом Всевышнего». Автор жива, ей много лет, она описывает биографию своей жизни, она родилась еще до войны, застала удивительных людей. У неё у самой родилось пятеро детей, она всё это рассказывает очень подробно, это очень близко нам всем. А если говорить о тех текстах, которые читают наши дети, на мой взгляд, нет ничего замечательнее эпилога к седьмому тому о Гарри Потере «Дары смерти», в которой Джоан Роуллинг говорит о маленькой семье. Это происходит через много лет после событий, описанных в семикнижье о маленькой семье Гарри Потера и его супруги Джени, в которой трое детей, и они счастливы. В семье Рона Уизли из этой же книги, на мой взгляд, замечательный образ семьи. На мой взгляд, если наши дети запомнят, усвоят для себя, что трое детей это маленькая семья, а семеро - это нормальная, то мир изменится к лучшему. И нам придётся не отпевать, а крестить, причащать, исповедовать, венчать, играть в снежки, чем я регулярно занимаюсь, в наших наполненных детьми, молодыми людьми храмах. Мне очень близки слова Александра Галича о той России, в которой родятся счастливыми, отходят в смирении. Это, конечно, наш идеал, наша мечта, наша надежда. Но если мы ничего не сделаем, чтобы она воплотилась, то через сто лет на этой северной территории Китайской Народной Республики китайские историки будут задавать себе вопрос: как получилось так, что великая цивилизация, очень светлая сама исчезла с лица земли без каких-то внешних усилий, утратив волю к жизни? Отказавшись продолжать тот путь, который она начала еще задолго до князя Владимира, в III-IV веках, когда первые христиане принесли в свет христианство на территорию Руси.

Кстати говоря, древнейшие свидетельствования христианской истории мы находим в горах Дагестана. И в текстах, дошедших до нас. Первые свидетели христианства – апостолы - пришли на территорию Российской Федерации где-то в III-IV веках, как раз туда, где сейчас Дагестан, может быть Чечня. Потом христианство там было утрачено, пришёл ислам, но, тем не менее, у нас есть великая история, у нас есть, слава Богу, пока ещё адекватное настоящее. Хотелось бы дожить до некитайского будущего. При всём уважении к Китайской Республике, которую я уважаю как не менее древнюю цивилизацию.

Метро: В связи с этим, тогда к школам выходить с лозунгом «Занимайтесь сексом, плодитесь и размножайтесь»?

Иеромонах Димитрий: К школам ни с какими лозунгами выходить не надо. Я первый, кто будет препятствовать тому, чтобы с любыми лозунгами кто-то выходил к школам. Школа – это пространство детства, это пространство юности. Это вопрос семьи, общества, отчасти государства. Задача школы - трансляция великой, высокой духовной, культурной традиции – лучшего, что есть в культуре. И никаких лозунгов там не надо, от них и так в глазах пестрит в российской действительности. Это, во-первых. Во-вторых, без всяких лозунгов, если наши дети прочтут Тургенева, Аксакова, я могу долго перечислять, Шукшина, Бориса Васильева, Серебряный век и впитают в себя эти ценности и красоту, дальше они сами разберутся, что им делать. Любовь в рекламе не нуждается, это не товар на вынос. Надо уметь уважать право подростка быть подростком и ребёнком. Всему своё время.

Эстонское ТВ: Где идёт, по-вашему, граница между образованием и пропагандой? Есть такой страх, что учителей будут наказывать за то, что они говорят, что есть разные сексуальные меньшинства, что это нормально, этого не надо стесняться. Каковы ваши взгляды?

Иеромонах Димитрий: Я думаю, что если учителя говоря о семейной жизни, будут начинать разговор с  того, что гомосексуализм - это нормально и стесняться нечего, то таких учителей родители, а может и администрация школы, поправят, напомнят им, что гомосексуализм - это пространство смерти – там дети не рождаются. Поэтому такому учителю надо будет откорректировать свои базовые представления о норме и внести методические изменения в свою программу. Я думаю, что этим вопрос исчерпывается, это вопрос профессионализма и совести, если она есть.

Серебряный дождь: Скажите, вы назвали это пространством смерти, но, например, на Западе и в других странах, где разрешено гомосексуальным парам воспитывать детей, это отнюдь не пространство смерти. Они воспитывают и помогают детям более чем. Они берут их из приюта, берут над ними опеку, заводят большие семьи. Они также за жизнь.

Иеромонах Димитрий: Конечно, это культура смерти, потому что эти отношения новую жизнь не дают, это, во-первых. Во-вторых, если говорить об усыновлении, всё-таки не стоит забывать о том, что впитает ребенок и здесь совершенно прав Зигмунд Фрейд, потому что впечатления раннего детства потом всю жизнь оказываются маяками или базовыми мотивациями для человека. Так вот, что впитают дети, взятые из детских домов, больные дети, наблюдая за этими гомосексуальными отношениями? Поэтому это очень большой вопрос насколько хорошо для ребенка оказаться вот в такой среде. Конечно, этот вопрос адресован нам, христианам, почему мы не забираем детей? По России, вы знаете, за последние годы значительный процент, я очень рад этому, детских домов практически опустело, даже один был закрыт, потому что детей разобрали в нормальные семьи. Но я очень надеюсь, что, может быть, не так быстро как хотелось, но всё-таки мы справимся с этой проблемой, и у нас будут нормальные семьи, которые смогут усыновлять детей и больных в том числе. Чтобы нас не упрекали в том, что есть гомосексуалисты, которые жаждут воспитывать детей и есть детские дома, где дети находятся, а что же делаете вы, христиане? Дать можно только то, что у тебя есть. Если у человека нет опыта семейной жизни, я сейчас говорю о нормальной семье, что он может дать? А без этого, конечно, опыт будет неполноценным, неполноценное воспитание и неполноценная психика ребёнка, выросшего в таких условиях. Конечно, это хорошо, что люди готовы помогать детям, оказавшимся в беде, но для этого не обязательно приобщать их к гомосексуальности. Помощь можно оказывать и иным образом. Есть много способов для этого. Мы говорим о правах гомосексуалистах, но мы забываем о правах детей - быть воспитанными, вырасти в нормальной семье.

Метро: Для того, чтобы ребёнок или любой другой человек заинтересовался гомосексуальными отношениями, но один заинтересуется, другой нет, почва должна быть подготовлена. Если возникает необходимость принятия подобных законов, то можно думать о том, что почва готова и общество в принципе принимает гомосексуальность и поэтому нужно ограждать детей от этой информации. Вот, видимо, они как-то готовы, или как?

Иеромонах Димитрий: Я думаю, здесь мы путаем причину со следствием. Любой ребёнок всегда проявляет любознательность и любопытство, чтобы впитать некую новую информацию, а вот качество этой информации определяют взрос

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram