Аргументы Недели Прессцентр

Всё о ЕГЭ. Кто тормозит реформу российского образования

18 мая 2011, [«Пресс-центр АН»]

18 мая 2011 г.  в   Пресс-центре газеты «Аргументы недели»  состоялась пресс-конференция на тему:  «Всё о ЕГЭ.  Кто тормозит реформу российского образования».

В пресс-конференции приняли участие:

ХРОМОВ Артем Михайлович - председатель общероссийской общественной организации "Российский студенческий союз";

ШНАЙДЕР Галина Валерьевна - руководитель общественного движения "Московские родители".

 

 

АН: Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня у нас конференция, посвященная ЕГЭ, который, будоражит сознание родителей, детей, преподавателей. В гостях у нас Артем Хромов - председатель общероссийской общественной организации «Российский студенческий союз». Предлагаю начать с него. Вам вступительное слово.

Хромов А.М.: Добрый день, уважаемые коллеги. Сейчас очень остро встает вопрос ЕГЭ. Все знают, что у нас надвигаются экзамены. Недавно представители Министерства образования издали свой приказ, который вступил в силу уже 1 мая 2011 года. И, согласно ему, должны были измениться перечни вступительных экзаменов. Министерство образования ссылается на то, что 25 января Андрей Фурсенко подписал приказ. Он пролежал несколько месяцев в Министерстве юстиции и в дальнейшем ждал своей очереди опубликования в «Российской газете». Когда он уже был опубликован, разразился скандал, который вылился в информационное пространство, и выяснилось, что, на самом деле, он очень сильно может повлиять на итоговые процессы сдачи экзаменов. Главное, те люди, которые уже определили перечень своих вступительных экзаменов, определились со своими специальностями, они уже не могут изменить его, они поставлены в определенную кабалу, которая заключается в том, что перечень тех специальностей, на которые они поступали, просто напросто, не совпадает с изначально заявленными. В этой связи, вы прекрасно знаете, Дмитрий Анатольевич Медведев, президент РФ, выступил с критикой Андрея Фурсенко, но,  несмотря на заявление министра образования, все-таки проблема сохраняется. Потому что приказ №86 не отменен. Единственно, существует только устная рекомендация, в которой говорится, что учебные заведения должны провести прием абитуриентов, исходя из того перечня, который был утвержден до 1 февраля. В некоторые учебные заведения такие устные рекомендации не поступали. Проблема заключается в том, что многие этот перечень уже утвердили. Другая проблема – многие из них прислушались к устной рекомендации, который сделал наш министр в ходе совещания 25 января, когда подписывал приказ. И те люди, которые хотели поступить на выбранные факультеты, специальности, сдавая перечень предметов, этого не смогут сделать. И министерство до сих пор не представило никаких мер по решению этой проблемы. Многие из научного сообщества сейчас активно спорят о том, что хорошо бы опять, как было сделано в 2009 году, предоставить для всех возможность воспользоваться приказом № 1370, который предполагает, что любой абитуриент может пройти серию вступительных экзаменов во второй волне, в июле, чтобы дополнительно смог подготовиться. Поэтому такая проблема-интрига сохраняется. И мы просим Министерство образования быть в дальнейшем более рассудительными с принятием любых решений. Мы также обращаемся с просьбой к министерству провести информирование на официальном сайте, в том числе обратиться к высшим учебным заведениям с требованием, чтобы они предоставили конкретную информацию в электронном виде на своих сайтах для абитуриентов, которые испытывают проблему в связи с изменением перечня вступительных экзаменов.

Мы подали на ближайшую дату, которое нам позволяет законодательство РФ, заявку о проведении акции протеста против приказа №86 у здания Министерства образования и науки РФ. Оно находится на Тверской. Вчера получили согласование. Нам разрешено провести акцию только из 10 человек. При этом нас загнали на «скотный двор» -  только в Брюсов переулок. Мы все равно, конечно, решили, что это мероприятие проведем. Но, хочу сразу сказать, что это выглядит очень смехотворно, когда нам позволяют провести любое мероприятие по нашей просьбе с определенными условиями, потом без нашего разрешения меняют условия, выдают какой-то «фиговый листок», скрываясь за тем, что оно на самом деле санкционировано. Это очень странно и, конечно, с этим надо бороться. Мы надеемся, что в дальнейшем мы обратимся в судебные инстанции с тем, чтобы оспаривать подобные решения, чтобы больше это не повторялось.

АН: Шнайдер Галина Валерьевна - руководитель общественного движения «Московские родители». Может быть, вы дополните что-то по ЕГЭ, по реформе образования.

Шнайдер Г.В.: Я бы хотела рассказать вообще о проблемах связанных с ЕГЭ. Я немного изучила эту сферу. В принципе наше движение в основном занимается школьным образованием. Но так получилось, что мы взяли и эту тему. Потому что из школы дети сдают ЕГЭ в учебные заведения. Что мы отметили в работе с ЕГЭ. Во-первых, начну с негатива. Путаница с бланками, которая возникает при сдаче ЕГЭ. Учителя путают номера бланков. Идет несоответствие с другой документацией. Получается нервозная обстановка для учителей и детей.

По поводу места проведения ЕГЭ. Опять же, если в Москве, в других крупных городах все это находится рядом, то регионы, сельская местность – там совершенно не предусмотрены процедуры, такие как выделение автобуса. Это есть, но не исполняется. Родители обязаны сдавать средства на бензин, договариваться сами о том, чтобы их детей отвозили к месту сдачи ЕГЭ. Причем по правилам, дети не могут сдавать ЕГЭ в своей школе, они должны сдавать в другом месте. Получается, что дети опаздывают. Дети, которые живут в отдаленных местах, должны вставать перед экзаменом в 5 часов утра, некоторых еще ночью перевозят из далекой глубинки для сдачи ЕГЭ в другие места. Также хотелось бы сказать о неосведомленности учителей. Некоторые учителя не знают, сколько продлится определенный экзамен. Для того чтобы они ориентировались, понимали, как это должно происходить, необходимо отправлять учителей на специальные курсы. И это, опять же, затратно.

По поводу проведения экзаменов. У детей отбирают мобильные телефоны, дело доходит вплоть до обысков, что никто не имеет права без определенных на то санкций. Детей обыскивают, провожают до туалета, входят с ними в кабинки туалета, чтобы они там не списали. Мне кажется, это полный бред. Создаются условия для детей, которые влияют негативно на сдачу ЕГЭ. И опять же дети сдают экзамен не при полной тишине, постоянная слежка за ними.

Но есть и обратная сторона, там, где учителя, наоборот, помогают детям. Также есть и коррупционная составляющая. Становится возможным и результаты обеспечить, и договориться с учителями. Это в практике есть. Поэтому  все не так чисто, как нам обещали.

По поводу паспортов.   Может быть, Артем Михайлович знает, паспорт отбирают при сдаче ЕГЭ? Потому что были случаи потери паспорта.

Хромов А.М.: Да нет, проблем не должно быть. Проверяют просто паспорта, устанавливают личность сдающего ЕГЭ.

Шнайдер Г.В.: Далее я бы хотела сказать по поводу апелляций. Вообще мне не нравится это слово, тем более, когда оно употребляется в образовательной сфере. Апелляция относится, даже как-то психологически, к каким-то судебным моментам.  Проводя аналогию, я хотела бы сказать, что даже у обвиняемого лица на дачу апелляции есть 10 дней. А у учащегося, который хочет подать апелляцию в конфликтную комиссию, есть всего 2 дня. Мне интересно, чем учащийся хуже обвиняемого, почему у него меньше прав? Вообще это слово подразумевает под собой неприятную атмосферу, когда ребенок чувствует не то, что он как раз подает заявление, что к нему что-то неправильно применили, а чувствует, что он сам в чем-то виноват. Мне кажется, что от этого слова надо отказаться в образовательной практике. Известно также  нежелание конфликтных комиссий принимать эти апелляции. Они не всегда идут навстречу, естественно. В результате дети теряют год.

Про положительные моменты. Есть достаточно неплохой сайт у ege.edu.ru. Там все понятно написано. Есть образцы вопросов, ответов. Я бы хотела, чтобы наши граждане почаще обращались бы на этот сайт и смотрели информацию, были осведомлены по поводу ЕГЭ. Там и правила даны, и вся информация.

АН: Возвращаясь к теме сегодняшней конференции, на днях появились слухи о том, что в ближайшее время будет уволен ректор МГУ Виктор Садовничий, как человек, который тормозит реформу российского образования. Скажите, кого или что вы видите, что тормозящим реформу образования? Как вы относитесь к возможной отставке Садовничего?

Шнайдер Г.В.: Мы давно в этой теме присутствуем. Реформа образования затрагивает дошкольные, школьные учреждения, высшие учебные заведения. Заказчиком всех этих инициатив внесения изменений в образовательные стандарты является Высшая школа экономики. Я так понимаю, что у них одна задача стоит – не улучшить качество и доступность обучения, а сэкономить бюджетные средства. Поэтому, что нас ждет в будущем?  Первое – это ликвидация очень многих школ, потому что сейчас уже идет ликвидация малокомплектных школ. Я узнала информацию, что в Смоленской области закрывают 17 малокомплектных школ, 400 сотрудников педсостава остаются без работы. Что я узнала, про дошкольные образовательные учреждения, мы сейчас сотрудничаем с движением РДДДО («Российским Детям Доступное Дошкольное Образование»). У них есть сайт, там очень много информации. Сейчас они готовятся к голодовке, недавно был митинг в Москве. По словам представительницы Единой России госпожи Семеновой, курс взят на частные дошкольные учреждения. Т.е. я так понимаю, что в будущем бесплатных детских садиков не останется. И сейчас все к этому и идет. Не думайте, что я говорю какую-то ерунду. Но сейчас все идет к тому, что в скором времени все образование станет платным. Школьные услуги уже частично стали платными. Продленка уже стала платной. Куча предметов, я думаю, уже в следующем году будет платная. Приведет это к тому, что не многие будут  в состоянии оплатить учебу своих детей. И по этому поводу я бы хотела сказать, что 1 июня мы проводим митинг на Пушкинской площади. Он пройдет с 19 до 20-30. Тема: «Проблемы реформы образования». Т.е. мы поднимем все блоки нашего образования. Организаторами являются общественное движение «Московские родители», союз «Учитель», «Студенческий союз» и РДДДО.

И еще хочу предложить тем, кому действительно интересна тема образования -  заходите на интернет-портал demokrator.ru.

Хромов А.М.: Реформирование образовательной системы сегодня разъединяет граждан. И, что самое интересное, оно затрагивает все сферы образовательного процесса. Это школы, вузы, касается студентов и аспирантов. Большие проблемы заключаются в том, что действительно школьное образование будет постепенно коммерциализироваться. Принятый Закон «О бюджетных учреждениях» приведет к тому, что ряд заведений, которые занимаются подготовкой абитуриентов, просто-напросто исчезнут. Большая проблема связана с реформированием вузов. Тот закон образовательный, который обсуждался, его граждане подвергли критике, причем достаточно обоснованной и конструктивной. И, по нашей информации, те предложения, которые поступили, просто не учитываются. Зачастую сайт почему-то зависал, информация не поступала. И очень интересно, как в дальнейшем Министерство образования на это отреагирует. Очень странное предложение по поводу государственных образовательных стандартов, которые были заказаны издательству «Просвещение». При этом они в научном сообществе никак не обсуждались. И только после того, как прошла волна критики, появился альтернативный проект и теперь Общественная палата должна свести их к единому знаменателю. Мы прекрасно видим, что те действия, которые сегодня принимает Министерство, они вызывают панику, критику. Причем как в общественных организациях, так и в научном сообществе.

Могу сказать, что Садовничий, ректор МГУ, который выступает с собственным предложением, альтернативной точкой зрения, находится в определенной фазе риска, потому что не зря появились такие слухи. Это, можно сказать, информационный вброс о том, что его отправят в отставку. Самое интересное, его отправляют на пенсию не из-за того, что он некомпетентен, не потому что высшее учебное заведение, которое он возглавляет, претерпевает кризис, а потому что он выражает альтернативную точку зрения по отношению к действующей системе власти. Это то, с чем мы не намерены мириться. Если подобные действия будут возникать и по отношению к другим ректорам и людям, которые выражают точку зрения гражданского общества, мы готовы  их всячески  защищать и бороться за их права и интересы.

Милицейская волна: С чем связано изменение перечня вступительных экзаменов?

Хромов А.М.: Действительно, поступали предложения от высших учебных заведений изменить перечень экзаменов, потому что, например, обществознание – это тот предмет, который сейчас самый популярный для сдачи в вузах. Причем, он нужен как на юридические специальности, так и на экономические, финансовые и т.д. В этой связи у нас предложение систему немного, с одной стороны, упростить, с другой – сделать ее современной. Вопрос касается срока введения. Сейчас звучат предложения этот приказ юридически перенести на будущий год или даже отложить. Потому что сейчас его действия могут привести к совершенно плачевным последствиям. А, учитывая нашу бюрократию, и иногда дурь в головах  чиновников, на местах, пострадают абитуриенты.

Милицейская волна: Т.е. в этом году изменений не будет?

Хромов А.М.: Я говорил, он пока не отменен. Есть только рекомендация от Министерства образования. Высшие учебные заведения не знают, как действовать. Самое интересное, что они планировали изменять перечень. На сайтах висело одно, а, по сути, у них существовало другое. Многие из абитуриентов, родителей, конечно, пользовались той информацией, которая размещена на  официальных порталах вузов. Это привело к тому, что многие теперь находятся в такой плачевной ситуации. У нас очень много родителей, много школьников не знают об этих изменениях. И всему виной безграмотное, непродуманное, невымеренное решение, которое принимают у нас чиновники.

В следующем году будут другие абитуриенты, проблема спадет. Безусловно она не вызовет такой ажиотаж. Вопрос касается тех, кто поступает, потому что изменить перечень предметов не могут.

Милицейская волна: По поводу сегодняшней акции. Что это будет, по подробней можете рассказать? И к каким результатам вы собираетесь прийти?

Хромов А.М.: Да, организатором является «Российский студенческий союз». Было заявление на среду, согласовали нам только на четверг, на 10 человек. Мы все равно намерены провести этот флеш-моб. Вся документация у нас имеется, а именно заявка на проведение мероприятий и официальный ответ на санкцию – они по сути дела нарушают законодательство. Потому что наше требование было одно, а они нам дали другие предложения, которые никак не сходятся с нашим мнением, нас об этом в итоге не спросили. Поэтому мы все равно проведем, выразим свою точку зрения, позицию. В дальнейшем мы будем отстаивать право граждан проводить более масштабные мероприятия при этом непосредственно по заявленным точкам их проведения.

Утро.ru: Для студентов реформа образования что-то меняет?

Хромов А.М.: Дело в том, что как раз вся реформа образования не направлена на то, чтобы улучшать условия студентов. В течение долгого периода времени у нас стипендии не повышались. Сейчас, в преддверии выборов, их решили повысить, сначала на 10%, теперь на 30%. Общежития у нас не ремонтируются. За 5 лет введено только 20000 мест. А при этом у нас нехватка только по официальной статистике составляет 350000 мест. Это по всей стране. Из-за этого студенты вынуждены на первых курсах подрабатывать, родители, если есть возможность, их поддерживают, или же они бросают учебу или меняют место своего обучения, отбрасывая на год возможность закончить вуз. У нас никак не предусмотрена возможность того, чтобы студенты могли заниматься научной деятельностью, нет научных лабораторий, все разрушается, никакой финансовой поддержки не существует, дополнительные гранты не выделяются. У нас все приходит только к тому, что происходит коммерциализация образования. И это прекрасно видно. Объем  платного обучения растет. При этом официальная статистика скрывается. И переход на Болонскую систему, к ней можно по-разному относиться, я в принципе ее не очень сильно критикую, но она привела к тому, что теперь бакалавриат будет примерно в пропорции 50 на 50 платного и бесплатного. Но при этом магистратура будет в большей степени коммерциализирована. И причем самое интересное, это никак не противоречит Конституции, в которой сказано, что у нас можно получить высшее образование на конкурсной основе. Т.е. если даже у нас 1 студент из 7 млн. будет поступать на бюджетное место, это будет соответствовать Конституции. И очень плохо, что сейчас государство пытается экономить на своем будущем, на студентах. Наша организация ратует за увеличение количества бесплатных мест для создания равных возможностей для обучающихся.

ВТК: Когда вы говорите об абитуриентах, часто называете минусы (нервозность обстановки). Но разве сама идея ЕГЭ не хороша? Т.е. ребенку не нужно сначала сдавать выпускные экзамены, затем вступительные. А сразу сдать ЕГЭ. А нервозность обстановки присутствует в абсолютно любых экзаменах.

Хромов А.М.: Главное, к чему должно было привести ЕГЭ – единство культурного образовательного процесса. Дело в том, что у нас официально отвечают за сдачу, проведение ЕГЭ исполнительные органы. У нас в случае обнаружения любых нарушений федеральные власти в решения муниципальных органов, городских не вмешиваются. Получаются определенные расхождения. Приводит это к тому, что у нас единство образовательного процесса так и не было выработано. При общем подходе к сдаче ЕГЭ различается уровень студентов и в этой связи возникают определенные дополнительные проблемы. Вузы специально завышают уровень ЕГЭ. Большие проблемы с системами компьютерного подсчета, в которых есть определенный процент риска, что будет неправильно подсчитано. Это уже неоднократно было обнаружено. Все попытки это оспорить пока ни к чему не приводят. Ребятам приходится ждать, чтобы снова пересдать. Большая проблема также в том, что у нас есть перечень разных вариантов сдачи экзаменов. При этом в разных регионах было замечено, что они различаются по своему уровню. В одном классе, где раздавали одним №1, другим №2, потом подсчитывали, получалось, что у одних по этим предметам 90% правильно, у других этого же уровня – 10%. Конечно, вызывает критику, и это явно недоработка. Очень интересна сейчас критика со стороны европейского сообщества, например, в Германии провели исследование, насколько корректен уровень ЕГЭ по немецкому языку. Они нашли ошибки в тех заданиях, которые давались в прошлом году. Это тоже проблема, уж не говоря о коррупции.

Говорили, что ЕГЭ должно привести к решению проблем коррупции. Но мы видим сегодня, что из определенных субъектов РФ количество тех, кто учится на отлично, заметно выросло по сравнению с тем, кто на отлично сдавал вступительные экзамены в вуз. Это говорит о том, что коррупционные схемы существуют. Их пока никак не могут побороть. Нужны новые меры, новые механизмы, обсуждения с научным сообществом. Поэтому мы предложили создать Национальный институт образования, который бы занимался компилированием идей гражданского общества. К сожалению, наши предложения в ведомстве образования не слышат. Идея ЕГЭ хорошая, но ее надо дорабатывать. Потому что способности студентов в полной мере она не отображает. В особенности тех, кто является хорошистами или даже отличниками, гениями. Их интеллектуальные способности в общей массе затираются.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram