12 апреля 2011 г. в Пресс-центре газеты «Аргументы недели» состоялась пресс-конференция на тему: «Во весь голос. Почему пропадают голоса россиян».
В пресс-конференции участвовали:
Осипенко Екатерина Владимировна - зав. лабораторией вокального и сценического голоса, секретарь правления Российского общества оториноларингологов, координатор секции фониатров Российского общества оториноларингологов, официальный представитель РФ в Союзе Европейских Фониатров;
Орлова Ольга Станиславна, - доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник ФНКЦ оториноларингологии ФМБА России, заведующая кафедрой логопедии Московского государственного университета им. Шолохова
* * *
16 апреля 2011г. исполнится 5 лет, как Россия присоединилась к международной инициативе о проведении Дня голоса.
- Что такое голос и как оценить его состояние?
- Насколько влияют вредные привычки на голос?
- Нужна ли голосу гигиена?
- Как предотвратить заболевания голосового аппарата?
На эти и многие другие вопросы ответили участники пресс-конференции.
АН: Здравствуйте. Сегодня мы проводим пресс-конференцию посвященную Дню голоса. В субботу, 16 апреля, он празднуется во всем мире. У нас в гостях Орлова Ольга Святославна - доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Научно-клинического центра оториноларингологии ФМБА России, зав. кафедрой логопедии Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. И сейчас подойдет буквально с минуты на минуту Осипенко Екатерина Владимировна – зав. лаборатории фокального и сценического голоса, секретарь правления российского общества оториноларингологов.
Орлова О.С.: Здравствуйте, дорогие коллеги. Коллеги потому, что у вас тоже большая голосовая нагрузка на голосовой аппарат. Поэтому для вас, наверно, то, что я буду рассказывать про голос, будет весьма интересно, занимательно и мне кажется полезно. Потому, что я на самом деле с 1977 года работаю в Московском институте уха, горла и носа, который сейчас переименован в Федеральное государственное учреждение научно-клинический центр оториноларингологии. И понятно, что все это время, начиная с профессором Василенко Юрием Стефановичем, мы занимались проблемой голоса у разной категории лиц – это и политики, и актеры, и педагоги, и воспитатели, и взрослые и дети, потому что проблема голоса многогранна.
А что же такое голос? Юрий Стефанович всегда говорил, что голос – это настолько интересная и многогранная проблема потому, что человек, когда приходит в этот мир, то первый звук, который он издает – это голос. И если говорить о том, что, когда жизнь человека заканчивается, то тоже последний звук. На этом жизнь человека обрывается. То есть звуки, которые на протяжении жизни издает человек, они разнообразные. Кашель, смех, плачь и вот те звуки, которыми мы сейчас с вами общаемся – речь. Они для нас наиболее интересные. То есть это и гласные, согласные, и поток наш речевой в зависимости от того, как мы начинаем говорить, соответственно меняется. Для вас, наверно, известно такая фраза, как - голос есть визитная карточка человека. Потому что вы не видите человека, а можете определить, кто с вами разговаривает на другом конце провода. По крайней мере, определить пол, возраст, эмоциональное состояние, здоров или болен. На самом деле, мы не всегда умеем слушать людей потому, что от того какой у них голос мы можем создать впечатление об этом человеке. Уверенный он, робкий, то есть голос является той характеристикой, которая, так или иначе, дает нам возможность обеспечивать полноценную коммуникацию. То есть голос, как средство коммуникации, сегодня мы говорим, и это очень важное и интересное понятие. Мы говорим, что голоса одних людей вы легко узнаете, политиков, актеров. Можете даже наедине сказать, что ой, что-то там у него сегодня не так происходит, что-то не то случилось. С одним человеком вам приятно общаться, а другого хочется выключить, чтобы он больше с вами не говорил. В свое время Маргарет Тэтчер в воспоминаниях писала о том, что ее первые выборы были не удачными потому, что ее голос был не убедительным для электората. Она его понизила и после этого, как она говорит, пришла на выборах к победе. Вот если мы начинаем думать о том, какие нам голоса приятны, то лучше воспринимается информация, когда человек говорит низким голосом. И наоборот, вас раздражает высокий голос, вы как бы его ассоциируете с истеричностью. Мы говорим, что человек может общаться шепотом и тогда врачи поставят диагноз – афония. У одних голос будет тихий, а у других, наоборот, очень громкий, и в книге рекордов Гиннеса зафиксировано достижение - 124,6 дБ. Это больше, чем шум взлетающего самолета – 120 дБ. И, кстати, таких людей, которые могут быть такими громогласными, их достаточно много.
Поэтому мы говорим, что за рубежом проводятся специальные конкурсы крикунов. Причем в зависимости от того, каково содержание тоже меняется сила голоса. Несколько лет назад в одном из конкурсов крикунов победил учитель из Японии. Кстати. Объясняя тем, что ему надо утихомирить его бушующий класс. Но вот когда уже касалось произвольных криков, то тут уже пальма первенства, извините, за женщинами. Она кричала: «Кто спер мое белье». И вот этот эмоциональный фон, он, опять же, дает возможность говорить о разных ситуациях, связанных с голосом. Нередко в стрессовой ситуации может привести к тому, что человек вообще теряет голос. И, наверно, вы сами когда-то сталкивались с таковой ситуацией, когда от испуга вдруг у кого-то из ваших знакомых внезапно пропал голос или он начинает дрожать особенно, когда студент приходит на экзамен. То есть голос постоянно меняется, и поэтому, если о нем начинаешь думать, об этой проблеме, то понимаешь, насколько она интересна. Потому как голос у новорожденного ребенка, крики новорожденного ребенка, имеет три основных значения: голода, холода и боли. А к третьей неделе, или четвертая и третья недели, появляется крик одиночества. И грамотные родители, в общем-то, должны уметь отличать все эти крики младенцев. А если они не справляются с ними, то это могут быть, опять же, узелки, особенности звучания. И родители сначала думают, что ребенок не говорит, а в принципе то нужно думать о том, каков его голос с самого рождения. Наиболее опасный период – это мутация, тогда, когда в пубертатном периоде голос девочек и мальчиков резко начинает отличаться по звучанию. С одной стороны, это период, когда чаще всего встречаются заболевания и нарушения, а, с другой стороны, он очень удобен для того, чтобы поставить голос.
И вот, если все это делать своевременно, то можно очень многие заболевания просто предупредить. Ну и дальше, самая, конечно, большая проблема - голоса речевых профессий. И вот, если задуматься, то у нас сейчас специальностей, где не нужно было бы говорить, их практически не осталось. То есть в любом случае, мы должны с вами пользоваться своим голосом правильно. Дозированные нагрузки, правильная тональность, умение правильно дышать, и вот поэтому, у нас в центре создана специальная лаборатория, где отрабатываются оптимальные нагрузки, методики предупреждения и устранения тех или других нарушений, и певческого голоса и речевиков, которых сегодня, большая, большая армия. То, что начала говорить сейчас, продолжит Екатерина Владимировна, а потом уже ваши какие-то вопросы.
АН: Екатерина Владимировна. Может, вы расскажете, почему все-таки в мире ввели этот день, день голоса? Что способствовало? Какая опасность, что нужно его так отмечать?
Осипенко Е.В.: В итоге, Ольга Святославна, коснулась Маргарет Тэтчер, я продолжу тоже с политической преамбулы и отвечу на ваш вопрос. Во-первых, международный день голоса впервые был в 1999 году проведен и инициатором выступила Бразилия, страна, одна из наиболее курящих. Но по большому счету, наша страна к ней, в общем-то, уже благополучно приближается, а в каких-то аспектах даже, наверно, и опережает. Но в свое время, когда Барак Обама баллотировался на свой пост президента, в одном и его пресс-релизов было, как раз, и такое воззвание, что если ты хочешь отдать свой голос, то ты должен его иметь, для того, чтобы иметь, ты должен его сохранить. И дальше шли пункты, по которым человек мог определить все ли в порядке с его голосом. Вот, как интересно подходят, даже к этому вопросу, в Америке. И надо сказать, что они, безусловно, очень пунктуальны, в том числе, и в том вопросе, что они очень качественно высчитывают число не только людей, которые страдают теми или иными заболеваниями голоса, но и еще экономический ущерб. К сожалению, мы до сих пор, на данный момент ответить на этот вопрос не можем. А они, например, посчитали, что в Америке только лишь по листам нетрудоспособности одних педагогов ежегодно, это еще цифры были, наверно, пятилетней давности, выплачивается порядка двух с половиной миллионов долларов. Представьте себе, какая это сумма огромная. Поэтому, в Америке, как нигде, к голосу относятся, безусловно, с очень, очень большой претензией. И выполняет все, не только назначения специалистов, но и, самое главное, выполняет все те меры, которые позволяют предотвратить нарушения голоса.
Если мы заговорим опять о Бразилии, то я начала с курения, безусловно, Бразилия в силу своей вот этой, к сожалению, приверженности к очень такой неприятной зависимости - из-за своего географического расположения там люди наиболее быстро претерпевают мутационные изменения. Плюс, еще в силу своей эмоциональности, люди, рожденные в Бразилии, имеют достаточно большое количество патологических изменений гортани. Поэтому, таким образом, они начали инициировать Международный день голоса, затем присоединилась Америка, присоединилась Европа. Мы присоединились ровно пять лет тому назад. В этом году, 16 апреля, мы будем уже отмечать пятилетие со дня первого мероприятия, которое мы провели в рамках Международного дня голоса. Цель самого дня голоса, сказать, объяснить людям, что, прежде всего, голос - это одна из наиболее важных коммуникативных функций потому, что если человек плохо видит или плохо слышит, как-то об этом быстренько достаточно начинают люди заботиться. А вот осиплость, ну подумаешь осиплость. Сегодня был осиплым, завтра был осиплым, проснулся не очень, ну вот, вроде разговорился. И уже в самый последний момент, когда мы не можем прийти в магазин и попросить звучным голосом, дать нам буханку хлеба. Вот тогда оказывается, только тогда мы понимаем, что, оказывается, голос очень сильно важен. Или если мы не можем заработать с помощью этого голоса деньги, а, между прочим, это не обязательно люди, которые играют на сцене или поют. Это в том числе и журналисты, естественно, которые не могут задавать полноценно вопросы. Это и самые обыкновенные люди, это матери, которые кормят своих детей и находятся дома. Кстати, среди домохозяек достаточно большой процент женщин, которые страдают заболеваниями голосового аппарата.
А знаете почему?
Орлова О.С.: Потому что они нервничают. Потому что, на самом деле, говорят, что голос у женщин социально меняется. Женщина, которая хочет выйти замуж, говорит в высокой тональности, когда она создает семью, у нее голос понижается. С рождением ребенка часто появляется охриплость потому, что ее никто не слушает в семье. И как только она опять начинает быть в центре внимания и социально адаптирована… Поэтому она остается одна на один с ребенком, ребенок кричит, она начинает нервничать, и это все стимулирует то, что голос теряет свою привлекательность и свой нормальный тембр звучания.
Осипенко Е.В.: Вот еще мы коснулись такого вопроса, что голос, безусловно, зависит от состояния центральной нервной системы, но, вообще, голос является фактически продуктом функционирования, нормального функционирования всего организма. То есть, это и центральная нервная система, безусловно, и дыхательная система, это и желудочно-кишечный тракт и эндокринные железы внутренней секреции.
Орлова О.С.: Слова: и кому же в ум придет на желудок петь голодный.
Осипенко Е.В.: Вот совершенно верно. И не только на голодный, но еще и, наоборот, на полный совершенно желудок, никому не приходит. Но и сейчас мы затронули вопрос гигиены голоса. Надо сказать, тоже достаточно вопросы интересные, связанные с тем, что мы даже в своей жизни далеко не всегда задумываемся о том, что, как и что нам необходимо делать для того, чтобы свой голос сберечь таковым, какой он есть, если он есть хороший. Безусловно, конечно, мы не задумываемся о том, что в помещениях, где жарко, где холодно, в общем-то, наверно, не очень хорошо функционирует голосовой аппарат. Но одним из наших основных врагов является курение и является шум. Наверно, может быть, не все из вас ходят регулярно в ночные клубы. Но молодежь активно посещает ночные клубы, и танцует во время вот этого дикого шума, который, безусловно, переходит за 100дБ. Мы даже проводили специальные исследования. Наш федеральный центр оториноларингологии ФМБА России проводил специальные исследования, именно в ночных клубах. Мы замеряли громкость музыки в ночном клубе, и эта громкость приравнивалась порядком к 100 дБ. То есть к выстрелу пистолета. Поэтому люди, которые выходят после таких дискотек или общения, посещения ночного клуба, они страдают, прежде всего, сенсоневральной тугоухостью, причем острой сенсоневральной тугоухостью, то есть острым понижением слуха в связи с этой акустической травмой. Ну также они страдают на этот момент еще и может быть даже кровоизлиянием в голосовых связках. В любом случае на следующее утро эти люди просыпаются с осиплостью. Поэтому, если раскладывать по ранжиру, то в настоящий момент, для молодого населения, вот мы бы не рекомендовали, в том числе, это делать. Все что касается курения - это моя излюбленная тема, мы проводим постоянно специализированные акции, благотворительные акции, и это всегда приурочиваем и к дням отказа от курения и к Международному дню голоса. Эти акции у нас носили выборочный характер, мы просили в некоторых ситуациях прийти к нам вообще тех людей, которые хотели бы проверить свой голосовой аппарат, вне зависимости от присутствия или наличия жалоб. И получали достаточно интересные результаты тогда, когда те люди, которые в принципе не имеют как таковых жалоб на голосовой аппарат, и все-таки, тем не менее, мы у них находили ту или иную патологию. И заостряли их внимание уже на будущее. Безусловный процент патологий всегда был у тех людей, которые эти жалобы имели. И достаточно большое количество новообразований также мы выявляли. У тех людей, которых мы приглашали, курильщиков, которых мы приглашали на эти благотворительные акции, посвященные дню отказа от курения, мы выявляли, практически 100%-ую патологию. Но эта патология могла носить не всегда, именно варианты новообразований гортани, хотя, практически в 30% мы выявляли и новообразования гортани. Что такое новообразование? Иными словами опухоли. Опухоли могут быть как доброкачественными, так и, к сожалению, злокачественными. То есть рак гортани. Безусловно, на первичном приеме мы не всегда можем сказать, что это однозначно рак. Но, во всяком случае, это очень настораживающее уже цифра. И еще надо сказать, что в 2007-2008 и 2010 годах в нашей стране профессором Скворцовой проводилось такое скрининговое исследование, пилотное, на три региона, когда оценивались дети 10 и 13 лет и дети, учащиеся в техникумах, колледжах. И получили при этом исследовании совершенно ужасающие цифры. Как вы думаете, в какой возрастной период в нашей стране начинают курить?
Средний возраст манифестации курения - это 10-11 лет. Мальчики, пробуют быстрее. Девочки на год запаздывают в этом вопросе. Но это 10 лет. И причина возникновения первой попытки курения, отнюдь не потому, что кто-то кого-то заставляет, а потому что очень любопытно, очень интересно сделать то, что делают все остальные. А все остальные, это, прежде всего, папа с мамой. Это все те люди, которые идут по улице, мимо которых мы идем, не смотря на то, что существует закон о невозможности курения в общественных местах. Но, тем не менее, мы с вами не можем пройти и шага, не встретив человека-курильщика. Более того, зачастую это идет мама, а рядом с ней ребенок, и мама эта курит.
Орлова О.С.: А вот знаете, как справились в Америке с тем, чтобы детей не приучать курить?
Осипенко Е.В.: Как?
Орлова О.С.: Стали утверждать, что это не модно. И американские дети на это отреагировали.
Осипенко Е.В.: Это очень правильная позиция. В нашей стране, к сожалению, мне кажется, пока еще не очень эта работа хорошо и правильно развернута, хотя мы пытаемся на своих междисциплинарных мероприятиях. Как, например, то мероприятие, на которое мы завтра уже улетаем в Омск в Сибирский округ. Междисциплинарная научно-практическая конференция «Голос». Мы там собираем специалистов медицинских и немедицинских специальностей, это не только оториноларингологи, но и невропатологи, эндокринологи, пульмонологи, логопеды, педагоги, вокальные педагоги, актеры, криминалисты, которые занимаются идентификацией голосов. То есть, все те, кто с той или иной позиции занимаются проблемой голоса. И вот мы будем наиболее актуальные вопросы выяснять, касающиеся не только заболеваний голосового аппарата, но также методов диагностики и профилактики оных. И еще я бы хотела сказать, возвращаясь к теме курения, о том, что рак гортани, к сожалению, помолодел. Медленная, но, к сожалению, неуклонная тенденция к его росту. Вот всегда, когда говорят вредно курить, вредно курить, всегда говорят, рак легких или сердечно-сосудистая недостаточность, инфаркта Миокарда. Никто никогда не говорит про рак гортани. Но здесь я позволю себе процитировать нашего директора центра оториноларингологии, профессора Дайхеса, он по своей специальности лоронколог. Он приводит совершенно замечательный пример. Не рак легких, не инфаркт Миокарда или сердечную недостаточность мы, скажем так, воочию не увидим. Но если вы войдете в ЛОР отделение и увидите человека без гортани, вы его сразу увидите потому, что у него торчит трубка. Он дышать не может. Он вынужден дышать через трубку в шее. Вы сразу поймете, здесь действительно онкологический больной. Поэтому и в отличие от пульмонологов, которые занимаются раком легких и кардиологов – с инфарктами, мы своими глазами можем увидеть этот рак. Мы его фактически можем пощупать, то есть этот рак является одним из самых, наверно, основных. Кстати, занимает третье место вообще среди всей онкологической патологии и, естественно, в лорпатологии на первом месте, безусловно. Я, наверно, сверну вопросы онкологического характера, коснусь, все-таки детишек.
Орлова О.С.: Вокального голоса.
Осипенко Е.В.: «Вокально-детишеский голос». Это достаточно животрепещущий вопрос.
Орлова О.С.: Она поет.
Осипенко Е.В.: Ну да. Это уже по второй специальности, вокалистка. Это, кстати, позволяет, безусловно, ориентироваться нам в специальности, как бы изнутри. Потому что все, что касается вокальной педагогики, вокалистов, это люди с достаточно определенно-специфической нервной системой, специального настроя. Люди, где-то можем, так сказать, необыкновенные. Поэтому, конечно, им достаточно сложно может быть получать лечение в обыкновенных кабинетах и общаться с обыкновенными, необыкновенными… По-другому скажу оториноларингологами широкого профиля потому, что для того, чтобы работать с таким контингентом в центре, необходимы дополнительные знания.
Орлова О.С.: Но они легкоранимые.
Осипенко Е.В.: Помимо всего прочего, они, действительно, еще очень легкоранимые. А для того, чтобы с легкоранимым человеком общаться, надо помимо того, что уметь это делать, нужен определенный запас времени. Вот на поликлиническом приеме оториноларинголога дается на осмотр 5 минут. Наверняка кто-то из вас попытался, когда-то попасть в поликлинику. Да, и получит консультацию? Пять минут. У нас первичная консультация на пациента минимум час. Минимум час у нас человек должен пробыть. Что входит, действительно? Почему мы много так тратим времени? Ну, прежде всего, нам нужно с этим человеком поговорить, потому что даже помимо того, что он заполняет опросник, в котором отражает свои собственные жалобы, это его видение проблемы. Мы ему должны задать вопросы. И вы знаете, зачастую мы не совпадаем в том, что мы получаем, какую информацию, и какую информацию человек предоставляет о себе. Следующий этап – это современные, высокотехнологичные диагностические процедуры мы имеем возможность ощущать, имеем возможность проводить. Потому что современный фониатрический осмотр, это не осмотр с помощью только лишь одного гортанного зеркала. Это и сто лет тому назад происходило, когда это было пиком…
Орлова О.С.: 150
Осипенко Е.В.: 150 лет тому назад. Старшие товарищи меня поправят. И сейчас мы исследуем гортань с помощью видеоларингостробоскопии эндоскопического исследования. Мы не только визуализируем сами, но мы еще позволяем нашим пациентам видеть саму гортань и четко совершенно ориентироваться, но, безусловно, после наших разъяснений, где какое неблагополучие имеет место быть. Мы записываем голос, мы его потом «компьютерно» оцениваем, более того, мы пришли к тому, что сейчас …
Орлова О.С.: И оцениваем в динамике.
Осипенко Е.В.: И в динамике, безусловно, все это архивируется. Многократно прослушивается или просматривается. У нас есть люди, которые находятся на диспансерном лечении или на диспансерном наблюдении. У нас огромные записи, только видеозаписей там порядка 10, 15 записей может быть. И видео и, безусловно, акустических. Также мы сейчас пришли к тому, что можем достоверно и уже объективно определять тип голоса человека. Это одна из немало важных, таких краеугольных, проблем для вокальной педагогики потому, что вокальные педагоги не всегда, скажем так, достаточно быстро какого типа голос у того или иного студента. Это может приводить, к сожалению, к развитию профнепригодности уже в рамках обучения в музыкальном учреждении. И, поскольку я заговорила о вокальном голосе, не могу не коснуться, все-таки, поющих детей. Сейчас масса поющих детей. Как я говорю, только ленивый не поет, ленивый встает на коньки и уже катается. Вы знаете, когда был бум фигурного катания, но вот, по-моему, бум пения значительно больше. Безусловно, этому поспособствовало то пропагандирование.
Орлова О.С.: Фабрика. Фабрика звезд. Да?
Осипенко Е.В.: Пропагандирование звездности. Звездности, именно в пении, в вокальном искусстве. Вот сегодня День космонавтики. Такой потрясающий день для нашей страны, вообще, наверно, для человечества. Вот почему-то не один ребенок сейчас не говорит о том, что я хочу быть космонавтом. Но все говорят, я хочу петь, я хочу быть звездой, и это ужасно. Ужасно по многим позициям. Я не беру психологические аспекты, потому что мы уже сейчас видим, встречаем детей в 7-8 лет, для которых отказ от пения практически граничит с … Они уже говорят, что же я тогда буду делать в этой жизни. Я не могу. Вот буквально такие тексты говорят маленькие дети. Дети начинают петь, почему-то уже в 4-х летнем возрасте. И приходят к нам, с так называемыми узелками.
Орлова О.С.: И поют не свой репертуар.
Осипенко Е.В.: Поют исключительно репертуар современный, современно-эстрадный. Детского репертуара вообще не наблюдается. И в частности поют на иностранных языках. То есть мы, к сожалению, видим перед собой злоупотребление, злоупотребление в области детского вокального искусства. Злоупотребление. Либо сталкиваемся еще с какой-то еще неадекватностью, может быть с неполноценностью кадров в педагогических музыкальных школах, потому что раньше такого не было.
Орлова О.С.: Иногда детские голоса и эксплуатируют.
Осипенко Е.В.: И эксплуатация детских голосов. Есть масса сейчас коллективов детских, именно детских коллективов, которые концертируют широко и получают, естественно за это деньги. Такого раньше, в общем-то, не наблюдалось.
Орлова О.С.: Несколько лет назад у меня на приеме была девочка. Пришла и говорит: «Напишите мне справку, что не могу ехать во Францию». Я говорю: «Как?». «Да мы там, говорит она, «Францию то не видим. У нас по пять концертов в день. И есть даже не дают хорошо». И такие ситуации тоже бывают.
Орлова О.С.: Единственно, что я хочу еще сказать, что голос является и диагностическим признаком болезни. Еще Гиппократ устанавливал дифференцированно диагноз по голосу больного человека.
Осипенко Е.В.: Не будучи фониатром, при этом.
Орлова О.С.: Не будучи фониатром.
Осипенко Е.В.: Но считается, что хороший фониатр должен, безусловно, поставить диагноз тогда, когда пациент только открывает дверь. Действительно, при работе, при длительной уже работе с пациентами мы, конечно, практически в 95% случаях уже на слух понимаем, с какой патологией пришел к нам пациент. И, наверно, еще два слова. Коснусь все-таки, какая патология, эта патология, как функциональная, то, что Ольга Святославна говорила, патология возраста, перехода. То есть это даже не патология, это физиологические изменения. Потому что на протяжении всего времени человек претерпевает определенные физиологические изменения, начиная с рождения, как она говорила, потом пубертатный период и уже в пожилом возрасте также эти изменения. Другой вопрос в том, что у женщин этих изменений у них значительно больше. Потому что любая, даже менструация, она будет приводить, у профессионалов голоса может привести к его изменению. И фактически приводит. Голос сужается за счет высоких нот. Вот в советское время даже в кодексе, Трудовом кодексе, из последних версий это уже ушло, что певицы три дня, первые три дня с момента наступления менсиса, они могут, имеют право, не петь и отказываться от спектаклей. Сейчас уже этот пункт благополучно из кодекса удален. И любая менструация, беременность могут привести к изменению голоса. То есть фактически это не патология, это физиология, но любое вот это физиологическое изменение может привести к изменению голоса.
Орлова О.С.: Вот сейчас в нашем центре, как раз сейчас, и ведутся наблюдения в самом широком спектре и травмы и возрастные особенности.
Осипенко Е.В.: Вот вопрос травм, конечно, очень сложный вопрос. Причем травмы могут быть различные, это могут быть и травмы головы, которые приводят к нарушению дыхания, к трахеостомированию больного. То есть в результате возникает такое тяжелейшее заболевание, стеноз гортани или трахеи инвалидизирующие пациенты получают в течение длительного периода и оперативное пособие и потом, в общем-то, могут остаться инвалидами. Это и травмы, которые человек получает в результате автомобильных аварий. Вот в свое время, когда у нас была одна международная конференция, проводилась федеральным центром оториноларингологии ФМБА России, наши зарубежные коллеги, которые были приглашены докладчиками, они были удивлены. Они сказали, что вы знаете, у вас такой огромный опыт по этому вопросу; у нас такого опыта нет. Мы хотели сначала обрадоваться и себя по голове погладить, а потом мы поняли, что радоваться то нечему. «У вас огромный опыт, особенно опыт детской патологии, детского травмирования, детских сценозов». А почему? Потому что получается, что наши дети травмируются, в том числе травмируются во время аварий. То чего заграницей практически в таком количестве не происходило.
Орлова О.С.: Бытовая травма.
Осипенко Е.В.: И бытовая травма. Я сейчас приведу пример совершенно тоже ужасающей ситуации. Ребенок, Ваня Орлов, о котором много говорилось в средствах массовой информации, которые до сих пор говорят, ему уже 3,5 года. Он сейчас проходит лечение уже в Израиле. Ребенок, который проглотил батарейку. Знаете, да? Об этом ребенке. Они готовы были продать и квартиру свою и все. Потому что никакой помощи со стороны отца нет. Отец сразу развелся с ними благополучно и ребенок, дышащий через трахеостомическую трубку. И вот сейчас, очень много, был оперирован уже и в России. Была собрана и, в том числе, с помощью средств массовой информации была собрана сумма. Ребенок сейчас оперируется в Израиле. И вроде как уже на поправку. То есть вот такие может быть мельчайшие детали, но могут нанести совершенно дикий ущерб организму. И фактически инвалидизировать как взрослого, так и человека.
Кто есть кто в медицине: Такой сразу вопрос ребром. К вам на консультацию можно человеку записаться?
Осипенко Е.В.: Безусловно. Значит. Мы поскольку находимся в ведении Федерального медико-биологического агентства, то по направлению Федерального медико-биологического агентства или Министерства здравоохранения социального развития в официальном порядке бесплатно, естественно. И по квоте, если это человек из какого-то другого региона, мы принимаем по специальным квотам, как на консультацию, так и на оперативное вмешательство.
Орлова О.С.: Нужно сказать, что у центра есть и филиалы.
Осипенко Е.В.: Более того. Да. Все что касается платных услуг, это понятно, что может любой человек. Но я вам сказала, как официально мы можем оказывать услуги. Центр занял очень такую серьезную политику, филиальную политику. Потому что, безусловно, сейчас с каждым годом ситуация централизации здравоохранения, она усиливается. И для того, чтобы люди не ехали все в Москву в Федеральный центр оториноларингологии или там Санкт-Петербуржский НИИ уха, горла, носа, который является также крупнейшим учреждением в области оториноларингологии, но могли получать лечение и на местах. У нас были открыты филиалы. Это филиалы для Сибири, для Урала в Томске, это филиал в Уфе для Поволжья и это филиалы и в Астрахани, которые занимают Южный федеральный округ. Таким образом, мы вот нашу страну поделили на три филиала. Там естественно работают высококлассные специалисты, которые уже получили высокотехнологичное оборудование и там также оказываются услуги, которые приравнены к, так называемым, высоко технологичным в нашей стране.
Орлова О.С.: При необходимости можно обратиться туда.
Осипенко Е.В.: Высокотехнологичные операции. Безусловно, регулярно, с регулярной периодичностью, у нас направляются в эти филиалы, и не только в филиалы, но и вообще во многие точки нашей страны различные бригады хирургов. В том числе для того, чтобы проводить операции по возвращению слуха, кохлеарному имплантированию. Такие, в общем то… По неделям оперируем этих маленьких детишек, а потом происходит уже на месте настройка имплантов.
АН: Вы заговорили о филиалах. Скажите, пожалуйста, а почему Омск? Омск, что столица голоса?
Орлова О.С.: В Омске Людмила Михайловна Доронина - одна из опытнейших фониатров России. Года два назад она была номинирована на категорию «Лучший врач России». И, на самом деле, у нее такие большие связи с различными оперными коллективами, эстрадными. Она пользуется большим уважением не только среди больных, но и среди коллег. Поэтому там сейчас будет много специалистов из разных регионов, которые работают не один год в фониатрии. Ну, 35 лет, потому что, на самом деле, реально первый приказ о создании фониатрической службы был датирован вот этой датой 1976 год. Когда предписывалось во всех городах с населением областным свыше 400 человек, организовать фониатрические кабинеты.
АН: То есть Омск, лидер в этом.
Орлова О.С.: Это не значит, что он лидер. Нельзя так сказать. Но один из тех центров, где сегодня эта служба развита хорошо. Потому что у них работает психиатрия и эндокринологи.
Осипенко Е.В.: И поставлено так, как надо.
Орлова О.С.: То есть так, как должно быть. Как это должно быть.
Осипенко Е.В.: Этому Омскому фониатрическому центру вот сейчас исполняется 35 лет. И к этой дате приурочена та конференция, которая будет там проходит с 13 по 14 апреля и, безусловно, большое значение личности в нашем деле. Потому что основание фониатрических кабинетов, фониатрических центров, оно достаточно проблематично. Потому что, несмотря на тот приказ, на который ссылалась Ольга Святославна, была еще такая небольшая приписочка, само открытие и расчет времени, которое может быть затрачено на пациента, оно дается на усмотрение руководства. Поэтому, если ты докажешь своему руководству и руководство тебя поймет, вот тогда в вашем регионе появится фониатрический кабинет. Вот тогда, Людмила Михайловна смогла это сделать, этого добиться, поставить вопрос, что называется, ребром. И тогда там появился областной фониатрический центр, на который стекается не только патология из города, но также и из всей области, да фактически из всего федерального округа. Мы можем назвать такого же человека, активного в этой области, Кржичковскую. Доктор, которая возглавляет в Ставрополе Ставропольский сурдофониатрический центр. Зачастую кстати, фониатрические центры, они, поскольку голос относится к коммуникации, также и слух относится к коммуникации, и это объединяется в одно, и называются эти центры сурдофониатрические. Вот таким одним из лидеров сурдофониатрии является и Ставропольский сурдофониатрический центр. Еще один сурдофониатрический центр открыт в прошлом году, его открывала депутат Яковлева, бывший руководитель комитета по здравоохранению Госдумы, в прошлом году он открыт на базе нашего Астраханского филиала. Сейчас федеральный центр оториноларингологии на данный момент продолжает огромную, чисто организационную работу, которую мы начали 2 года назад по заданию Министерства здравоохранения в плане выявления всей структуры оказания фониатрической помощи и написания порядка оказания фониатрической помощи. Что и было сделано. Сейчас в Министерстве здравоохранения этот порядок находится на рассмотрении, раньше это называлось приказы, сейчас это называется порядки по оказанию специализированной медицинской помощи в той или иной области. В данной ситуации в области оториноларингологии, неотъемлемой частью которой является и фониатрия. Порядок находится уже не только на рассмотрении, но уже планирует выйти в свет. Мы на это очень сильно надеемся потому, что, безусловно, оказание фониатрической помощи, оно в силу своей высокой технологичности, оно, безусловно, финансово затратно и требует дополнительного оборудования. Оборудования не дешевого и, к сожалению, производимого, как правило, заграницей. В нашей стране все что производилось, производилось во Львове, последние наши стробоскопы электрические, это другая уже страна.
Орлова О.С.: Это было в Советском Союзе.
Осипенко Е.В.: Сейчас уже и даже электрических стробоскопов в нашей стране не производится. То есть это тоже огромный вопрос огранизационно-финансового характера.
АН: Скажите, пожалуйста, вот бывают такие ситуации, когда пенсионер говорит детским голосом или, например, не можешь отличить мужчину и женщину по телефонному басу, когда говорят. Вот почему так происходит? Почему голос не соответствует внешности?
Осипенко Е.В.: Шикарный вопрос.
Орлова О.С.: Хороший вопрос.
Орлова О.С.: Конечно. На самом деле, размеры голосовых складок разные и они меняются с возрастом. Они разные у разных людей. Поэтому мы говорим, что есть тенор, есть баритон, есть бас, и даже тогда, когда вы просыпаетесь утром иногда ваш голос более низкий и грубый по звучанию, потом вы откашливаете мокроту, и голос становится более высоким. На самом деле, когда ребенок начинает говорить то голос детский всегда выше, чем голос взрослого человека. Другой механизм. За счет натяжения голосовых складок либо за счет колебания голосовых складок, и если растягиваются голосовые складки и гортань поднимается вверх то, так и на гитаре тонкая струна, звук высокий. А тогда, когда они уплотняются и сокращаются, то голос становится более низким. Со временем, когда человек стареет, у женщин голос понижается в пожилом возрасте, а у мужчин наоборот, повышается. То есть у нас кривая изменения голоса, она достаточно интересна. Потому что новорожденный ребенок, это порядка 550 Гц частота колебания, потом она становится ниже. У баса 90-120 Гц всего колебаний в секунду. А в зависимости от того, с какой частотой колеблются складки, я могу говорить либо высоким, либо низким голосом. Потому как человек, обученный человек, умеет регулировать частоту колебаний. И поэтому мы говорим, что самый большой по диапазону голос, это голос Имы Сумак, 4,5 октавы.
Такая мексиканская певица, Има Сумак, это гений всех времен и народов, пока еще никем не перепета. Вчера, как раз читая лекцию своим студентам в Московском государственном институте музыки им. А.Г. Шнитке, у вокалистов, к сожалению, даже вокалисты не знают, не все вокалисты знают, такую легендарную личность, и когда я поставила звуковой файл, они были совершенно потрясены. Потому что на примере ее произведения, которое называлось «Жители леса», она имитировала и рычание хищников и полет шмеля.
Орлова О.С.: На самом деле, первое открытие, что человек может продуцировать ультразвук, было сделано в связи с выходом Леонова в космос. И когда расшифровали его фонограмму, вот тогда обнаружили, впервые, что вот в такой экстремальной ситуации, поскольку он не мог вернуться в корабль, сейчас уже это рассекреченная информация, и тогда, когда стали целенаправленно смотреть записи из черных ящиков, тонущих кораблей и самолетов, терпящих катастрофу, то нашли, что это явление повторяющееся.
РИА-Новости: Сколько детей, которые поют, обращаются? И с какими пороками?
Осипенко Е.В.: Наиболее частые патологии детские являются узелки голосовых складок. То есть, наверно, из 100, обратившихся, мы, 90%, будем наблюдать именно эту патологию. Они, эти дети, фактически обращаются к нам по двум причинам. Первая причина, что направил сам педагог. Вторая причина, что родители. Но, на самом деле, очень часто дети, направляемые вокальным педагогом, при этом при опросе родителей, выясняем, что родители то, собственно говоря, у своего ребенка ничего не слышат. И нам стало это очень интересно. Да. Они не слышат никаких изменений в голосе. И нам это очень стало интересно, мы стали этот вопрос обсуждать с коллегами, педиатрами, которые именно занимаются гортанными патологиями. И выяснили, что они тоже сделали для себя такой вывод, что далеко не все родители замечают нарушение голоса у своего ребенка. И если даже замечают, но не дают этому адекватную оценку, что, безусловно, в последствии может играть и решающую роль в прогнозе, лечении того или иного заболевания. Потому что, если к нам ребенок этот появляется спустя 2-3 недели с формированием узелка, тогда мы в состоянии нормально провести терапию и…
Орлова О.С.: Консервативную.
Осипенко Е.В.: Консервативную, естественно, терапию. Потому что у детей традиционно узелки не удаляются до определенного возраста, до перехода во взрослое состояние. То есть до пубертата. Если же этот ребенок будет месяцами, а может быть и даже и годами, потому что очень часто мы слышим « Вы знаете, а он у нас с детства так, с самого рождения». Этот ребенок. Он может, даже еще и не пел, может он вообще, этот ребенок не поет. Но здесь уже второй вопрос. Вопрос неврологической патологии. Потому что, к сожалению, в связи с достаточно большим объемом сложных беременностей, сложных родов, неврологическая патология у новорожденных детей, к сожалению, именно в популяции таких детей, зачастую мы находим детей с патологией гортани. В силу своей высокой эмоциональности, гипервозбудимости, эти дети криком, именно криком, или повышенной болтливостью, за счет нанесения самим себе акустической травмы, приходят к тому, что они страдают либо хроническими воспалительным процессами, то есть хроническим ларингитом, либо узелками голосовых складок. То есть, в любом случае, когда к нам приходит на прием подобный пациент, даже если он певец, мы, в любом случае, вынуждены этого человека, этого ребенка направлять к детскому невропатологу для поиска какой-то патологии нервной системы, и, в случае оной, корректировки поведения ребенка, его поведенческой реакции.
РИА-Новости: Ежегодно сколько детей к вам обращается?
Осипенко Е.В.: Вы знаете, честно говоря, не проводили подсчеты, но в месяц мы можем у себя до 30-40 детей видеть таких.
Орлова О.С.: На самом деле, ситуация заключается в следующем. Обычно в детских коллективах наблюдает детей фониатр.
То есть они пытаются на общественных началах найти какие-то возможности и средства для того, чтобы дети при первой же необходимости получали квалифицированную помощь. И вот тогда, когда этого нет, тогда и появляется причина, что нужно ходить и искать, где получить помощь детям. Сейчас в Москве создано 10 центров диагностических во всех округах, они оборудованы современной аппаратурой, и главный детский оториноларинголог Гаращенко Татьяна Ильинична сейчас проводит, как раз, большую работу для того, чтобы выявлять своевременно эту патологию и, соответственно, своевременно оказывать нужную помощь. То есть, в Москве эта ситуация с мертвой точки 2 года назад сдвинулась.
Осипенко Е.В.: Тоже не без нашей помощи, потому что все эти специалисты были бы в наших стенах.
Орлова О.С.: Если бы мы тянули каждый на себя одеяло, то тогда бы это было бы сделать очень сложно. А изначально, вот, детским фониатром, который стремилась оказать помощь детям, как раз, был институт художественного воспитания детей, где этой проблеме предупреждения и профилактики уделяли большое значение, и эту службу возглавлял Алмазов, фониатр, и Орлова Наталья Дмитриевна. Те люди, которые в 60-х годах начали бить набат, что дети должны получать квалифицированную, своевременную помощь. И как сказала, сегодня уже, Екатерина Владимировна, и когда уходят какие-то личности из специальности из профессии, то мы потом начинаем развиваться по спирали и начинаем потом и распеваться и развиваться сначала. Потому что, на самом деле, в прошлом году вот фониатры бывшего Советского Союза отмечали 80 лет со дня рождения Юрия Стефановича Василенко. Бесспорно, именно его вклад в развитие помощи всем представителям голосо-речевых профессий, развитию фониатрии в нашей стране, его вклад значителен, и пока мы его, в общем-то, как ученики любим, помним и ценим.
РИА-Новости: А к фониатрам раньше больше людей обращалось?
Орлова О.С.: Нет. Меньше не становиться. Наоборот.
Осипенко Е.В.: Меньше не становиться динамика, только наоборот, только негативная в плане увеличения обращаемости.
РИА-Новости: А могли бы дать пример, ну примерно 10-20 лет?
Осипенко Е.В.: Безусловно, это не 20 лет и не 2-3 года, это вот последние, наверно, 7 может быть лет. То есть с момента пропагандирования.
Орлова О.С.: Вы знаете, здесь проблема заключается во мноих объяснениях, почему стало больше. Потому что стали больше петь, потому что стали больше специалисты обращать на это внимание. То есть когда-то была такая ситуация, что не к кому обратиться.
Осипенко Е.В.: Но и не все еще педагоги, на самом деле, направляют к фониатрам. Это в некоторых учреждениях является моветоном. Не направляются или направляются только по четкому согласованию с руководством. Еще это вопрос и диагностики.
Орлова О.С.: Лечения.
Осипенко Е.В.: Да. Это вопрос, безусловно, престижа, что у нас все, поющие с здоровым голосовым аппаратом. Но это еще вопрос диагностики. Узелки, вообще детскую гортанную патологию, ее очень трудно диагностировать. В силу чего? Вообще всегда считалось, что мы можем осмотреть гортань ребенка зеркалом, начиная с 7 летнего возраста. То есть тогда, когда ребенок адекватно может высидеть во время процедуры. Сейчас в связи с внедрением таких высокотехнологичных методов диагностики, как фиброларингоскопия, то есть осмотр гортани эндоскопически, вставляя через нос этот эндоскоп, этот мягкий эндоскоп, который непосредственно будет уже располагаться над гортанью. Тогда когда ребенку для этого не надо, скажем так, больших усилий, то есть, я имею в виду открытие рта. Потому что далеко не каждый ребенок просто откроет рот. Здесь уже не требуется открытие рта и подобные диагностические манипуляции можно буквально с рождения проводить. Ну, где это было видно, это просто было невозможно. Естественно, конечно, такие цифры, как Ольга Святославна сказала, это 10 окружных эндоскопических центров по Москве. Это, конечно, для нашей страны… Это, совершенно, непревзойденная… Пока, безусловно, величина. И, дай Бог, чтобы в каждом фониатрическом подразделении в нашей стране был вот подобный инструмент. Это было бы просто гениально. Вообще надо сказать, что имея 83 региона в нашей стране, мы, не то, что далеко не в каждом. Мы имеем, практически, ну, наверно, 40 только фониатрических подразделений, которые, безусловно, не могут полноценно оказывать помощь эту, не только потому, что они располагаются далеко не в каждом городе или столице округа, но еще и в том смысле, что они не имеют вот этого оборудования.
Орлова О.С.: Ну и кадры тоже.
Осипенко Е.В.: Безусловно, и работа кадров. Потому что многие кадры, к сожалению, стареют, и эту подспециальность в нашей стране, считают специальность от оториноларингологии, а в фониатрии является неофициальной подспециальностью.
Орлова О.С.: Хобби.
Осипенко Е.В.: Не совсем хобби, но, во всяком случае, неофициальной подспециальностью тогда, как во многих странах Европейского Союза, как, например, в Германии, это выделено в отдельную специальность, эта специальность называется фониатр педалдиолог. И они занимаются не только проблемой нарушения голоса, но и проблемами нарушения слуха у маленьких детей. Вот в их ведении находится и кохлиарное имплантирование. В Бразилии.
Орлова О.С.: Но врач фониатр, конечно должен обладать большим объемом междисциплинарных зананий. То есть это…
Осипенко Е.В.: В каких науках? Ольга Святославна. Огласите, пожалуйста.
Орлова О.С.: Вот как и Екатерина Владимировна в первую очередь, скажем она сама и вокалистка.
Осипенко Е.В.: Возможно не всем, конечно,…
Орлова О.С.: А кроме того, это акустик, эндокринология, неврология, психотерапия, психиатрия. То есть вот из всех этих областей знания помогают специалисту и поставить диагноз и…
Осипенко Е.В.: Лингвистика.
Орлова О.С.: Лингвистика. И, я бы еще перечисляла много, потому что все эти знания, они необходимы для того, чтобы не только правильно поставить диагноз, но и потом назначить правильную программу реабилитации.
АН: А скажите, пожалуйста, вот бывает, так говорят, что безголосый человек или у него скрипучий голос, или какой противный у него голос, гнусавый там. Да? Скажите, а можно изменить голос?
Орлова О.С.: Конечно. Здесь есть разные способы. То есть, на самом деле, мне нравится сравнение профессора Котби, который говорит о том, что…
Осипенко Е.В.: Нассер Котби, египетский фониатр.
Орлова О.С.: Да, что если сравнить игру пианиста, плохого пианиста, то это будут функциональные нарушения, поскольку он не владеет техникой. А если разбитый рояль, то это органика. То есть нужно рояль починить. Потому что причины нарушения голоса самые разнообразные. То есть в одних случаях на первый план выдвигаются условия, что нужно создать нормальную гортань, убрать узелок, восстановить подвижность, то есть восстановить ту органическую структуру голосового аппарата, которую продуцирует орган. Но большая роль принадлежит и технике. То есть, как человек умеет пользоваться своим голосом. Поэтому, когда ребенок поет в хоре, ему всегда психологически хочется петь громче, чем все остальные. Он начинает форсировать звук, чтобы услышать самого себя и это потом является причиной переутомления, узелков и масса таких последствий, которые влияют на тембр его звучания. Почему говорят, сорвал голос? Долго пел, громко пел. Я всегда говорю студентам: «Сколько вы с напряжением можете сжимать кулак». Все, по-разному. Кто-то больше, кто-то меньше. И вот тогда, когда дети и педагоги не всегда владеют этими знаниями, то мы сталкиваемся с проблемой, что есть патология.
Осипенко Е.В.: Да. Но я могу продолжить по поводу безголосого. Потому что безголосый, это по-разному можно понять. Безголосый в плане, человек не может петь, не хватает у него качественного голоса для пения. Да? К примеру, в опере. Да? Но достаточно для того чтобы спеть в ванной.
Вот как оценивать? Или действительно, в прямом смысле слова, безголосый. То есть это состояние, которое мы называем афония – безгласие. Это очень интересная категория пациентов, страдающих афонией. И, как правило, страдающие не один раз в своей жизни. Как правило, это женщины, тоже с функциональным изменением гортани. И, как правило, возникающее у пациенток с определенным психологическим настроем. Мы их лечим содружественно, вообще все, что мы делаем, мы делаем, как правило, в команде, в команде с эндокринологами и невропатологами и педагогами…
Орлова О.С.: У нас есть такая фраза: Почему у женщин чаще пропадает голос? Связывают с истеричностью их характера.
Осипенко Е.В.: Ну, я это называю более мягко, с высокой эмоциональностью и с высокой структурностью женщин. Потому что. Ну, действительно. По моим личным подсчетам в кандидатской диссертации, среди 9 болеющих женщин только 1 болеющий мужчина. Я имею в виду среди функциональной патологии. Безусловно, завязано на женской сущности, на высокой организации души у женщин. Давайте. Вспомните самих себя. Наверняка, рано или поздно приходилось ругаться в семье и, вот, если мужчины, они как-то может… Или вообще не ругаются, или долго их надо раскачивать. А женщина, она практически с пол оборота начинает заводиться.
Орлова О.С.: Как спичка.
Осипенко Е.В.: Да. И, естественно, вот этот завод, он отражается в виде крика. Это основное. Но спишем, все-таки, на наше такое необыкновенное строение, душевную организацию.
Мы каждый год проводим эти мероприятия, посвященные международному Дню голоса. И каждый год их все больше и больше становится. И в том году, в 2010 году было проведено уже 41 мероприятие в 11 регионах нашей страны. Постепенно мы вовлекаем не только Москву, но и регионы. Это был, в общем-то, рекорд такой. Была потрясающая конференция в Медико-биологическом агентстве, также междисциплинарное с успехом прошедшее. И в этом году у нас также масса мероприятий, также междисциплинарная конференция, но в этом году мы уже выходим в страны содружества: в Казахстан и на Белоруссию. Там также у нас, посвященное международному Дню голоса, мероприятие. Так что у нас и в этом плане некоторый прогресс.
Утро.ru: Все-таки про детей хотела уточнить. То есть им нельзя петь иностранные песни, нельзя петь взрослые песни? Или лучше вообще не петь? И что такое узелки? Это что? Им больно, детям? Или как? Или они просто бросает петь и все нормально? И вообще вот эти люди, которые детьми занимаются, насколько они сейчас подготовлены и имеют право и знание, достаточное, чтобы с детьми работать? И потом, вы говорили, что можно определить профпригодность человека, когда он поступает в училище. То есть он сам приходит и спрашивает, допустим, профпригоден он или нет? И как, допустим, это определяется?
Осипенко Е.В.: Нет. Давайте секундочку. Вы сразили наповал. Отвечаю на самое последнее. Во все музыкальные училища и институты, и институты искусства требуется справка от фониатра о недееспособности, о состоянии голосового аппарата. Такая справочка, обязательное медицинское заключение у фониатра. Должно быть.
Орлова О.С.: При приеме.
Осипенко Е.В.: При приеме. Детских музыкальных коллективов это совершено не касается. У них такого понятия вообще нет. Поэтому они все поступают, куда хотят, поют, где хотят, занимаются, с кем хотят. Это никак не регламентировано. И дети могут петь, буквально, по часу, по 2 часа, маленькие дети. Тогда, когда существует определенный норматив, санитарно-гигиенические нормы по пению у взрослого не более 45 мин, у ребенка не более 30 мин. Дети, вернее их педагоги, благополучно, все эти нормы они либо не знают, либо о них вытирают ноги. Что касается детского репертуара. Прекрасный вопрос. Дети должны петь конкретно написанный для них детский репертуар. В настоящий момент ничего нового не пишется. Но в основном мы, конечно, можем опираться на наш советский репертуар. Когда композиторы, которые понимали, композиторы с образованием, которые понимали, для кого они пишут. Они, соответственно, писали для определенной возрастной группы с учетом определенного возрастного диапазона, от сих до сих и не шагу назад. И, конечно же, они писали на нашем родном языке. Поэтому этот репертуар…
Орлова О.С.: Понятный.
Осипенко Е.В.: И понятные не только тексты. Да. И тексты и, соответственно, и темы. Был у меня один день. Сейчас приведу просто пример. Когда приходит ребенок на акустический анализ голоса. Ну вот, может быть потом, поскольку, все-таки тоже, принадлежите к разряду лиц голосо-речевых профессий, придете к нам отдельно. Посмотрите. Мы заведем на вас тематическую карту на каждого из вас, есть у нас сейчас такая возможность, потому что проводим огромное исследование по профессионалам голоса. И на себе испытаете, что такое запись голоса и акустический анализ. И вот просим спеть что-то. Значит, ребенок поет, восьмилетний ребенок, поет. Я не могу, что-то 100% процитировать, но смысл такой. Что-то очень нечто монотонное, стародавнее, по-моему, если не староцерковное, не старославянский язык, но, во всяком случае, от куда-то от туда. Стала невеста перед церковью, рядом с ней какой-то старый муж, и посмотрела она куда-то там на лик Божий… Все что угодно. Вот такого, например. Следующий идет, там, 8 или тоже 7 лет, поет про какую-то про любовь. Я без тебя не могу, как я без тебя выживу и так далее. Рядом стоит мама.
Орлова О.С.: Умиляется.
Осипенко Е.В.: Которая страшно умиляется всему происходящему. Ну, спрашивается, о какой культуре, прежде всего воспитания, и какой гигиене голоса, мы, после этого, можем с вами говорить. Ну, еще, если касаясь староцерковного, старославянского языка, это пение в церквях. Не только дети наши поют, но еще возможность пения в открывающихся церквях, образующихся там хорах. Мода на религию, веру. Приводит к тому, что многие люди начинают петь церквях, совершенно не владея никакой техникой. На откуп это дается либо самим священнослужителям может быть, либо регентам, которые занимаются этими хорами. У вас хороший голос. Что там за хороший голос? Одному Богу известно. Может быть, он действительно хороший, но это еще не означает, что человек приспособлен сразу для пения в хоре. Пение в хоре в церкви несет определенные особенности. Прежде всего, это не всегда отапливаемое помещение, это помещение с высокоактивным раздражающим эффектом в виде ладана, который не все адекватно переносят. Плюс еще рядом с тобой, может быть, ты даже великолепно поешь и являешься профессионалом голоса, но рядом с тобой будет стоять либо бабушка какая-нибудь с визгливым голосом, либо еще кто-то, кто далеко не хорошо интонирует, поет просто напросто по соседям. И ты будешь вынужден прислушиваться к тому, хочешь ты этого или не хочешь, прислушиваться к тому, что делают твои соседи и результат будет, в общем-то, как правило, негативным для поющего. Вот такие люди, такие певцы, тоже, зачастую у нас бывают.
Орлова О.С.: Но я хочу сказать, что у нас вообще учить и лечить могут все. Поэтому, конечно же, хочется верить, что педагоги должны быть опытными, педагоги должны быть знающими. Но, по тольку поскольку, нередко бывает так, что человек берется за то дело, которое сам хорошо не знает. Поэтому потом приходится таких детей лечить. Особенно важен вопрос вот именно про мутацию. Педагоги спорили, врачи спорили. Петь или не петь во время мутации. Я отвечаю на ваш вопрос. На самом деле, Василенко, а я его часто цитирую, как учителя, всегда говорил: «Под руководством опытного педагога индивидуально-вокальное пение возможно, а в хоре...» Не случайно я вам сказала о том, что каждый старается перекричать и услышать себя и в этот период пение не желательно. И поэтому в каждом конкретном случае должен решать вопрос врач. Петь или не петь ребенку во время тех или других нарушений, потому что, на самом деле, правильное технологичное пение, оно способствует тому, что и узелок уходит и оттого, что вырабатывается мягкая атака голосоведение. Потому что ребенок очень переживает, что он не может петь. И вот этот вопрос у нас решается …
Осипенко Е.В.: Консилиумом. Петь или не петь. Сколько петь. А если, когда, на самом деле, я вам сегодня сказала 5 концертов в день. Да еще и родителям хочется продемонстрировать возможности своего ребенка для окружающих.
Вечерняя Москва: Вы говорили, что у политиков низкий голос привлекает. А как же тогда Жириновский? Вроде бы он с высоким голосом…
Орлова О.С.: Почему это он высоким голосом?
Слушатель: Но ведь как-то он кричит…
Осипенко Е.В.: Он моделирует его так. Когда ему надо, он моделирует его до исключительно стероидного состояния. Он может говорить достаточно низко, но здесь на первый план выходит высокоэмоциональное голосообразование.
Вечерняя Москва: А вот мне интересно про женщин. У женщин высокий голос считается более привлекательным?
Осипенко Е.В.: И у мужчин и у женщин, с точки зрения половой привлекательности, превалируют низкие голоса. Если кто-то из вас бы, наверно, попытался бы, но я так предполагаю, потому что тоже сама не пыталась звонить, по поводу оказания секс услуг по телефону, но мы можем предположить. Что когда даже, ну, кто-то наверняка видел когда-то рекламу. Вся вот эта реклама, она всегда идет со звучанием какого-то достаточно сексуального голоса. И, как правило, этот голос всегда низкий. То же самое касается и мужчин. Если … Что в нашем представлении, так называемый, мужчина-мачо, это мужчина с большим количеством оволосенения…
АН: Денег.
Осипенко Е.В.: Ну. Помимо денег. Оволосенения. Есть еще, наверно, женщины в нашем селении, которые не только… На первый взгляд деньги. Да? Но это еще оволосенение. Это большой, все-таки, рост и это низкий голос. Почему оволосенение? Это количество тестостеронов. Тестостерон – это основной половой гормон у мужчин и его количество, безусловно, определяет низость голоса, тип голоса.
Орлова О.С.: Голос – гендорный признак. И если вспоминать даже зоопсихологию, то соловьи поют в определенный период. И мартовские коты тоже каким-то образом реагируют на временной… И на способ общения между особями.
Вечерняя Москва: Ольга Святославна, к вам вопрос. А вот вы же наблюдаете людей в кабинете и на улице. Вот в целом, как культура владения голосом, я там не знаю за последние 30 лет или сколько вы уже на это внимание обращаете. Как вот меняется? К лучшему? К худшему?
Орлова О.С.: Вы знаете, никогда нельзя говорить, что стало лучше или, что стало хуже. То, что население стало более просвещенным, это 100%. Потому что я работаю на дефектологическом факультете или скажем в педагогических вузах, у меня был такой вопрос: «Кто такой врач фониатр?» И были времена, когда люди, в общем-то, не знали что такой специалист, вообще существует. Сегодня, когда мы говорим о том, что для них этот врач должен стать самым близким и родным, потому что они - наиболее уязвимая группа. То есть они попадают в группу риска. Они сейчас об этом враче знают, слышали. Благодаря вам, средствам массовой информации в том числе.
Орлова О.С.: И вот поэтому, задача проведения Дня голоса, она и заключается в том, что мы не случайно доносим до разных слоев и в первую очередь до педагогов. Потому что я, когда студентам читаю лекцию, то рассказываю тот факт, что даже наши коллеги иногда не знают как протекает мутация. То есть мы иногда иронизируем, что у нас специалист по правому или по левому уху. И аудиолог приходит и начинает жаловаться, что у ребенка охриплость. Вот, она начинает его местно лечить, она врач, она знает как. Воспаление, потому что во время мутации, так называемая картина мутационного ларингита, складки гиперимированы, там отечно. И вот ребенок, придя в школу, услышав лекцию логопеда, приходит и говорит маме – «Мам, а может у меня мутация? Сегодня логопед лекцию читал». Потому что иногда даже сами родители не ожидают того, что голос должен поменяться у собственного ребенка. Так же, как и лор-врач не всегда может оценить, и поэтому наша задача, и мы это вот делаем, рассказываем и лор-врачам, о том, насколько важна легкая охриплость, она должна вызывать тревогу, а уж говорить об онкологии – потому как именно это большая серьезная проблема, когда-то от лор-врачей онкологических пациентов просто убрали. Поэтому у нас сегодня вот та картина, которая есть. И сейчас наш центр делает очень многое для того, чтобы снизить заболеваемость, которая сегодня стала больше.
АН: Напоследок, откройте тайну. Правда, что если женщине понравится голос, полпути к её сердцу пройден.
Орлова О.С.: Конечно-конечно. Всегда приятно говорить с человеком, у которого голос красивый, у которого голос завлекательный, у которого… На самом деле, наши коллеги за рубежом дают сто качественных характеристик голосу. А я когда давала такие задания своим студентам, они нам смогли найти в литературе, в справочнике 304, но правда вся группа вместе. Поэтому, на самом деле, если вы подумаете как охарактеризовать голос человека, с которым вам приятно общаться, то я думаю с задачей вы успешно справитесь.
Осипенко Е.В.: Но еще надо сказать, что у таких, наверное, не очень, но, безусловно, харизматических фигур, как у Гитлера и у Сталина, голос был достаточно, у Сталина был вообще очень тихий. Но все те люди, которые с ними общались или очевидцы тех событий говорили о том, что буквально завораживали, подавляли, оказывали гипнотическое воздействие, именно за счет голоса Гитлер мог говорить часами, что собственно говоря и делал Сталин в свое время. Можно вспомнить Левитана, за голову которого была также объявлена премия тем же самым Гитлером, который совершенно потрясающе, за счет потрясающих акустических характеристик своего голоса возбуждал людей к работе, борьбе. Точно так же как Лемешева в свое время выносили из театра на руках, причем это делали женщины, делали это в порыве какой-то совершенно потрясающей страсти. Это все известные факты.
Кто есть кто в медицине: Скажите, пожалуйста, а как практически воспользоваться вашим предложением провести акустический анализ голоса?
Осипенко Е.В.: Да я сейчас дам вам номер телефона и воспользуйтесь.
Утро.ru: А вот в целом, вы чувствуете, скажем, голоса в России становятся ниже-выше? Может, есть какая-то мода, тенденции есть?
Осипенко Е.В.: Ну, наверное, вот к излишней сексуализации голоса, безусловно, тенденции сейчас есть.
Утро.ru: То есть люди стараются искусственно его как-то менять?
Осипенко Е.В.: Да, более того, сейчас очень много обращаются, не столько женщин, сколько мужчин, которые в силу своих профессиональных требований, хотят понизить голос. Это совершенно удивительно, вот допустим у нас были политики… помимо того, что поменять пол – это отдельная тема для разговора, мы тоже с такими людьми занимаемся. Обыкновенная хирургическая смена пола, и прием гормональных препаратов не приводит к изменению голосовой функции в той мере, в которой хотелось бы быть. Поэтому женщины? ставшие мужчинами, вернее мужчины ставшие женщинами, тем не менее, когда они открывают рот, они все равно остаются мужчинами. Здесь исключительно необходимо хирургическое вмешательство и занятия с фонопедом. Но у нас были не то чтобы пациенты, но люди, которые хотели бы, из разряда самых высоких политиков, будем так это называть, которые бы хотели улучшить качество своего голоса при совершенно здоровом аппарате, в том числе его понизить. Это люди публичные, но теперь к нам стали обращаться люди, которые не имеют какую-то публичность, но поскольку они в силу своей профессиональной деятельности вынуждены вести переговоры, вынуждены убеждать кого-то что-то сделать отдать свои деньги, буквально так и говорят – «Вы знаете, из-за того, что у меня голос вот такой высоковатый, он не убедителен, и я бы хотел бы, чтобы мой голос был более низким, потому что мои коллеги с более низким голосом более успешны».
Вечерняя Москва: А стоит ли вообще так вот изменять свой голос?
Осипенко Е.В.: Мы не говорим о том, что это будет кардинальное изменение голоса. Безусловно, тембральные характеристики будут сохраняться, но вредно-невредно – если мы работаем с фонопедом, если мы улучшаем качество своего голоса, как то – силу, выносливость, диапазон даже речевого голоса. Мы обучаем модулировать свободно голос. То естественно такой голос будет более убедителен, даже если он будет принадлежать тенору.
Орлова О.С.: Очень многие больные говорят после занятий – теперь я счастливый человек, потому что, на самом деле, когда человек, скажем, говорит высоким голосом и, даже занимая какое-то высокое положение, считает, что все вокруг должны подчиняться его требованиям, его желаниям, его воле. А потом все равно смотрят на него с какими-то сомнениями, начинает говорить так как ему физиологически положено говорить в той тональности аргументировано и убедительно, он чувствует, что решил и еще одну проблему, он стал лучше, он достиг той цели, к которой он стремился. На самом деле, помочь можно только тому человеку, который хорошо мотивирован, знает для чего ему это нужно, не только для здоровья, но и для чего, потому что убеждать того человека, что вы будете успешны, а он в это не верит, ничего не получится. Поэтому, на самом деле, всегда говорят… А когда-то опять же ученик Стефана, читая лекцию, начал говорить – «В здоровом теле здоровый голос».
АН: Спасибо большое, давайте на этой тональности закончим. Всех с наступающим Днем голоса.