24 января 2013 г. в Пресс-центре газеты «Аргументы недели» состоялась пресс-конференция на тему: «О спекуляциях на национальную тему вокруг уголовного дела семейно-родовой эвенкийской общины (СРЭО) "Дылача"».
В пресс-конференции приняли участие:
МАЧЕХИН Владимир Владимирович - заместитель председателя Совета эвенков России, член Правления Союза общин РФ;
ДЕНИСОВ Владимир Иванович - юрист Совета эвенкийского народа России.
АН: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас в гостях Мачехин Владимир Владимирович - заместитель председателя Совета эвенков России, член Правления Союза общин России и Денисов Владимир Иванович - юрист Совета эвенкийского народа России. И тема сегодняшней встречи: «Спекуляция на национальную тему вокруг уголовного дела против эвенкийской семейно-родовой общины \\\"Дылача\\\"». Я предлагаю для начала вступительное слово Владимиру Владимировичу, он проинформирует о своей поездке в Бурятию, а затем вопросы - ответы.
Мачехин В.В.: Здравствуйте уважаемые коллеги! Сразу хочу попросить извинения, я простыл в поездке по Бурятии (морозы там под 50 градусов). Поэтому прошу простить, что тихо говорю и голос у меня простывший. Дело по «Дылачи» раскручивается и ещё звучит с осени прошлого года. На Сахалин к нам позвонили из Бурятии и просили поддержать, звонил Суляндзига Павел Васильевич мне лично: просил так же подключиться к этому делу, как члена Совета эвенкийского народа. Потому что вопрос этот к нам больше относится. Я обещал, что на новогодние каникулы проеду по регионам, встречусь с членами нашего Совета (у нас они все разбросаны от Иркутска до Томской области). И заодно заеду в Баунтовский район для того, чтобы изучить ситуацию разобраться в ней, и уже взвешенную сбалансированную позицию выдать по этой ситуации. 4-го января я выехал, взял с собой юриста нашего Совета эвенкийского - Владимира Ивановича. Проехали через Хабаровский край, встречались с Берелтуевой Дарьей Муханаевной, она написала мне письмо. Почему написала, потому что сама родом оттуда с Баунта. Письмо следующего содержания: «Прошу Вас разобраться в ситуации, сложившейся вокруг (СРЭО) «Дылача» и оказать помощь эвенкам баунтовского района Республики Бурятия в защите их прав». По пути мы заехали кШелковниковой Светлане Дюруевне – это секретарь Совета (проживает она в Чите, Забайкальский край), обсудили с ней эту ситуацию, она также написала своё письмо-обращение. Выразила согласие проехать со мной в Баунтовский район (она тоже имеет корни местные, знает эту ситуацию, людей знает) и мы из Читы выехали в Баунтовский район. Увидели там совершенно противоположную ситуацию. Везде в СМИ, на сайте РАЙПОНа (это наша организация общероссийская), выдаётся одна ситуация: что там чуть ли не происходит акт геноцида эвенкийского народа. Но встретившись в Баунте на сходе с людьми (село Россошино), никакой связи между «Дылача» и эвенками, проживающими там, я не увидел. Я не нашёл ни одного человека, который мне сказал бы: «Я работаю в этой общине». Одного нашёл, но он сказал, что его уволили и зарплату не заплатили. Или: «Я являюсь членом общины, и мы развиваем традиционные промыслы, мы имеем мощную поддержку в области культуры». Нет, только негатив, люди ругаются, люди не хотят вообще разговаривать про эту общину, про этот нефрит. Более того, утверждают, что добыча нефрита им существенно навредила за последние годы, что развалили последние традиционные промыслы, которые ещё с советских времён существовали, извратило сознание людей, многих выбросило вообще за борт нормальной жизни и эвенки воровайками, чёрными копателями и всё такое. И усилило, конечно, усложнило криминальную обстановку. Вот такое мнение людей. Встречался я там с мэром Никулиным. Никулин также ничего хорошего в адрес «Дылачи» не сказал. Сказал, что никакой она социальной поддержки районам в целом не оказывает как ресурсодобывающая компания. Привёл пример, что за 2012 год отчисления по НДФЛ в район составили всего 90 тыс. рублей. Также были встречи с коллективами творческими с ансамблем, с мастерами, нигде никакого участия общины мы не обнаружили. Получается, что община, которая себя называла таковой: общиной эвенкийской, никакой реальной помощи эвенкам не оказывала и не оказывает. Более того, поступили жалобы о нарушении прав эвенков самих, которые получили 2 квартиры в 2-х домах построенных «Дылачой» для эвенков: 2 дома на 16 квартир. Каждая квартира 5 на 5 – 25 м². Люди там за занавесками этими ютятся. Здесь дело даже не в этом, а дело в том, что нет правоустанавливающих документов, нет документов на жильё. Они не могут прописаться, получить регистрацию и, как следствие, поражены в правах социальных. Оформить пенсию – проблема, субсидию оформить на ребёнка – проблема, в детский сад отправить – такая же проблема. Это что касается озвученной ранее помощи в предоставлении жилья.
Денисов В.И.: По итогам этой поездки Владимир Владимирович вместе со мной и секретарём Совета эвенкийского народа Шелковниковой Светланой Дюруевной выработали вот такое заключение. Но я как юрист хочу сказать, что в результате этого после ознакомления с учредительными документами этой организации, которая именует себя общиной, а на самом деле является коммерческой структурой ведущей добычу нефрита, получается следующее: что под видом общины пользовались льготами, предоставленными по закону общинным организациям, существует и осуществляет свою деятельность коммерческая структура. Коммерческая структура, которая состоит из 2-х учредителей. Следовательно, получается нарушение действующего законодательства об общинах. Но это вкратце. В основном все выводы с ссылками на действующее законодательство изложено там и заключено. Если желание есть такое, то вы можете ознакомиться конкретно здесь с теми статьями, которые нарушены при её деятельности. В принципе всё дело сейчас переводится в правовую плоскость, и оно должно быть в этой плоскости. То есть, если это коммерческая организация, осуществляя свою деятельность, каким-то образом нарушает действующее законодательство, то она должна отвечать перед законом. Так как в нашей стране эвенк это или русский, или ещё кто-нибудь другой: представитель любого народа – они все жители Российской Федерации. Следовательно, все они равны перед нашими законами Российской Федерации. И никто не позволит нарушать ему закон и прикрываться интересами эвенкийского народа. Это единственное, что я хотел по этому поводу сказать с правовой точки зрения.
АН: Как такое могло произойти (всё-таки там есть какие-то органы исполнительной власти, силовые структуры), что 95% запасов российского нефрита разрабатывается некоммерческой организацией. Это всё равно, что Газпром вдруг поменял бы форму собственности и стал некоммерческой организацией. Как это могло произойти незаметно и безнаказанно?
Денисов В.И.: В данном случае существует у нас уголовное дело, которое возбуждено именно по этому вопросу. То есть, каким образом Роснедра умудрились выдать лицензии этой общине. Этот вопрос лежит в правовой плоскости, и я думаю, достаточную оценку этому дадут правоохранительные органы.
АН: А Вы видели лицензию?
Денисов В.И.: Нет, к сожалению, мы документов подобного рода не видели (это документы следственные, то есть это тайна следственного действия), нам не показывал никто, и я думаю, не покажут.
Мачехин В.В.: Я сам являюсь руководителем общины. У нас любой общественный деятель имеет какую-то общину, просто у нас корни из этих мест: из тундры и леса. Я не могу себе представить, чтобы моя община в уставе себе записала добыча разработка месторождения нефти, и кто-то нам выдал на это лицензию. Это абсурд.
АН: А у них в уставе это написано?
Мачехин В.В.: Да, в уставе написано: добыча поделочного камня. Но эта запись, я думаю, вообще незаконна. Потому что деятельность общины – она должна совпадать с требованиями закона. Существуют традиционные промыслы, традиционные виды деятельности - это закрытый перечень. В этом перечне содержатся: оленеводство, охота, культура и всё такое прочее. И устав общины должен отражать именно норму закона. В уставе должно содержаться именно то, что закон разрешил. Добыча нефрита, на мой взгляд, конечно, не попадает под перечень традиционной деятельности.
АН: Скажите, пожалуйста, сколько эвенков трудится и состоит в этой общине «Дылача»?
Мачехин В.В.: Ранее было заявлено (из средств массовой информации от самой общины), что 160 членов общины и из них половина эвенки. Но когда я был в офисе «Дылачи», говорил с заместителем председателя Совета, он сказал так, что у нас все, кто работает, автоматически становятся членами общины. Потому что везде идёт путаница, пытаются запутать, что если люди работают, значит, они есть члены, но это разные понятия. Работающий – это трудовые отношения, а члены – это уже статус человека в этой общине. Все члены общины – они равны в правах и обязанностях. Нам сведений подтверждённых документально письменно с печатями, заверенных, не предоставили. Мне предоставили некий список - перечисленные люди: список этот не оформлен как список членов общины и в нём 49 лиц эвенкийской национальности, отсутствует одна из учредителей общины – Туракина. Вот этот список нам пытались выдать за список членов общины. Но, на самом деле, подтверждений нет. Кстати, эти самые люди при вопросе: «Являетесь ли вы членами общины?» - они не подтвердили этого, ответили: «Мы не знаем. Да, кто-то из нас когда-то работал, нас как воров и пьяниц отсюда выгнали из этой общины и теперь мы ходим, скитаемся, либо чёрные копатели, либо ещё кто-то». Поэтому община, на мой взгляд, как я увидел эту проблему, состоит из 2-х человек, которые занимаются коммерческой деятельностью, да ещё такой, как добыча ресурсов полезных и обогащаются на этой деятельности. А эвенки никакого отношения совершенно не имеют: ни как члены, ни как работающие, ни как просто социальные партнёры. Потому что если ресурсодобывающая компания ведёт свою деятельность, она по закону у нас обязана и поддерживать экологическую обстановку, и социальную в должном виде, и выплачивать соответствующие какие-то компенсации. Этого нет.
Денисов В.И.: В селе Россошино ни одного работника эвенкийской национальности в общине «Дылача» не работает.
АН: Как Вы можете описать социально-экономическое положение региона в настоящий момент и какое влияние на это положение оказывала деятельность «Дылачи»?
Мачехин В.В.: Социально-экономическое положение: во-первых, там люди очень бедно живут. Я говорю только об эвенках, это Баунтовский район: с работой большие проблемы, с жильём большие проблемы. Социальная поддержка очень ограничена и оказывается в рамках федеральных каких-то программ. Специальной программы, социально-экономической, по коренным малочисленным народам в Бурятии нет. Весь объём помощи государственной поддержки с прошлого года, как мэр мне объяснил, составило 1,5 – 2 млн. рублей, это федеральные субсидии, на которые был куплен трактор, который неизвестно чем занимается. А самой социально-экономической программы (сейчас это называется «Концепция устойчивого развития»), её нет. Допустим, на Сахалине в прошлом году была принята «Концепция устойчивого развития». Общий объём этой концепции 160 млн. рублей. Она создавалась на местах, и власть очень серьёзно поработала, наполнила её деньгами, уделило внимание развитию традиционных промыслов на 50 млн. и это уже целенаправленная системная поддержка - помощь государства коренным народам: социально ответственная политика. В Бурятии этого нет, Бурятия в этом плане очень сильно отстаёт, и что меня ещё больше удивило, что общественность даже не волнуется по этому поводу. Есть депутат народного Хурала Найканчина Анна Павловна: мало того, что люди говорят, что её не видели ни разу, не приезжала, но она и не ставит этих вопросов перед правительством Бурятии. Поэтому по итогам поездки мы будем писать предложение руководству Бурятии о немедленном срочном принятии подобной программы – концепции. Потому что люди в этом отношении забыты (будем откровенно говорить), община «Дылача» ни социальной, никакой помощи не оказывает. Может быть, какие-то точечные подарки применяются, но те люди, с которыми мы встречались на сходах, они все говорят, что нам помощь не оказывается. Даже, давайте возьмём, это коммерческая структура - ресурсодобывающая компания (давайте не будем говорить про общину). Допустим, на Сахалине есть «Сахалинская энергия», она в рамках трёхстороннего соглашения (администрация Сахалинской области, коренные народы в лице Совета регионального и самой компании), они взяли на себя ряд обязательств по поддержке (промыслов национальных, культуры, образования), коренных народов Сахалина: называется «План содействия». В Баунтовском районе этого близко нет, нет никакого партнёрства, ни социального ничего.
Национальный акцент: Вы уже ездили, к месторождениям, общались с представителями общины? И если Вы разбирались в этой ситуации, Ваше мнение: насколько законно уголовное преследование общины «Дылача» и мне хотелось бы уточнить цель пресс-конференции: Вы и Ваша организация не хотите, чтобы община говорила от имени эвенков? Я правильно поняла?
Мачехин В.В.: Да. Уголовным делом у нас правоохранительные органы занимаются (я не знакомился с материалами дела - я не адвокат), но как гражданин, как человек со стороны, если у нас кто-то занимается коммерческой деятельностью всегда этому сопутствуют высокие риски: могут неправильно деньги посчитать, могут неправильно продукцию свою отгрузить и какие-то нюансы с правоохранительными органами могут возникнуть. Здесь ничего удивительного нет. Другое дело, зачем для этого привязывать эвенкийский народ, создавать на этом какой-то шум, обвинять даже в геноциде эвенкийского народа. Мне тоже понятно, для чего это делается: это способ защиты - поднять общественное мнение, раскрутить, выдать рекомендации на международных площадках для России, что нарушаются права эвенков. Но это всё наносное, это не имеет отношения к эвенкам, ни в коем случае. Я как член совета эвенков, в первую очередь озабочен именно как раз тем, чтобы никто не смел прикрываться проблемами эвенков, никто не смел использовать нас как народ для каких-то своих коммерческих интересов. Если нарушили мы, то пускай нанимают адвокатов, занимаются этими делами. Если суд установит, что они не виновны, то тогда они могут говорить о том, что незаконно их преследовали. Если установят их вину, тогда и несите ответственность как положено у нас по закону перед государством. Допустим, у меня была такая история: защищали оленеводческое хозяйство - совхоз оленеводов на Сахалине, против американской компании, которая, по моему мнению (я до сих пор так считаю и говорю об этом) приложила все силы для того, чтобы развалить оленеводческое хозяйство, образующее нашу культуру, нашу самобытность. В рамках этой борьбы на меня было возбуждено 6 уголовных дел. РАЙПОН молчал, Суляндзига, все были в стороне – сторонние наблюдатели. Ни по одному делу не было вынесено обвинительных заключений, приговоров, то есть я этот период для себя очень сложный прошёл, ни о каком геноциде я при этом не говорю, не заявляю, возбуждали на меня дела: за незаконную охоту, ещё что-то там пытались, но я от всего этого защитился, очистился.
Причём здесь национальность. У нас эвенки, я думаю, также: если бы они кого-то убили или ещё что-то, как физические лица понесли ответственность, наказание понесли – и это не имеет отношение к народу. О геноциде нельзя говорить. Говорить об общей социальной проблеме можно. Отсутствие социальной экономической программы в Бурятии – вот это главная проблема эвенков в Бурятии. Потому что нет нормальной государственной политики. Она не осуществляется. В целом государственная политика по регионам, я считаю, успешно у нас проводится. И в принятиях законов, закон об охоте, где у нас сейчас в охотничьем билете хорошую запись можно в отметках поставить, что охота разрешена, осуществляется для нужд личного потребления. У меня эта запись есть и очень даже здорово - она помогает охотиться и спокойно осуществлять свой традиционный образ жизни. Вот такие проблемы – да, я согласен, об этом говорить надо. Но чей-то бизнес и эвенки России - это несопоставимые вещи.
АН: Владимир Владимирович, скажите, пожалуйста, насколько я понял, Ваши требования основные, это 1-е: развести проблему бизнеса и национальность эвенков в разные стороны, то есть Вы добиваетесь, чтобы признали, что эвенки не имеют отношения к этой «Дылачи», никакого отношения к добыче нефрита. 2-е: дать правовую оценку, чтобы у Генпрокуратуры, правоохранительных органов было представление добычи и отчисления налогов в бюджет, законность всего этого. И здесь, в ваших пресс-релизах нет того, что будет с этими 200 людьми, в конечном счёте. Вы сказали, что будете концепцию разрабатывать, но я так понимаю, что в этом регионе нет вашего представительства Союза совета эвенков России. Да? Нет человека, которой бы сигнализировал Вам о ситуации, только какие-то наезды в виде командировок. Что будет с этими 200 людьми? Закроют общину, уголовное дело заведут, в лучшем случае, преследовать будут, приостановят добычу. А как будут эти люди жить, не имея работы, не имея возможности уехать, переехать куда-то?
Мачехин В.В.: Что касается судьбы людей, то там не только 200 человек, это вообще эвенкийский Баунтовский район. В заключении я написал предложение (помимо всего прочего), Совету эвенков России – то есть нашей организации, Союзу общин России (членом правления которого я являюсь), Ассоциаций коренных – это РАЙПОН – рекомендовать правительству и народному Хуралу Республики Бурятия подготовить и принять программу развития. Это сейчас первостепенная задача, над которой мы работаем. От Совета эвенков России, я с Виктором Ивановичем эту позицию уже согласовал, мы это всё обговорили, и мы направили наше предложение. Что касается РАЙПОНа, у меня в последние дни появились большие сомнения, что они будут этим заниматься. Результатом моей поездки послужил шквал грязи, каких-то обвинений непонятных в мой адрес. Я даже распечатал перед пресс-конференцией эту всю рассылку. Не знаю, есть ли смысл её озвучивать? Тут такие термины приводятся: «искажённая подача в СМИ», «поступок», «удар в спину друга», «гром среди ясного неба».
Денисов В.И.: «Предательство интересов».
Мачехин В.В.: «Господин Мачехин» (никогда не был господином, более того, мне даже Хамбо-лама в Бурятии сказал, что мы с тобой знаем запах навоза). И другое письмо, которое пришло из Баунта от руководителя местной общественной организации: «Здравствуйте Владимир, привет из далёкого Баунта, ещё раз спасибо за поддержку, за содействие в решении вопросов, Ваши пожелания все выполнила: аппаратуру и игрушки торжественно вручила. Бабушка лежит в больнице (бабушку тяжело больную отправили в больницу, там не было возможности), отправляю отчёт по финансам, оригиналы этих документов передам для постановки на учёт». Чтобы было понятно, о чём речь идёт: когда мы детский сад–интернат навещали, встречались с детьми. Абсолютно необорудованное помещение, даже телевизора нет (вроде как обещают телевизор). Пообщался с детьми, мальчишка без пальцев ко мне подошёл, и я спросил у него, что можно после себя приятного полезного оставить для детей. Попросили проектор, мы его купили. «От всех большая благодарность, выздоравливайте, привет Владимиру Ивановичу, Лариса». Вот такое письмо: привет с Багдарина тёплый хороший, а наши деятели РАЙПОНА занялись настоящей пиар компанией по дискредитации. Ладно, пускай, на их совести оставим.
Денисов В.И.: Понятно, почему они это делают. Мы разговаривали с людьми, и люди не скрывают совершенно того, что Павел Суляндзига просто заинтересован. Как люди утверждают, он находится на службе, он нанят компанией. Вернее не самой компанией, а хозяевами – господином Туракиным. Господин Туракин проплачивает все его действия. Поэтому он не гнушается ничем, а гнёт вот эту политику о том, что происходит геноцид эвенкийского народа и т.д. То есть пытается прикрыть, видимо, совершённое преступление. Потому что если бы этого не было, то, видимо, как-то по-другому они всё это дело строили, свою защиту.
АН: Уже полгода назад возбуждено уголовное дело. Знаете ли Вы о каких-то процессуальных действиях? Вызывали ли кого-то на допрос? Выезжали ли на место прокуратор или кто-то ещё? Что-то происходит, движение? Запрашивали ли документы в Роснедрах, лицензию на разработку?
Денисов В.И.: Насколько мне известно, ситуация следующим образом складывается. Да, действительно, произошёл ряд судов. Как утверждают представители «Дылачи» - они эти суды выиграли. Но на самом деле всё обстоит с точностью до наоборот. Они все суды проиграли. Сейчас по итогам вот этих именно разбирательств судебных они будут писать апелляционные жалобы и т.д. Я разговаривал с представителем «Дылачи», непосредственно как юрист с юристом. Он мне сказал, что в принципе, у них шансов никаких нет, они очень не уверены. Но это, как я понимаю, дело правоохранительных органов, и они разберутся сами. Кто там на самом деле прав, кто там виноват. Но если там есть преступление, я ещё раз повторяю, то необходимо отвечать по закону, и, не взирая на то, кто ты - эвенк или ещё кто-то. И нельзя прикрываться интересами эвенкийского народа. Они здесь не причём. Нельзя в это дело впутывать Совет эвенкийского народа.
Мачехин В.В.: Там ситуация произошла нехорошая в самом начале (в октябре всё это началось). Сразу дали информацию всем (у РАЙПОНа есть такой ресурс – это рассылка и сайт у них имеется), что эвенкийская община, эвенки зависят от неё и материально и социально и культурно. Громят общину, якобы, наезжают рейдеры или ещё кто-то, хотя рейдерство никак не применяется и страдает эвенкийский народ. И многие ошибочно откликнулись на этот призыв, на этот посыл, потому что авторитетные люди – Суляндзига всегда считался в нашей среде человеком с репутацией определённой. И многие откликнулись и даже некоторые съездили на этот митинг, который был организован. Одна из участниц митинга мне сказала: «Мне позвонили и сказали, что эвенков назвали ворами, и я поехала, а куда мне деваться – потому что мы не воры. Для нас болезненно воспринимаются подобные оскорбления. Хоть мы и бедный народ, маленький народ, но мы гордый народ, в первую очередь». И вот на этих вот вещах и сыграно было. Люди откликнулись, а сегодня у нас совершенно другая ситуация. Сегодня мы проехали, посмотрели, и там нет никакой взаимосвязи между эвенками России и бизнесом «Дылачи».
АН: Владимир Иванович, Вы меня извините за неприятный вопрос, но я должен его задать: дело в том, что когда происходит возбуждение уголовного дела против разработчика 95% запасов нефрита, то сразу возникает вопрос, кто может придти ему на смену, когда его уберут. Вы не боитесь, что Ваша активность против «Дылачи» может обернуться тем, что просто-напросто кто-то, кто заинтересован в этих ископаемых, просто хочет воспользоваться Вашей активностью и придти туда? И кто это может быть?
Мачехин В.В.: Можно я отвечу на этот вопрос? На встрече с Хамбо-ламой в Бурятии, в дацане, он мне задал один очень интересный вопрос и потребовал немедленного на него ответа: «Ты эвенкийскому народу служишь или работаешь»? Я ему ответил, что служу. Думаю, что этот ответ как раз применим к Вашему вопросу. Никаких связей у нас ни с кем нет, в этом вопросе. Это чисто уголовщина, чисто милицейские разбирательства, кто придёт на смену нас абсолютно не касается. Мы хотели бы, конечно, чтобы либо это пришла какая-то социально ответственная компания, либо вообще никто не пришёл (пускай эвенки оленей разводят). А пришло туда государство со своей социально-экономической программой по развитию этого региона. Поэтому в данном случае только интерес людей, и честно говоря, репутация Совета.
АН: Можно спросить по поводу урегулирования общественного мнения. Каким образом конкретно эта программа разворачивается помимо сообщений в прессе. Опять-таки, кто их публикует – эти сообщения, помимо новостей о дискриминации.
Мачехин В.В.: Этим вплотную занялся РАЙПОН - российская организация. К РАЙПОНу и у простых людей в регионах уже большой ряд вопросов по подобным делам накапливается. Сахалинский пример, совершенно схож именно с этой ситуацией. Когда участок леса в Червонде: лицензию на разработку этого участка леса изымают у предпринимателей и передают другому. И тут вылезает РАЙПОН и начинает также ставить митинги, нивхи бедные, разрушается их среда обитания, хотя у них в другой плоскости проблема. Проблема рыболовства – река, которая их кормит. И начинают это всё раскручивать. Для чего? Для того, чтобы вернуть этот участок леса этому коммерсанту, который до этого работал и неплохо на этом зарабатывал. И активность – она просто гипер, она непонятна. Откуда средства чтобы летать, ездить. Ресурсы РАЙПОНа, у них же тоже там сидят с журналистским образованием, юристы, и все они работают. И всё это раскручивается настолько профессионально, как будто это не общественная организация, а какая-то профессиональная PR-компания, которой платят деньги, и она работает, отрабатывает какие-то конкретные заказы. Потому что другие нивхи встали и сказали: «А у нас здесь нет проблем. Мы написали обращение губернатору, нам не надо никакой поддержки в этом вопросе. Мы сами здесь прекрасно разбираемся. Мы хотим у нового предпринимателя получать бесплатно дрова, отапливать печи, обогревать своих детей и решать свои насущные проблемы. А нас сейчас на митинги вытаскивают и пытаются из нас что-то изобразить», что чуть ли ни Россия опять нарушает права нивхов бедных и всё такое. Нет этой проблемы. С «Дылачой» то же самое, только масштабы другие. И Суляндзига настолько со своим упорством: меня называет, что иначе как предательством действия этого человека (я думаю, это ко мне относится), назвать нельзя. Предательство чего? Кого? Его, Паши Суляндзиги или его интересов в данном случае? Понятно, что мы, когда отстаивали права бедного нашего совхоза, Паша Суляндзига за нас не заступался, не включал ресурс РАЙПОНа, потому что эвенки Сахалина ему денег не могли дать, заплатить за его расходы, я извиняюсь. А здесь он прямо бьётся настолько настойчиво, что непонятно чего он хочет? И он надеется на взвешенную позицию Совета эвенкийского, ему наглости хватает лезть в деятельность нашего Совета, указывать нам, что если мы поддержим «Дылачу», значит, мы объединяем всех эвенков, а если не поддержим, то мы раскалываем и разъединяем. Технология лжи и обмана у РАЙПОНа уже настолько отработана сегодня, им очень сложно оппонировать. У них стажировка в Женеве, где их там обучают на Западе. Они настолько сегодня набили уже себе руку, умело манипулировать и общественным сознанием и сознанием простых аборигенов. Здесь мы признаём, да.
Эта организация РАЙПОН – у неё цели и задачи совершенно другие должны быть. Это она со временем изменилась в сторону совершенно противоположную с интересами коренных народов России. Это моё, конечно, мнение, и я могу его выражать, и говорю об этом. Я их вообще считаю 5-й колонной: то есть они, с одной стороны, живут в России, пользуются тем, что даёт Россия, занимают определённое положение в России, но при этом любые подвижки, в том числе позитивные, особенно и в законодательстве, и в финансовой политике в отношении коренных народов, тут же всё критикуется, тут же всё извращается и подаётся уже на площадке ООН и везде, где они участвуют, уже как нарушение прав коренных, бьют по имиджу страны, то есть деструктивная работа. Она есть, я говорю об этом.
Данилов В.И.: Есть основание для возбуждения уголовного дело по разжиганию национальной розни.
Мачехин В.В.: Может быть. Вообще деятельность РАЙПОНа необходимо проверить очень серьёзно.
Национальный акцент: А считаете ли Вы, что защита «Дылачи»: защитники, журналисты, Общественная палата, они таким образом косвенно оказывают давление на следствие?
Мачехин В.В.: Конечно, это главная задача. Это способ защиты. Есть яркие примеры по России, когда преступника берут «за одно место», я извиняюсь, а он начинает кричать, что всё сфабриковано, что всё подложно – это способ защиты. Они видят, правовую дают оценку своему делу, что да, действительно, возможно, они виновны, они начинают подключать другой ресурс - общественный. Я думаю, что здесь тоже вряд ли что-то получится, но они дальше сейчас несут это всё. Швейцария собирается слушание по этому делу организовывать: по дискриминации в комитете и выносить как раз вопрос «Дылачи», что проблема «Дылачи» это дискриминация эвенков России.
Национальный акцент: Скажите, а почему вы решили выступить именно сейчас, не дожидаясь конца следствия?
Мачехин В.В.: У меня такая возможность появилась, я доехал до Москвы, где сейчас у нас Виктор Иванович - председатель Совета. Я совместил свою поездку. Не только это, не специально, не только вопрос «Дылачи» и всё, у нас ряд других вопросов по Совету. Доехал до Москвы, мы с ним встретились, поэтому свою позицию я решил таким вот образом озвучить. Мне Владимир Иванович со своим братом помогли организовать встречу, хорошая возможность.
Денисов В.И.: Владимир Владимирович поехал не для того, чтобы обсудить ситуацию «Дылачи», он действует уже по просьбе членов Совета, которые постоянно этим вопросом занимаются, которые живут там непосредственно, которые родственниками являются, даже учредители этой самой «Дылачи». Поэтому так получилось, что это совместилось. Это не основная цель его поездки была.
Мачехин В.В.: То, что я увидел в Баунтовском районе, для меня самого было новостью. Когда был сход людей, и когда задал вопрос, а ответов нет и говорить не о чём. Какая «Дылача»? На вертолёте иногда кто-то пролетает над нами и всё. Мы тут живём, и не живём, а выживаем. И мне всё стало понятно и ясно. А дальше я уже часть ответственности взял на себя, естественно, чтобы мог правду сказать о происходящем. Нельзя использовать. Опасная ситуация возникает сейчас с «Дылачи». Совет эвенкийского народа пытаются привлечь так или иначе в эту ситуацию.
Денисов В.И.: Скажем так, использовать.
Мачехин В.В.: Да. А дискредитировать нельзя. Нельзя допустить. Потому что можно дискредитировать организацию: представительный орган эвенков России. Нельзя. Мы обязательно должны дистанцироваться от этого. Разобрались в ситуации, к эвенкам эта организация не имеет отношения, всё, до свидания. Занимайтесь своими проблемами самостоятельно. Мы вам в этом уже ничем помочь не сможем. Не сможем и не будем. А те нарушения прав самой «Дылачой» эвенков, которые там проживают, этим я сейчас непосредственно буду заниматься. У меня есть правовой ресурс, у меня есть юридическая фирма, юристы, которые работают, большой опыт подобных дел. Я обязательно сейчас это привлеку сюда.
Национальный акцент: Можете уточнить по поводу нарушение прав эвенков «Дылачи»?
Мачехин В.В.: Прав трудовых, то есть жалобы на незаконные увольнения и не выплаты заработной платы.
Денисов В.И.: Всё дело в том, что люди очень боятся «Дылачи» и идут на контакт неохотно. Когда вопрос поднимается о «Дылачи», люди сразу замыкаются. Они просто элементарно боятся.
Мачехин В.В.: Там знаете, в чём проблема – высокая криминогенная обстановка – криминал. Это как островок с 90-х годов, как Дикий Север. Там и люди пропадают (в частных беседах так говорят). Были случаи, что люди пропадали, которые с чем-то не согласны.
Денисов В.И.: И связывают это именно «Дылачой».
Национальный акцент: У «Дылачи» пропал начальник участка. Он нашёлся или нет?
Денисов В.И.: Вроде как нашёлся. В Интернете писали, что его никто не похищал, в рамках следственных действий он был задержан для допроса.
АН: Спасибо, позвольте пожелать вам удачи в вашем начинании: в защите эвенкийского народа, их интересов, чести и достоинства. Информируйте нас о том, чем это завершится, может быть через прессу, через Интернет. Всего хорошего!
Мачехин В.В.: Спасибо!