> Бизнес под прикрытием? - Аргументы Недели. Кубань

//Правовед 13+

Бизнес под прикрытием?

24 апреля 2024, 11:45 [«Аргументы Недели. Кубань», Сергей Иванов ]

Соседям пристроившаяся рядом мойка, по их словам, доставляет немало хлопот

Жители Краснодара на улице Красных Партизан более полугода борются с соседствующей автомойкой, которой, как они считают, не должно там быть ни по каким законам и нормам.

Классика — строгость законов нивелируется необязательностью их исполнения — продолжает работать безотказно. Человек защищает свои права, идя по цивилизованному пути, а его оппонент использует только удобные ему законы — кто победит? К сожалению, это далеко не праздный вопрос, а ответ на него нередко противоречит российскому законодательству и логике. Пока именно такой сценарий наблюдается в противостоянии жителей домов на улице Красных Партизан и владельца круглосуточной автомойки, построенной впритык к забору.

Замечательный сосед

В своем доме на улице Красных Партизан, 351, Александр Малтабар спокойно жил много лет. На участке создал настоящий оазис, опираясь на свои глубокие профессиональные знания в области сельского хозяйства. Кстати, фамилия Малтабар для кубанских виноградарей и виноделов — одна из самых значимых: Леонид Маркович, отец Александра, академик Международной академии виноградарства и виноделия, в свое время внес неоценимый вклад в развитие отрасли. Александру Леонидовичу в этом плане тоже есть чем гордиться. Но вернемся ко времени настоящему.

В 2017 году соседка продала свой дом на улице Красных Партизан, 349, и переехала. Новый владелец отсутствовал несколько лет. Дом и участок, по сути, были бесхозными. Потом в результате нескольких перепродаж в декабре 2022 года участок был продан гражданину Б. Е. Гоголеву.

Причин для беспокойства у Александра Малтабара не было, так как согласно принятому генеральному плану развития Краснодара весь «кубик» входит в общественно-деловую зону. Проще говоря, здесь можно строить офисы, магазины и прочие тихие объекты.

Однако на соседнем участке очень быстро выросла роботизированная автомойка. Большая, современная, круглосуточная. И таким образом с августа прошлого года жизнь обитателей дома на Красных Партизан, 351, обрела новый шумовой фон — индустриальный. Семь дней в неделю, двадцать четыре часа в сутки концентрированный шум, создаваемый мощными насосами, струи воды, бьющие в металлические кузова машин, испарения, в том числе от автохимии,— полный набор.

Борьба пошла по двум направлениям: судебному и бюрократическому.

Некапитальный подход

Еще на стадии строительства Александр Леонидович пытался донести до соседа информацию, что автомойке здесь не место: закон запрещает. В ответ получил судебный иск. Оказалось, что забор, который стоит несколько десятилетий, заступает в северной части на соседний участок на 27 сантиметров. Но на южной стороне этот самый забор заступает на участок дома №351 на 20 сантиметров.

На самом деле таких случаев тысячи ввиду изменившихся технических возможностей измерений и подобные вопросы решаются полюбовно. Но не в этом случае.

Суд принял иск к рассмотрению. Малтабар подал встречный. Суд назначил строительно-техническую экспертизу, куда был внесен также вопрос: «Являются ли объекты, расположенные на участке... капитальными или сборно-разборными?» Речь об автомойке.

Эксперт пришел к мнению, что автомойка не является капитальным строением, а следовательно, нарушения в ее нахождении в данном месте нет, так как общественно-деловая зона отведена для объектов делового, общественного и коммерческого назначения. Вот интересно, а к какой из трех категорий относится автомойка?

Ответ есть в рецензии на экспертизу, которую заказал уже Александр Малтабар. И там специалист четко прописал со ссылками на нормы, что автомойка должна отстоять от жилых зданий не менее чем на пятьдесят метров (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»). Как же значится в экспертизе, это расстояние до соседнего дома составляет 2,8 метра.

Более того, эксперт замерял уровень шума во дворе Александра Малтабара и определил его в 81 децибел. По нормам в дневное время он не должен превышать 55 децибел, а в ночное — 45 децибел. То есть уже нарушено два параметра, по которым с мойкой надо что-то делать. Но она работает, и очень активно.

Интересен и вывод о некапитальности здания. Определить наличие или отсутствие фундамента можно только методом бурения основания. Об этом в экспертизе ни слова, но вывод однозначный: некапитальное строение.

Руки связаны

Самое слабое место в позиции Александра Малтабара — строгое следование закону. Даже борясь за спокойствие и здоровье своей семьи, а грудной внук тоже находится под постоянным шумовым воздействием, он свято верит, что государство его защитит.

Александр Леонидович стал писать в инстанции, которые обязаны следить за соблюдением многочисленных законов. И добился реакции.

Стоит отметить, что ответственные лица быстро отреагировали на обращения и практически все нашли нарушения в работе автомойки.

Например, Роспотребнадзор еще 13 декабря 2023 года направил в адрес ИП Воропаева Е. Ю. (собственник автомойки) предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований сразу трех норм СанПиН. Спустя три месяца, 13 февраля 2024 года, предпринимателю направили еще одно такое же предостережение. Но как следует из официального письма, которое затем получил Александр Малтабар, «ответ о принятых мерах от ИП Воропаева Е. Ю. в адрес управления не поступал».

Дважды с предостережениями о нецелевом использовании земельного участка выступал Росреестр. Реакция аналогичная.

Вот так всё просто: власть требует — предприниматель игнорирует. Это как раз к постулату о необязательности исполнения закона.

Положительных для Малтабара ответов из соответствующих структур, даже из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, собралась внушительная папка. Несмотря на выявленные нарушения, автомойка работает 24/7 при в прямом смысле молчаливом одобрении собственника.

Ситуация усугубляется тем, что в данный момент действует мораторий на проверки бизнеса. Дело это нужное, никто не спорит, предпринимателям необходима свобода, чтобы развиваться самим и обеспечивать развитие страны. Но извините, наверное, не стоит путать теплое с мягким. Одно — дело сокращение проверок, и совсем другое, когда имеются нарушения, негативно влияющие на жизнь и здоровье людей.

— Первого марта была проведена комплексная проверка автомойки во главе с Прокуратурой Прикубанского округа по вопросу нарушения санитарно-эпидемиологических норм. Пока результаты, как мне сообщили в официальном ответе, не готовы. Понимаете, я не могу ни в чем осудить правоохранителей и чиновников. Все реагируют на обращения, выписывают предупреждения о недопустимости нарушений, сочувствуют, но я не могу понять, как вообще могла возникнуть эта ситуация. Помните, сколько было прений вокруг генплана, с каким трудом его приняли и как радовались, что наконец получили «градостроительную конституцию», как часто называли документ? А тут в открытую нарушается целевое использование участка — и молчание. Вернее, постоянный шум. Кто-то же согласовал эту автомойку? Вот посмотреть бы на того человека и спросить, есть ли рядом с его домом подобный объект,— объясняет Александр Малтабар. — Всю свою жизнь я был законопослушным гражданином, верил в главенство закона, так и сына воспитал, а получается, что всё сделал неправильно. И еще, знаете почему я обратился в СМИ? Не так давно ко мне приходил корреспондент уважаемого издания и очень убедительно мне рассказывал, что не слышит никакого шума. Мол, я капризничаю и не даю работать успешному предприятию. Это уже за гранью моего понимания. Кстати, на момент визита журналиста соседи действительно мойку выключили.

Не может быть

Ситуация с автомойкой имеет очень простую аналогию. Если водитель принял алкоголь, сел за руль и попал в аварию, даже не по своей вине, он всё равно виноват, потому что его не должно быть на дороге. Вот и всё: причинно-следственная связь.

Мы считаем, что одного факта работы автомойки на земле общественно-делового назначения достаточно, чтобы она не работала, извините за тавтологию. И не к чему тут доказывать шумность, несоблюдение отступов, экологических норм и прочего.

В ближайшее время станут известны результаты проверки прокуратуры. Мы обязательно об этом сообщим. А пока все-таки постараемся выяснить, кто и почему так старательно закрывает глаза на очевидные нарушения. Ведь у каждого нарушения есть имя.

  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте