Приватизировать землю, на которой стоит квартира соседа, а потом десять лет судиться и выиграть — удивительные метаморфозы системы правосудия.
На муниципальном земельном участке, расположенном в городе-курорте Анапе, в поселке Большой Утриш, по улице Лесной, находился жилой дом, состоящий из двух квартир. Собственником одной квартиры является Виктор Васильевич Карягин, собственником другой — Александра Ивановна Мазлумян.
О том, как жили соседи — мирно или ссорились, неизвестно, однако до 2008 года споры решались в беседах. Всё переменил вердикт Анапского городского суда, удовлетворивший иск гражданки Мазлумян, которая возжелала получить в единоличную собственность всю землю вокруг дома на два хозяина. Решение таково: Мазлумян права, и весь земельный участок — ее собственность. Вскоре этот участок был поделен на два. Один передан по договору мены зятю — второй подарен дочери. Вот так просто человек взял и оформил на себя муниципальную землю, не спросив даже соседа, который имел на нее не меньше прав. Кто первый встал, того и тапки! Ну, или вторая поговорка: «Наглость — второе счастье».
И суд узаконил право собственности на землю! При решении ни слова о том, что теперь владелец квартиры №2 потерял возможность пользоваться своим жилищем, так как теперь его окружала «чужая» земля. Человек в одночасье фактически лишился жилья, потому как без нарушения закона мог попасть в свой дом не иначе как по воздуху. Абсурд? Нет, решение суда.
Естественно, гражданина Карягина такой расклад не устраивал, и он обратился в суд с жалобой на решение, которое его оставило без доступа к своей квартире. Так началась тяжба, которая с перерывами длится уже десять лет.
При всей очевидности вопроса жалоба В. В. Карягина была удовлетворена лишь в 2011 году. Решение Анапского городского суда отменено, а дело направлено на новое рассмотрение в ином составе судей. Однако тогда заседать судьям не пришлось, потому как гражданка Мазлумян от своих требований неожиданно отказалась. Одумалась или затаилась? Или состав судей не устроил? Одни вопросы.
Скорее всего, отношения между соседями после этого не стали сердечными. Но, главное, ничьи права не были ущемлены и все имели возможность беспрепятственно пользоваться своим жилищем. Эскалация случилась только в прошлом году.
В 2017 году определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда был произведен поворот исполнения отмененного решения Анапского городского суда от 28.04.2008. Определение было обжаловано Мазлумян в Президиуме Краснодарского краевого суда. И теперь уже эта жалоба была удовлетворена, а дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. По какой причине гражданка решила, что шесть лет назад неправильно отказалась от требований, и почему вдруг решила вернуться к земельному вопросу, непонятно. Однако далее судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 ноября 2017 года отменяет определение об отказе Мазлумян от заявленных требований.
Судебная перепасовка заканчивается определением Анапского городского суда от 5 апреля 2018 года, фактически дублирующим решение вышестоящей инстанции. Более того, земельные участки, которые Мазлумян десять лет назад подарила дочери и на что-то обменяла с зятем, опять ставятся на кадастровый учет.
Проще говоря, суды удовлетворили все требования Мазлумян, при этом не приняв во внимание грубейшее нарушение прав Карягина. Такое ощущение, что этого человека для суда попросту не существует. Впрочем, как и его квартиры, расположенной на земле, которую упорно «приватизирует» соседка.
Тем не менее определение Анапского городского суда было обжаловано В. В. Карягиным в Президиуме Краснодарского краевого суда. Но пока ясности в этом деле так и нет.
Более того, жалоба, поданная 10 октября 2018 года, до настоящего момента даже не зарегистрирована канцелярией. Такую нерасторопность работников краевого суда можно воспринять как недобрый знак относительно дальнейшего движения и рассмотрения кассационной жалобы.
И еще один из многих фактов, которые вызывают опасения относительно этого дела. В силу ст. 361 КАС РФ Мазлумян не имела права на обращение в суд с заявлением о повороте исполнения решения суда. Дело в том, что законом такое право предоставлено исключительно ответчику по имущественному спору, с которого неправомерно были взысканы денежные средства, коим данная гражданка не является — уж она-то никаких средств не теряла. То есть суд вообще не имел права принимать такое заявление от Мазлумян. Это по закону. А на практике, не только принял, но и удовлетворил все ее требования, тем самым лишив другого человека возможности зайти в собственный дом.
Редакция будет следить за развитием событий.
Илья ПРИВАЛОВ