Казавшиеся в последнее время чуть ли не безоблачными отношения России и Израиля оказались омрачены атакой авиации этой страны на сирийские объекты, расположенные в 70 км от Пальмиры. В конце прошлой недели израильские ВВС нанесли удар по контролируемой армией Сирии авиабазе Тифор (другие названия – Тияс, или Т4). В России эти неожиданные действия вызвали, мягко говоря, резкое недоумение. Дело в том, что база Т4 ещё недавно была передовым рубежом обороны от террористов ИГИЛ (организация, запрещённая в РФ), – наверняка там и сейчас находятся российские вертолёты, военные советники и спецназ. Их жизни оказались под угрозой, что противоречит формальным и неформальным договорённостям с Иерусалимом. Многие наблюдатели в Москве увидели в этих действиях отголоски новой международной политики Дональда Трампа, которую в самих США формулируют одной фразой: «Эскалация ради деэскалации».
Действительно, версия случившегося, опубликованная израильскими СМИ, выглядит достаточно странной. Якобы в ночь на 17 марта премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху приказал своим ВВС атаковать Сирию, чтобы воспрепятствовать попаданию в руки ливанского движения «Хезболла» ракет Скад-Д с дальностью 700 км. Однако таких ракет, как говорится, в природе не существует.
Также в Израиле распространена версия о том, что в Сирии авиация уничтожила иранские ракеты Фатх-110.Но даже последняя модификация этих ракет может летать лишь на 300 км. Из-под Пальмиры они могут достать только до северной границы Израиля. Да и что делать такому оружию в этом удалённом пустынном месте, которое буквально пару месяцев назад едва не захватила запрещённая в России ИГИЛ. Словом, цель атаки была в чём-то другом. Настоящую причину надо искать в глобальной политике.
Хорошо известно, что чуть более месяца назад Нетаньяху нанёс визит в Вашингтон, где встретился с Трампом. Новый американский президент в отличие от Барака Обамы резко отрицательно настроен по отношению к Ирану, который и контролирует «Хезболлу». Конечно, новая внешнеполитическая доктрина Белого дома пока окончательно не определена, но американские эксперты считают, что Дональд готов пойти на «сознательное повышение интенсивности военного вмешательства в ряде конфликтов, чтобы в конечном итоге обеспечить себе стратегию выхода».
Именно так он действовал в бизнесе в течение многих лет: «Дерзко и публично выступал против своих противников, чтобы получить преимущество, прежде чем заключать сделки». В то же время в Сирии у американцев сейчас очень мало козырей. Вот и могли в Белом доме в ответ на усиление давления на Иран потребовать содействия в непростых переговорах с Россией. В таком разрезе израильский налёт выглядит вполне логичным. Конечно, Трамп вряд ли отдавал прямой приказ, но Нетаньяху человек очень умный – понимает обстановку с полуслова.
Тем не менее перед ударом израильский премьер отправился в Москву: 9 марта он встретился с Владимиром Путиным. Хорошо известно, что в ходе визита Нетаньяху поднимал вопрос о положении дел в приграничном регионе, вблизи Голанских высот. Израиль категорически против, чтобы он попал под контроль проиранских сил. А это может случиться очень скоро: «Хезболла» уже захватила там 30 населённых пунктов. Боевики из «умеренной оппозиции» сдают эту зону почти без сопротивления.
Якобы Нетаньяху попытался уговорить Путина остановить наступление. Но, как утверждают некоторые израильские СМИ, результаты переговоров были отрицательными. В итоге лидер еврейского государства решил пойти на конфронтацию – продемонстрировать силу оружия. Но что-то пошло не так. Во-первых, Сирия не стала, как это происходило ещё совсем недавно, игнорировать атаку. ПВО этой страны выпустили по четырём израильским самолётам от двух до трёх устаревших, но вполне боеспособных ракет комплекса С-200. Во-вторых, нового посла Израиля в Москве немедленно вызвали на ковёр в российский МИД и вынесли строгое предупреждение. Это стало неожиданностью для израильского руководства.
Кремль ясно продемонстрировал, что тоже может наращивать эскалацию, чтобы добиться деэскалации. Тем более в этой истории положение Израиля (если отбросить все понты) выглядит куда уязвимее российского. Небо Сирии вообще в последние годы превратилось в настоящий проходной двор – с этим рано или поздно будет покончено. Тем более Москва не будет терпеть никаких бомбардировок баз с российскими войсками. Позиция вполне ясная и понятная.
Впрочем, несмотря на бряцание оружием министра обороны Израиля Авигдора Либермана, пообещавшего атаковать сирийское ПВО, в этой стране вряд ли кто-то хочет дальнейшего обострения. Да и таскать каштаны из огня для США – занятие бесперспективное.