Сразу после столь любимого в России праздника 8 Марта президент Турции Реджеп Эрдоган нанесёт визит в Москву для переговоров с Владимиром Путиным. Несмотря на огромные сложности, отношения между нашими странами в последнее время постоянно улучшаются. На фоне агрессивной политики Запада с немецкими танками в Литве и послевыборного бардака в Вашингтоне они уже выглядят чуть ли не образцом добрососедства и предсказуемости. Конечно, проблем и разногласий хватает. Но даже в сирийском клубке противоречий наши страны смогли успешно координировать свои действия. А ведь совсем недавно многие эксперты прогнозировали неизбежные горячие столкновения.
Посетивший на днях Россию старший советник Эрдогана Ильнур Чевик поблагодарил нашу страну за поддержку турецкой армии при штурме сирийского города Эль-Баб, захваченного боевиками запрещенного в России ИГИЛ: «Без поддержки Москвы Турция не смогла бы его успешно взять». Эти слова он произнёс перед российскими журналистами, представляющими различные СМИ, среди которых были и «Аргументы недели». В нынешних реалиях такое признание дорогого стоит. Турция является активным членом НАТО, его главной опорой на южном фланге Альянса. Но Запад предал Эрдогана во время попытки военного переворота 15 июля 2016 года.
Турецкие эксперты уже прямо заявляют, что ушедшая администрация Барака Обамы вела против их страны скрытую войну. Они испытывают такое же возмущение постоянной ложью западных СМИ, как и русские. Им даже кажется, что существует специальное расписание: одну неделю Запад оскорбляет президента Эрдогана, другую – президента Путина.
В итоге между нашими странами действительно сложилась уникальная за последние 500 лет ситуация: геополитическая конкуренция перестала довлеть над стратегическим партнёрством. К тому же быстро выяснилось, что Турция нуждается в новых союзниках.
Поначалу многим казалось, что турецкая армия без проблем разгромит террористов на севере Сирии. Тем более в операции приняло участие примерно 3 тыс. солдат и десятки танков.Солидный кулак. Но штурм Эль-Баба затянулся на несколько месяцев – армия понесла большие потери. Так что поддержка российской авиации действительно оказалась очень важна. Даже несмотря на трагический инцидент – из-за ошибочного бомбового удара наших ВКС погибли турецкие военные.
Тем не менее потенциально ситуация в Сирии ещё может обостриться. После трудного успеха Анкара не намерена останавливаться. По словам всё того же Ильнура Чевика, турецкая армия скоро начнёт движение к Евфрату. Она намерена взять город Манбидж, который сейчас контролируют курдские вооружённые формирования: «Турция создаёт 90-километровую буферную зону. Как только Манбидж будет взят, мы остановим свои операции в Сирии».
В этом плане кроется большая проблема. Дело в том, что курдов активно поддерживают США. Нынешний президент Дональд Трамп пока чётко не сформулировал, чего же он хочет добиться в регионе. Если Белый дом решит продолжить старую политику, то можно не сомневаться, отношения Анкары и Вашингтона резко охладятся.
Кроме этого турки считают очень противоречивой и позицию России. Москва настаивает на участии в переговорах по Сирии курдских представителей. Турки резко против. Кажется, что разрешить эти противоречия пока невозможно – турецкая сторона настроена слишком эмоционально.
Но сирийский вопрос уже больше объединяет наши страны, чем разъединяет. Турки не хотят расчленения Сирии, чего, по их мнению, добивается Америка, желающая создать на месте этой страны несколько мелких государств. Анкара поддерживает переговоры, проходящие в Астане, – в них, по её мнению, может участвовать и Башар Асад, но в дальнейшем он всё равно должен уйти. Турция не имеет никаких претензий по поводу размещения нашей базы в сирийской Латакии. Более того – даже приветствует, что на первый взгляд совсем уж удивительно. Вот так всё изменилось за последний год.
Турки не скрывают, что они пытаются стать более независимыми от Вашингтона. Вырабатывают новую внешнеполитическую концепцию. В неё, в частности, входит сближение с Россией, установление диалога с Ираном. Но это лишь общие контуры – основное направление пока не определено. Анкара действует осторожно, пытается не прогадать, ждёт, как поведёт себя Дональд Трамп. Впрочем, этого ждёт и Москва, ждёт весь мир.
Процесс сближения уже просто так не остановить. По данным «АН», наши туристы возвращаются в Турцию, во многих отелях уже раскуплены почти все места. Это хорошо понятно – Россия там воспринимается как друг. Предстоящий визит Эрдогана скорее подтвердит, чем опровергнет это утверждение.