Аргументы Недели → Политика № 4(546) от 2.02.17

Чей он, московский Патриарх?

, 16:14 , Главный редактор АН

На Украине опять стреляют. При попытке прорыва обороны ДНР под Донецком украинские войска попали под шквальный огонь реактивной артиллерии. В результате почти 100 человек убиты, столько же ранены. Из Авдеевки эвакуируют тысячи жителей.

О том, что в соседней республике назревает очередной военный кризис, говорит и наше государственное телевидение. Как правило, накануне очередной битвы сил ДНР-ЛНР с украинскими войсками телеканалы запускают в говорильные студии наших и украинских пропагандистов, которые кричат друг на друга, брызгают слюной, подтверждая тем самым, что война неизбежна.

Всё это видно на экранах каждый день. Нам любопытно то, что происходит на понятийном уровне в среде украинской интеллектуальной элиты. Одной из причин её очередного творческого всплеска стало интервью «Аргументам недели» игумена Высоко-Петровского монастыря Москвы Петра. Советуем его перечитать – в №1 за 2017 год. Если коротко, то игумен Пётр напомнил православным России и Украины, что после сожжения и разграбления Киева монгольскими войсками в 1240 году оттуда бежал митрополит Максим, посаженный на митрополию византийским императором в Константинополе. В 1299 году он оказался во Владимире, по сути – столице русских славян того периода, наследников Рюриковичей. В Киеве не осталось никого.

В 1308 году на митрополичьем престоле его сменил митрополит Пётр. До этого он побывал сначала в Константинополе, где был посвящён в сан Митрополита Киевского и всея Руси. Затем в Орде ему оказали подобающие почести как представителю Византии, подтвердили все льготы. Год он провёл в разорённом Киеве и навсегда отъехал оттуда на север. Митрополит Пётр выбрал местом своего пребывания Москву.

Тем временем после многочисленных разграблений Киев всё больше становился мелким провинциальным городом и не претендовал на русское первенство. С 1362 по 1654 год история Киева известна в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Эта история имеет отношение как к православию, так и к католицизму.

Что касается московского православия, то последней каплей, переполнившей терпение русских князей и духовенства, стало подписание в 1439 году назначенным Византией Киевским митрополитом Исидором так называемой Ферраро-Флорентийской унии о переходе православной церкви в лоно католической. Византия надеялась этим получить от Папы Римского помощь в защите Константинополя от Османской империи. Но – не помогло. Папа обманул. А царь московский Василий II и его окружение такого святотатства стерпеть не смогли: Исидора в Москве арестовали и затем выпроводили на Запад. В конце жизни он был похоронен в сане кардинала в соборе Святого Петра в Ватикане.

С 1448 года Русская православная церковь стала автокефальной. То есть митрополита стало назначать местное духовенство. Общение с Константинополем продолжилось, но вяло.

И вот что заставило современных киевских интеллектуалов резко встрепенуться после интервью в «Аргументах недели» игумена Петра. Киевские прихожане не нашли доказательств законности переноса митрополии из Киева сначала во Владимир, а потом в Москву. Мол, нет свидетельств, что Вселенский патриарх Константинопольский когда-то давал на это разрешение. Стало быть – нет патриарха Московского, есть только Киевский. А стало быть, всё моё – моё, и всё, что твоё, – обратно моё! То есть власть над православными христианами и вся собственность РПЦ Московской патриархии будто бы и не принадлежит! Да и православие есть ли вообще – унию-то Ферраро-Флорентийскую митрополит Исидор подписал – значит, золочёные купола – вне закона?

Удивительны дела твои, Господи! Всех патриархов РПЦ поздравляют с избранием на престол руководители всех мировых церквей. В том числе Папа Римский и патриарх Константинопольский (он же – Вселенский патриарх). Сделали это и нынешний патриарх Константинопольский Варфоломей и Папа Римский Бенедикт XVI, когда патриархом был избран Кирилл.

Только в Киеве этого многие не признают. И даже урезают землю вокруг знаменитой Киево-Печерской лавры. Поджигают православные храмы и выгоняют из церквей прихожан. Так и хочется предположить, что в наказание за это на украинской земле так и не устанавливается мир. Вместо того чтобы призвать в посредники главу Русской православной церкви патриарха Кирилла – а для него что русские, что украинцы – все едины, – президент Порошенко едет в Германию на поклон к канцлеру Меркель.

В заключение приведём слова директора Государственного исторического музея, который расположен по адресу: Москва, Красная площадь, дом 1. Вот как оценил Алексей Константинович Левыкин выбор митрополита Петра местом своего пребывания Москву: «Митрополит Пётр, в будущем Святитель Московский, был митрополитом Киевским, потом перешёл во Владимир, а потом в Москву. Это ещё раз показывает, что после монгольского разгрома история Древнерусского государства продолжается прежде всего здесь, в Северо-Восточной Руси. Именно здесь сохранилась линия княжеской династии. Именно здесь сохранились Рюриковичи, сохранились ядро, древнерусская история, линия от призвания Рюрика». Иначе – и не было бы Руси. Что-то другое.

И ещё один вывод. История – очень мощное и эффективное оружие. Знать её – только половина дела. Надо научиться ею правильно пользоваться. Иначе из тёмных щелей повылазят «гарнi хлопцi» и пошлют нас, таких хороших, подальше, на х...

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram