В минувший понедельник Совет Европы принял решение о продлении экономических санкций против России до 31 июля следующего года. Решение Совета продавили два лидера – немка Меркель и француз Олланд.
Тема эта давно набила оскомину, и на такую унылую бредятину наших «западных коллег» давно надо положить конец. Иначе российские граждане окончательно впадут в уныние: как же так – раз в полгода нас методично унижают, а мы хоть и держим фигу с ответными продуктовыми санкциями в кармане, но как-то трусливо. Будто ждём каждую минуту, что Меркель нас простит.
Тем временем абсолютное большинство сельхозпроизводителей молят Бога, чтобы наши ответные санкции продолжались как можно дольше. Причина простая – растёт производство, рабочие места, магазины заполняются своими продуктами. Так и до конкуренции недалеко – начнут падать цены.
Возьмём самый простой пример – появление на прилавке новой пятикилограммовой головки своего «антисанкционного» российского сыра. Что сопутствует её появлению в продуктовом магазине? Начнём с того, что в самый разгар санкций – в 2015 г. (за 2016 г. статданных пока нет) рост производства нашего сыра составил 21%: в 2014 г. выпустили 494 тыс. т сыра и сырных продуктов, в 2015 г. – уже 626 тыс. тонн. Общая прибавка за 2015 г. – 132 тыс. тонн.
Нетрудно проследить всю цепочку, благодаря которой и появилась та самая головка «антисанкционного» сыра.
Молоко. На килограмм сыра нужно произвести 8–10 л молока. Возьмём восемь, с учётом сырных продуктов. Для производства дополнительных 132 тыс. т сыра потребовалось 1,056 млн тонн молока. При общем годовом надое в 30,8 млн тонн. Рост – 3,3%.
Переходим к коровам. При среднем надое в России 4,134 т молока на корову в год дополнительно потребовалось 255 тыс. молочных коров, это минимум.
Питание и корма. Коров у нас кормят не зерном (дорого), а сеном и силосом. Норма: 6 т сена плюс 3,5 т силоса в год. Это при 210 сутках стойлового кормления. Остальное время животные пасутся на полях. В итоге на 255 тыс. коров нужно дополнительно собрать 2,5 млн т кормов.
По статистике, одной корове на зиму нужно сена, которое скосят примерно с 2 гектаров. То есть для наших коров пришлось засеять ещё 1,5 млн гектаров.
Это означает внесение дополнительно почти 2,5 млн т органических удобрений (по кормам их вносят по 1,5 т на га).
Кормоуборочные комбайны. Сегодня их безумно мало, всего 14 тысяч. Только для наших 225 тыс. дополнительных коров нужно примерно 3 тыс. таких комбайнов. А всего не хватает минимум 30 тыс. машин. Масса комбайна – 5–7,5 тонны. То есть для производства 30 тыс. комбайнов нужно минимум 150 тыс. т высококачественного металла.
Далее идут коксующийся уголь для выплавки металла, транспорт для перевозки всего этого добра, бензин, солярка, электричество… В сумме – десятки, если не сотни тысяч новых рабочих мест или заметный рост производительности труда уже занятых в производстве рабочих.
Вот что такое простая пятикилограммовая головка сыра. Такая же цепочка прослеживается за колбасой, яблоками, тепличными овощами и проч.
Неужели весь этот гигантский труд будет выброшен псу под хвост, когда Меркель и Олланд отменят санкции и на наш рынок хлынут дотированные в ЕС дешёвые продукты питания из Европы? В Госдуме на этот счёт полное молчание – все озабочены положением в Сирии и борьбой с мировым терроризмом и ущемлением наших спортсменов «по допингу». Хотя самое время поймать европейских парламентариев в жёсткую ловушку.
Пора в законодательном плане оформить антисанкционные меры хотя бы в сельском хозяйстве не менее чем на десять лет. За это время наш рынок будет завален своей жратвой. Не сделай этого и отмени антисанкции – тысячи крестьян, которые поверили в свою удачу и набрали кредитов для производства того же сыра, будут разорены, ограблены и уничтожены.
В секторах экономики, не связанных с производством продуктов питания, можно поступить ещё жёстче. Оформить федеральным законом список санкционных запретов, которые автоматически вступят в силу после принятия в ЕС каких-то новых ограничений. Пусть знают: проголосуют за очередную глупость – и сразу получат, к примеру, запрет на ввоз в ЕС титана из России для авиационной промышленности. «Эрбас» встанет.
Но вернёмся к роли Ангелы Меркель во всей этой истории. Только на первый взгляд она похожа на злобную фурию, которой всё у нас не нравится. С другой стороны, она действует как наш верный и добрый союзник – даёт нашей промышленности и сельскому хозяйству расправить плечи. Чем не «Человек года»?
«Аргументы недели» с удовольствием дарят ей это почётное звание. Фактически это она вместе со своей доброй полудетской улыбкой комсомолки из ГДР дарит нам ту самую пятикилограммовую головку сыра.