Прошедшие выборы президента США оставили в тени такое же голосование в Молдавии и Болгарии. Это хорошо понятно – всё же мировой политический вес Америки несоизмерим с небольшими государствами. Однако для будущего ЕС и России они имеют очень важное значение. Тем более в первом туре выборов там больше всего голосов набрали пророссийские кандидаты в президенты, которых в Берлине и Брюсселе считают противниками интеграции с Евросоюзом.
В Молдавии итоговый результат уже практически ясен – глава Партии социалистов Игорь Додон в первом туре заручился поддержкой 48% избирателей. В Болгарии всё сложнее – генерал в отставке Румен Радев, тоже поддерживаемый социалистами, лидирует с более скромным результатом в 26%. Всё решится во втором туре, который пройдёт в этих странах одновременно в ближайшее воскресенье 13 ноября.
Но даже неокончательные итоги молдавских и болгарских президентских выборов вызвали растерянность в офисе Ангелы Меркель. Дело в том, что в последнее время на южном фланге НАТО и ЕС наметилась очень неприятная для Запада тенденция. После неудачной попытки турецкого военного переворота Анкара начала разворачиваться в сторону Москвы и буквально плевать на Берлин. И вот, как поётся в популярной песне, новый поворот, и мотор ревёт.
В ответ немецкие пропагандисты разразились уже привычными и заезженными до зубовного скрипа тирадами: «Этим странам грозит возврат к советскому образцу, который лишь углубит их катастрофу». Впрочем, в этот раз провал Берлина был так велик, что даже «штатные геббельсы» из Deutsche Welle вынужденно признали некоторые ошибки Запада.
Дескать, многие граждане Молдавии и Болгарии разочаровались в Евросоюзе: «Они надеялись, что проевропейский курс принесёт им благополучие, но этого не произошло». Более того, в Германии «внезапно» увидели, что торговое эмбарго, введённое Москвой в ответ на заключение Кишинёвом соглашения об ассоциации с ЕС, разорило местных фермеров. Евросоюз же долго прикидывался «слепым котом Базилио» и отреагировал слишком поздно – многие молдавские сельхозпредприятия умерли. Промышленность, напомним, умерла значительно ранее.
Правда, европейское признание вины напоминает крокодиловы слёзы. Оно перемешивается с явными угрозами: «Молодое поколение избирателей вам не простит!» То есть ждите новую «цветную» революцию. История показывает, что к подобному запугиванию, озвученному через немецкие госСМИ, надо относиться очень серьёзно.
Ещё сильнее поворот Кишинёва в сторону Москвы беспокоит нынешнее руководство Украины. Ведь И. Додон де-факто признал Крым нашей территорией: «Скажем честно, Крым принадлежит России». Также он поддерживает нейтралитет Молдавии и не хочет интеграции страны в НАТО. Но и это ещё не всё. По его мнению, наиболее приемлемым способом урегулирования приднестровского конфликта является федерализация Молдавии. Кроме Тирасполя особым статусом станет обладать и Гагаузия.
Это пугает Киев сильнее всего – в случае успеха Россия получит дополнительный козырь на Донбассе. Оттягивать федерализацию Незалежной и предоставление особого статуса Донецку и Луганску с правом блокирования законов Верховной рады станет всё труднее. Самостоятельности могут захотеть и другие части Украины: Харьков, Днепропетровск, Закарпатье. Тем более об этом говорится много и давно.
Также захватившие власть в Киеве украинские националисты понимают, что мирное решение приднестровского вопроса усилит их политических противников внутри страны. В случае победы И. Додона Кремль наверняка постепенно отменит ограничения на импорт молдавской сельхозпродукции. Этого же непременно захотят и украинские крестьяне, провиант которых Евросоюз не торопится покупать в объёмах прежних поставок в Россию. Опираясь на недовольный электорат, бывшая «Партия регионов» бежавшего президента Виктора Януковича усилит свои позиции в парламенте. Со временем регионалы сформируют правящую коалицию.
Словом, по мнению киевских, «дурной пример» заразителен – можно потерять всё. Как считают немногие оставшиеся адекватными украинские эксперты, будущее Молдавии – это та самая первая костяшка домино, способная остановить немецкий Drang nach Osten («Натиск на Восток»).
Поэтому в оставшиеся до выборов дни Евросоюз постарается мобилизовать все возможные силы, чтобы не допустить победы пророссийских сил на юге Европы. И если в Молдавии Западу почти ничего не светит, то в Болгарии шансы на успех примерно равны. Любопытно, что при таких раскладах лидеры болгарского «Движения за права и свободы», представляющие интересы турецкого этнического меньшинства, призвали во втором туре поддержать генерала Радева. Рука Анкары?