Инвестиционное послание губернатора Иркутской области оставило удовлетворенным далеко не всех адресатов. Ряд экспертов, предпринимателей и политиков в свою очередь заявили, что за рамками послания осталось довольно много важных и, к сожалению, нерешенных вопросов. Депутат Законодательного собрания Иркутской области, руководитель парламентской фракции ЛДПР Олег Кузнецов рассказывает о том, каких моментов, по его мнению, не хватило в послании.
— Олег Николаевич, для себя вы нашли в послании положительные моменты?
— Для себя я отметил несколько позиций, озвученных губернатором. Заниматься ими в настоящее время и должно областное правительство в числе прочих обязанностей. Момент первый касается того, что в регионе создана необходимая инфраструктура поддержки предпринимательства, но для того, чтобы она действенно работала, необходимо предпринимать усилия. Второй момент — налоговые преференции, получаемые рядом предприятий, должны изучаться на предмет эффективности для областного бюджета. Это правильная позиция, и хорошо, что она была озвучена.
— А какие отрицательные стороны можете отметить?
— Это не было посланием в чистом виде. Меня удивляет позиция регионального министерства экономики, готовившего это выступление: форум и послание были проведены для того, чтобы услышать предложения от бизнеса. Ну, сколько можно ждать каких-то предложений? Пора озвучивать конкретные решения по известным всем нам проблемам, а не заниматься очередным словоблудием.
К примеру, у нас существует Центр поддержки предпринимательства. Если проанализировать расходуемые им средства, проводимые мероприятия, то выяснится, что большая часть касается только Иркутска. Но ведь территория области не ограничивается этим городом, везде живут люди, занятые в бизнесе или желающие заниматься своим делом. Поэтому центр поддержки должен постоянно разъезжать по области вместе с работниками министерств, ведомств и так далее, а не ждать когда к ним кто-то сам обратится. Кроме того, это повысит уровень доступности информации для предпринимателей. Сегодня единицы знают о том, что мы ежегодно в бюджет закладываем порядка 500 млн рублей на развитие этой сферы. Более того, неэффективность действующих институтов поддержки предпринимательства подтверждает тот факт, что уровень невозврата льготных кредитов доходит до 60%. Это говорит о неправильном подходе в оценке кредитуемых проектов.
Если рассматривать лидирующие сегодня регионы с точки зрения привлекательности для инвесторов, то там местные власти не сидят сложа руки. В свое время губернаторы этих территорий вдоль и поперек проехали по всем своим районам, лично встречаясь с предпринимателями различного уровня.
Все происходящее у нас ярко свидетельствует: областные власти находятся в каком-то коконе, в плену иллюзий, проводят показушные форумы, вместо того чтобы работать на местах, вовлекать жителей в предпринимательскую среду, повышая уровень самозанятости населения. ЛДПР говорила об этом давно и всегда озвучивала конкретные предложения.
— Давайте пройдемся по конкретике.
— На мой взгляд, подобные послания должны содержать повестку сегодняшнего дня, а не вчерашнего, как это у нас получается. Еще в прошлом году при обсуждении областного бюджета наша фракция в Законодательном собрании была единственной, кто говорил, что нужно обратить внимание на туристический бизнес. Никакой реакции не получили. Более того, областное правительство даже не смогло собрать пакет документов, чтобы войти в федеральную целевую программу по развитию туризма. Получается, что 2016 год для регионального туризма потерян.
Хорошо известно, что в федеральной казне предусмотрены средства на проекты в сфере экологии, в частности по реконструкции очистных сооружений. Наше правительство и тут не подготовило документы, полгода прошло, лето началось, ситуация не развивается вообще никак. И когда Сергей Георгиевич заявляет о каком-то развитии туризма, то это настораживает: либо он в этом пытается действительно разобраться, либо это болтовня.
— Вообще, разговоры о развитии туризма в Приангарье, кажется, переходят в разряд вечных.
— Похоже на то. Сейчас мы в очередной раз слышим о написании некой стратегии туризма. Хотя есть ряд важных вещей, которые можно сделать безо всякой готовой стратегии. Взять, к примеру, очереди на паром до Ольхона — каждый год одно и то же. И в этом году мы столкнемся с ними. Но проблему ведь можно решить в кратчайшие сроки — организовать площадку для комфортного ожидания, с кафе, небольшими кемпингами, регулярное автобусное сообщение от площадки до Хужира и обратно. Автомобилисты тогда будут оставлять свои машины на стоянке, пересаживаться в автобусы и ехать на Ольхон. Это же все точечные вещи, не требующие стратегии, а мы на них ежегодно теряем туристов, портим свой имидж, привлекательность в глазах инвесторов и так далее.
И так у нас во всем. Не так давно прозвучало предложение со стороны китайских бизнесменов о готовности вложить большие деньги в Байкал. А мы почему-то испугались, диалог пока не получается. Но ведь мы не единственный туристический регион в Сибири, поэтому завтра эти китайцы с деньгами поедут на Алтай. Точно так же будет и с другими инвесторами, которые придут, а мы им скажем: извините, у нас стратегия развития туризма не готова. Они направятся в другие места, а мы будем тут сидеть, гордые, самодостаточные и без денег. Хватит заниматься пустопорожней работой, строить воздушные замки в виде стратегий, нужно продвигать конкретные проекты, создавать условия для предпринимателей и инвесторов.
Аналогичная ситуация складывается с высшим образованием региона — под убаюкивающие разговоры правительства о важности сохранения вузов у нас закрываются учебные заведения одно за другим. Уже начались ЕГЭ, в области 13 тысяч выпускников, думаете, на этом фоне они будут гореть желанием поступать в наши вузы? Нет, они поедут в Красноярск, Новосибирск и далее. А Приангарье через несколько лет столкнется с таким дефицитом квалифицированных кадров, что некому будет реализовывать все эти стратегии, если они к тому времени появятся.
— Проблему вы озвучиваете серьезную, а как ее решать?
— Через обновление власти, появление в ней людей, готовых заниматься конкретными делами, а не словами. Этой осенью нас ждут выборы в Госдуму, довыборы в областной парламент. ЛДПР в них принимает активное участие. Наша партия и ее представители готовы заниматься злободневными вопросами, у нас есть конкретные решения, в том числе и тех проблем, о которых говорил Сергей Георгиевич в своем послании.
— Например?
— Например, по территориям опережающего развития, в частности в Усолье-Сибирском. Ситуация такова, что какими бы ни были там сказочными условия для инвесторов, ни один бизнесмен не зайдет туда, пока не будет иметь гарантий поддержки на региональном и местном уровнях. Спору нет, в Усолье хорошая площадка, интересная по логистике, обеспеченная инфраструктурой. А что происходит в самом городе — какие-то постоянные конфликты, митинги. И этим занимается фракция КПРФ в городской думе, тем самым раскачивает ситуацию. Любой потенциальный инвестор прочитает об этом ворох новостей за несколько минут поиска в интернете и откажется там работать. В таких условиях губернатор и правительство должны на себя взять особую роль, чтобы эта площадка буквально была вылизана, приведена в идеальное состояние, чтобы само Усолье-Сибирское не создавало впечатление депрессивного города. И, разумеется, с каждым потенциальным инвестором власти должны встречаться лично, давать ему четкие гарантии, делиться информацией, оказывать необходимую помощь.
Кстати, в том числе это заслуга и ЛДПР, что в Усолье-Сибирском появился один из ТОРов. Мы с 2012 года выходили на все уровни власти, привлекая внимание правительства России к социально-экономическим проблемам Усолья-Сибирского и других моногородов. Сейчас необходимо идти дальше, если власти Приангарья хотят эффективности от этой площадки. Мы с прошлого года говорим о том, что для повышения ее привлекательности чиновники должны буквально находиться там. Пусть губернатор, министерства и ведомства, депутаты Законодательного собрания переезжают в Усолье, живут там, работают — это позволит и площадку развить, и статус города повысить. Заодно это позволит разгрузить от транспорта центр Иркутска. Кстати, это предложение я озвучивал еще год назад.
— Весьма кардинально.
— А как иначе? Правительство страны приняло решение, у нас появилась своя территория опережающего развития, и важно оправдать это доверие, которое мы можем потерять, если не будем проявлять активности. Пока никаких решительных действий от власти не видно. Доходит до того, что муниципальные власти не могут достучаться до регионального правительства. Когда мы на агитпоезде ЛДПР ездим по области, то на встречи к нам приходят местные мэры с наболевшими вопросами. Разве это нормальная ситуация? В мае мы были в поселке Янталь Усть-Кутского района, там закончился договор с управляющей компанией, жители могут остаться без отопления уже этой зимой. Вместе с тем существует инвестор, готовый вложить 1 млрд рублей в инвестиционное развитие района на условиях концессионного соглашения. Инвестор выходил со своим предложением на правительство и не получил никакого ответа. Уверен, нечто подобное будет продолжаться до тех пор, пока в каждом серьезном вопросе не начнет принимать активное участие непосредственно губернатор и высшие члены правительства.