Аргументы Недели → Политика № 12(503) от 31.03.16

Как снять с президента колдовское заклятие 2012 года

, 16:48 , Главный редактор АН

В предыдущем номере «АН» мы отметили очевидную тенденцию среди руководителей бывших советских республик к изменению формы власти с личной на коллегиальную (на Западе это называется парламентской формой правления). Первым озаботился Нурсултан Назарбаев. А вот В. Путину это предстоит сделать только в 2021-м, за три года до окончательного окончания своих президентских полномочий. Чтобы без революций – для плавной передачи власти. Между тем уже сегодня можно было бы предпринять некие шаги, чтобы в будущем эта самая передача власти оказалась совсем плавной.

Найдётся очень мало граждан, кто действительно верит телесюжетам, рекламирующим председателя партии ЕР Дм. Медведева. В них он показан успешным и авторитетным руководителем, за которым будущее. Увы, почти за восемь лет своего нахождения на вершине власти он так и не приобрёл опыта управления страной. Читает речи по айпаду, не блещет знаниями ни по одной важной отрасли народного хозяйства. То есть явно не жилец на политическом небосклоне в ближайшие годы, особенно после окончания конституционного срока пребывания у власти В. Путина. Так что при самом неблагоприятном раскладе, максимум через 8 лет, в 2024 году, встанет вопрос о формировании правительства парламентского большинства. Именно в нём будут присматриваться друг к другу представители корпораций, банков и регионов. Не исключено, что на непродолжительное время сам Путин станет председателем правительства. Ему стукнет 72 года, но в мире были премьеры и постарше, и работали успешно.

Вот только стоит ли так надолго замораживать ситуацию с правительством и доводить её до критической? Хотя понятно, что именно Медведев четыре года грел президентское кресло и безропотно отдал власть, за что и получил эту должность. Но вечно так продолжаться не может. И самое время совместить механизм будущей передачи власти с ожидаемой большинством населения сменой «никакого» правительства.

Для снижения социального давления внутри нашего государственного котла уже сегодня можно предпринять очень понятные меры. Начнём с того, что власти просто необходимо поднять значение предстоящих в сентябре выборов в Государственную думу, привлечь к ним внимание избирателей и встряхнуть тем самым всю застоявшуюся политическую систему. Сделать это можно только неординарным способом.

Кое-что предпринимается. Например, любой гражданин уже в мае может принять участие в так называемых предварительных выборах. Их проводит «Единая Россия», но принять участие может любой гражданин, даже без партийного билета. Толку от этого, скорее всего, будет мало, как и в предыдущих попытках, когда в Думу попали практически те же, кто и был. Но вот что радует – президент дал понять, что состав Думы должен быть обновлён на 70%. Так что можно и рискнуть. Но главным возбудителем застоявшегося политического болота могло бы стать заявление президента о том, что по итогам выборов будет сформировано правительство, опирающееся на парламентское большинство.

Понятно, что власть по-любому проведёт в Думу своих кандидатов, но это не будет означать, что именно Медведев, как председатель ЕР, вновь станет премьером. Дело в том, что депутатами от ЕР станут не только члены партии, но и беспартийные члены от того же Народного фронта. Именно они вместе с другими партийными фракциями могут заблокировать кандидатуру Медведева. Платой для союзников Народного фронта может стать даже формирование коалиционного правительства, когда и «Справедливая Россия», и коммунисты, и жириновцы получат министерские посты, как это происходит сегодня при распределении руководства думских комитетов. Это было бы очень кстати на фоне продолжения экономического бойкота со стороны стран Запада и деградации нашей промышленности под руководством шуваловых-мантуровых-улюкаевых-абызовых…

Но возможно ли по российским законам формирование такого коалиционного правительства, прообраза основы будущей парламентской республики? Таких способов два. Первый. Предстоит внести незначительные поправки в конституционный закон о правительстве. Новая запись будет примерно такой. Президент предлагает депутатам Госдумы на пост председателя правительства кандидатуру лидера победившей партии либо кандидатуру от коалиционного большинства в Госдуме.

Способ второй. Он предполагает вспомнить такое понятие, как «конституционный обычай». Президент предлагает кандидатуру премьера, исходя из собственного видения работоспособного правительства на основе либо победившей партии, либо возможной коалиции. Для этого ему предстоит выступить перед гражданами страны с такой инициативой пару раз, и она станет тем самым «конституционным обычаем». Именно так поступает королева Великобритании, когда предлагает на должность премьера кандидата победившей на выборах партии без всякой Конституции, которой в королевстве попросту нет.

Оба этих способа вполне подходят для тренировки и даже подготовки к реализации сценария по плавной передаче власти.

Будучи задействованными уже сегодня, они снимут с президента старое колдовское заклятие по вечной благодарности ДАМе за его подвиг 2012 года.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram