Конец 2015 года выдался для РПЦ совсем не праздничным. Сначала «диак всея Руси» Андрей Кураев написал в своём блоге гневную статью с критикой Московского патриархата под заголовком, который невозможно без купюр привести в газете: «Обоср….й финал православия». Через некоторое время последовала отставка протоиерея Всеволода Чаплина – близкого соратника патриарха Кирилла. В ответ на это он заявил буквально следующее: патриарх – «это коллективный проект», и «долго он не продержится». Разразилась буря, на фоне которой мало кто обратил внимание на другую проблему. Митрополит Волоколамский Иларион объявил об отмене проведения в следующем году в Стамбуле Всеправославного, или Восьмого Вселенского собора.
Словом, патриарху Кириллу сейчас приходится очень нелегко. А ведь ещё недавно казалось, что скандалы вокруг РПЦ поутихли. Некоторые эксперты утверждают, что основной причиной громкой отставки В. Чаплина стало тяжёлое материальное положение церкви – в последнее время значительно уменьшилось количество пожертвований. Скорее всего, это произошло из-за экономического кризиса. Однако протоиерея часто обвиняли в том, что своими спорными высказываниями на ТВ и в прессе он сильно подрывал имидж РПЦ и тем самым отталкивал от неё многих людей. Теперь же, мол, общую картинку приходится исправлять при помощи шоу – на днях в проекте Первого канала «Голос» победил иеромонах Фотий.
Эту версию косвенно подтвердил и А. Кураев, вынесший в конец своей скандальной статьи в Интернете лучший, по его мнению, комментарий к ней: «Нужно обратиться к настоятелям 35 тысяч храмов и сказать: отцы, вы что, не видите, что этот … (обзывательство удалено «АН») в телевизоре мешает вам делать кассу? Идите к своим преосвященным и скажите: если в телевизор посадят кого-то более благочестивого, то вам, владыченька, на ещё одну квартирку в богомерзкой Франции наберётся».
Вот на такой уровень сейчас скатилась, так сказать, «внутрицерковная дискуссия». Сам В. Чаплин в выражениях тоже не стесняется. Возможно, он считает, что имеет на это право, из-за того что с 18 лет знаком с патриархом. По его словам, в 1986 году Кирилла отправили в Смоленск «в своего рода ссылку из Ленинграда. Я тогда старался ему всячески помогать». Сейчас же патриарх сильно изменился – «это человек, с которым просто нельзя поговорить». Но главное – Кирилл «мониторит Фейсбук и всякие дурацкие сайты. Этим пользуется всякая нечисть». Намёк вполне понятен.
Впрочем, по словам экспертов, вряд ли какая-то из этих сторон получит массовую поддержку внутри церкви. Простые верующие порядком от всего устали. Они не сильно уважают и Чаплина, и Кураева: особенно отрицательно к ним относятся консерваторы на местах. По их мнению, диак, придумывая такие заголовки к своим статьям, «окончательно очумел». Но, главное, его не трогают – никакой реакции руководства. Другим и за меньшие грешки голову снимали. При этом система легко отправила на свалку «верного ленинца», не приняв во внимание, сколько лет он прослужил верой и правдой РПЦ.
Вот в такой обстановке «любви к ближнему своему» РПЦ решила отменить подготовку Всеправославного собора, причём без установления каких-то конкретных новых сроков его проведения. По официальной версии, специальная комиссия была вынуждена прервать работу, поскольку не удалось достичь консенсуса с патриархом Константинопольским Варфоломеем и другими православными церквями. Однако дело тут скорее в другом.
Во-первых, в нынешней политической ситуации московский патриарх не может нанести визит в Стамбул. Для этого надо дождаться, как минимум, отставки президента Р. Эрдогана. Во-вторых, сейчас это по-настоящему историческое событие могло бы спровоцировать никому не нужный новый раскол в РПЦ. К примеру, в некоторых русских монастырях уверены в существовании предсказания старцев о том, что Восьмой собор будет нечестивым – не таким, как первые семь соборов, которые утвердили православие. Нет там доверия и к главам других православных церквей – их обвиняют в экуменизме.
Более того, с Афона приходят известия, что для успешного проведения собора между церквями уже распределены роли в реформе. Говорят, одна из церквей (к примеру, румынская) выступит против ношения бород священниками, а другая (возможно, болгарская) выдвинет инициативу разрешить священникам носить в миру обычные мужские костюмы и галстуки. Третья – предложит разрешить епископам жениться, а священникам дать возможность вступать в брак второй раз.
В России многие верующие и монахи такого не примут. Живой организм церкви разорвёт. Пора бы унять зуд реформаторства и навести порядок в своём доме.