Аргументы Недели → Политика № 36(477) от 24.09.15

Где мост – там и тоннель

, 16:18

Подготовка к строительству моста через Керченский пролив идёт полным ходом. Идёт насыпка грунта, строительство вспомогательных сооружений. Через пару лет красавец мост должен вступить в строй. Но…

Украинские власти, похоже, никогда не откажутся от идеи вернуть Крым. Только в этом просматривается смысл их нахождения у власти. Если перестанут делать пакости крымчанам и выдвигать вокруг полуострова одну абсурдную идею за другой, о Порошенке с Яценюком скоро забудут. Вот они и стараются. Последняя гадость – так называемая продовольственная блокада Крыма «под крышей» сбежавших с полуострова крымских татар. Можно не сомневаться, что скоро последуют очередная электрическая блокада и водная. Считается, что все эти глупости сойдут на нет после сдачи в эксплуатацию моста через Керченский пролив. И всё бы хорошо, вот только мост станет прекрасной мишенью для возможного теракта. Цель его очевидна – постоянно создавать для жителей российского Крыма трудности, а попутно запугивать население. Под мостом ежедневно будут проходить десятки судов самого разного водоизмещения, следующих из украинского порта Мариуполь в Чёрное море. Для гигантского теракта достаточно будет начинить небольшое судно взрывчаткой и взорвать его у одной из опор моста. Для повреждения вантовых опор можно использовать и напичканный той же взрывчаткой беспилотник. Их украинские авиапроизводители научились делать давно и успешно используют.

В чём мог бы быть выход из столь сложной в своём потенциале ситуации? По мнению ряда российских инженеров и экономистов, само решение о строительстве моста не было проработано окончательно. Скорее всего, верх взяли клановые интересы неких ФПГ, близких к власти и готовых осваивать любой бюджет, лишь он был покрупнее. И мост в этом смысле получался в несколько раз дороже строительства подводного тоннеля. Технология его строительства несложная – так уже десятки лет строят линии метро в самых сложных грунтах. Строительный «крот» выгрызает трубу диаметром 6 метров и тут же бетонирует её. Достаточно было «прогрызть» три такие трубы. Через одну пустить железнодорожный транспорт, через вторую – автомобильный. А через третью протянуть электрические кабели – по сути ЛЭП, и параллельно пустить поток пресной воды из Краснодарского края.

Увы, лоббисты-мостовики этого не допустили. Но что мешает вернуться к этой идее и реализовать её параллельно с мостом? Тоннель и мост будут дублировать друг друга и подменять в случае необходимости. К примеру – при проведении ремонтных работ. Даже «питерские» вполне могли бы заняться строительством тоннеля – уж если сегодня они стоят на вершине всех финансовых проектов. К примеру, мало кто знает, но между островом Кронштадт и материком под дном Финского залива успешно эксплуатируется автомобильный тоннель протяжённостью два километра при 6 полосах в двух встречных потоках. Глубина залива там не превышает 16 метров в судоходном фарватере, а глубина прокладки тоннеля – 28 метров.

А теперь о Керченском проливе. Его длина – от 2 до 4,5 километра. Глубина судоходного фарватера – 18 метров. Практически то же самое, что и в Финском заливе. Давно пора хотя бы озвучить идею и следом приступить к подготовке проекта. Чего ждать – чтобы к этому шагу подтолкнул не президент Путин, а президент Порошенко?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram