3 августа исполнится ровно 35 лет, как большой олимпийский мишка улетел на воздушных шариках со стадиона в московских Лужниках. Скандальная Олимпиада–80 отошла в историю. С той поры о ней написано и рассказано очень много, хотя и тёмных пятен осталось предостаточно. О них несколько позднее.
Но опыт организации грандиозного спортивного праздника мирового уровня не прошёл бесследно. Были после этого и универсиады, и разного рода чемпионаты мира, но апофеозом стало проведение зимней Олимпиады в Сочи. Там «тёмных пятен» почти не было. На очереди – чемпионат мира по футболу, который пройдёт в российских городах через три года. С чего он стартовал?
Оставим за скобками вопрос, будет ли успешным выступление на нём российской сборной? Но в политическом плане нынешнее руководство страны оказалось куда выше советских деятелей, что проводили московскую Олимпиаду почти в гордом одиночестве с друзьями из «соцлагеря». Сегодня на жеребьёвку команд в Санкт-Петербург приехали представители всех 209 стран – членов FIFA. Вот как это выглядело изнутри.
Но до скрытого мраком ночи его приезда – ещё днём в пятницу прибывшие чиновники и звёзды мирового футбола были приглашены в Русский музей Питера на приветственный коктейль. То есть они вошли в Русский музей, но воздержались от осмотра картин советского авангарда и классики, а сразу вышли на лужайку Михайловского парка, где был установлен огромный шатёр. Кроме коктейля были ужин и напитки. Торжественные речи говорили Йозеф Блаттер и Виталий Мутко. Высшие чиновники получили огромное удовольствие, поскольку таких красивых исторических мест в мире осталось очень мало.
Жеребьёвка, как известно, проходила в субботу в 18 часов. Президент В. Путин прибыл в Константиновский дворец на вертолёте в час ночи с пятницы на субботу. Он вышел из секретной комнаты за сценой вместе с главой FIFA Й. Блаттером. Мишель Платини, главный претендент на должность президента, демонстрировал под телекамеру своё плохое отношение к Блаттеру, скривив лицо в сторону от сцены. Но это было лишь игрой на публику. Дело в том, что утром того же дня г-н Платини в компании с г-ном Блаттером и Виталием Мутко прекрасно провели время на стройке футбольного стадиона в Питере, где дружно восторгались увиденным.
Что касается г-на Путина, то после приветственной речи он сразу скрылся в секретной комнате и быстро покинул мероприятие. Вместе с ним из зала исчезли председатель Следственного комитета А. Бастрыкин, министр МВД В. Колокольцев и председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко. Кого-то это могло насторожить. В зале остались С. Собянин и губернатор Нижнего Новгорода В. Шанцев.
Следующим обсуждаемым среди журналистов событием на жеребьёвке стали её ведущие: высокая Наталья Водянова и скромный по комплекции Дмитрий Шепелев. Могло показаться, что это дань моде – частенько на таких громких мероприятиях на Западе пары ведущих подбираются именно так – большая девочка и невысокий рядом с ней мальчик. Так прикольно. Но здесь журналисты увидели некий загадочный жест организаторов мероприятия. Дело в том, что г-н Шепелев, как известно, был гражданским мужем умершей недавно Жанны Фриске.
Впрочем, тема печальных неприятностей всплыла во время церемонии ещё раз. Когда в зале запели «Подмосковные вечера», без которых нельзя было обойтись, говорили, что исполнителем планировался Дмитрий Хворостовский. Но не смог по известным причинам.
Разумеется, накануне жеребьёвки не было недостатка в якобы достоверных сведениях о сказочном меню на фуршете по случаю завершения жеребьёвки. Говорили, например, о хрустальных вазах с белужьей чёрной икрой, которую надо будет густо намазывать на блины. Было и в самом деле достойно, но без чёрной икры. Само собой: канапе со всякой мелочью, бараньи рёбрышки, отбивные и шашлык из осетрины. Понятно, были шампанское, сухое вино и водка. Одним словом, старт ЧМ-2018 по футболу прошёл удачно.
Но вернёмся на 35 лет назад в олимпийскую Москву. Тогда советские власти стремились «запустить» в столицу СССР как можно меньше туристов. Приехали в основном граждане стран – членов Варшавского договора. Но даже им не хватало мест в гостиницах, привычного сервиса и много чего ещё. О тех днях на страницах «АН» вспоминает Борис Омельченко, бывший в то время заместителем начальника Московского городского совета по туризму. Спустя десятки лет он захотел рассказать сенсационные подробности, известные только ему. Об этом – его статья на стр. 10.