Президент России как будто насмехается над своими западными «партнёрами». Из последнего – его визит в Италию сразу после окончания встречи лидеров G7 в Германии. Там, как известно, ему досталось больше других земных напастей вроде лихорадки Эбола. Он явно круче – западная пресса пишет исключительно о нём. А в последние дни пишет с удвоенной силой – он имел нахальство приехать в элитную европейскую Италию, где встретился с её президентом и премьером. Сам Папа Римский Франциск удостоил его аудиенции… И это самое интересное.
Вся история отношений г-на Путина с хранителями папского престола загадочна и увлекательна. Папы римские, а их на веку Путина-президента было уже три, встречали его с распростёртыми объятиями. Начал эту «серию» Папа Иоанн Павел II – поляк Кароль Юзеф Войтыла. Того папу заслуженно называли могильщиком европейского социализма, большим критиком всего советского. Но уже летом 2000 года он встретился в своей ватиканской библиотеке с бывшим полковником КГБ СССР В. Путиным, а во второй раз там же, в Ватикане, в 2004 году. Он показал тогда российскому президенту утерянную в начале XX века чудотворную икону Казанской Божьей Матери. И уже в 2004 году она с триумфом вернулась на своё историческое место – в Крестовоздвиженский храм Богородицкого монастыря в Казани.
Хотя это и не был подлинник знаменитой иконы, а всего лишь намоленный с XVIII века её список, сам факт такого щедрого жеста Ватикана говорил о многом. Для русских это была не просто икона. Её привозили в войска во времена тяжких испытаний начиная со Смутного времени, фельдмаршала Кутузова и кончая Иосифом Сталиным. Говорят, что генералиссимус распорядился провезти её на самолёте вокруг Москвы в самые тяжёлые дни немецкого нашествия в 1941 году.
О том, что икона Казанской Божьей Матери и в самом деле чудотворная, могли убедиться в 2009 году очевидцы появления перед ней Хиллари Клинтон, госсекретаря США. Стоя перед иконой, она вдруг залилась горючими слезами, её будто прорвало. Матерь Божья заставила её показать своё истинное лицо – раскаивающейся грешницы. Но продолжалось это недолго…
Следующая встреча В. Путина с новым Папой Римским Бенедиктом XVI прошла уже в 2007 году. Увы, но Иоанн Павел II, так же как и Папа Бенедикт XVI, слишком много времени уделял поездкам по миру и написанию книг и речей. Они упустили нити управления финансами «Банка Ватикана», активы которого оценивались в два триллиона долларов – гигантскую сумму, которой распоряжалась по своему усмотрению узкая группа лиц. Банк не был под контролем понтификов и превратился в огромную отмывочную грязных денег, как писала тогда итальянская пресса.
До своего свержения в 2013 году второй «путинский» папа так и не сумел навести в курии порядок. Но успел составить секретный доклад о ворах и коррупционерах среди кардиналов Ватикана. А также указать, что заправляла всем этим некая группа кардиналов, связанных общей нетрадиционной сексуальной ориентацией. Для специалистов это было и вовсе странно, поскольку у высших служителей католической церкви вообще не может быть никаких сексуальных ориентаций: по закону целибата, существующего аж со II века, они не имеют права на брак и обязаны блюсти абсолютное целомудрие.
С этой аксиомой был абсолютно согласен следующий Папа Римский Франциск. Он стал третьим «путинским» папой. Говорят, очень внимательно ознакомился с секретным докладом Бенедикта XVI, после чего жизнь геев в рясах перестала быть беззаботной. А силы ему придали законодательные инициативы в России, где хотя бы запретили пропаганду нетрадиционного секса среди детей и подростков. Мало того, Москва стала оплотом традиционного понимания семьи, которая продолжает здесь трактоваться как союз мужчины и женщины по любви. Одни лишь Хорватия и Болгария, где эти понятия введены в текст конституции, не могли стать надёжной опорой Ватикана, поскольку очень сильно зависят от стран, где однополые браки прочно охраняются государством, несмотря на католическое большинство населения. Москва пришла на помощь.
Вот и получается – борьба с мировой финансовой и сексуальной закулисой довольно прочно сближает Ватикан и Москву. Этот тандем или «политическая ось» вполне могли бы стать серьёзным фактором в мировой политике, если бы не одно но. На такие политические контакты весьма ревниво смотрит руководство Русской православной церкви (РПЦ). Божественное влияние на власть в Кремле должно исходить только из-под позолоченных луковиц православных церквей, а никак не от химер католических соборных шпилей. При этом сами властители Ватикана давно хотят наладить прочную связь как с Кремлём, так и с руководством РПЦ. Ещё Папа Иоанн Павел II тянул резину с возвратом в Россию иконы Казанской Божьей Матери: очень хотел привезти её в Москву сам и закончить многовековое противостояние двух христианских церквей. Не случилось. Москва поляка Войтылу к себе не пустила.
Многое изменилось с приходом патриарха Кирилла. Он сразу стал считаться реформатором церкви, но не торопился, поскольку опасность раскола РПЦ маячила всегда, как только в России говорили о церковных реформах. Пока решился лишь на посещение католической Польши в 2012 году, где подписал некое совместное послание.
С учётом всего этого несложно понять, что визит В. Путина в Ватикан не простое протокольное мероприятие. Его там ждали, и это приветствовало большинство жителей соседней страны – Итальянской Республики. Её пресса почти с удовольствием пишет, что Путин не обращает внимания на жесточайшую критику в свой адрес со стороны вроде как католических лидеров старой Европы. При этом сам Ватикан не спешит критиковать его за события на Украине, как будто давая понять, что прекрасно понимает, кто истинные зачинщики украинской войны.
Можно с уверенностью сказать, что в самое ближайшее время – год-два – исторический визит папы римского в Москву всё же состоится. Папский престол, во главе которого стоит аргентинец Франциск, становится единственным партнёром Кремля в Западной Европе, с кем можно разговаривать без унижений и оскорблений в свой адрес. Так что руководство РПЦ, скорее всего, станет в этом отношении союзником Кремля и более не будет противиться сближению католической и православной церквей. Лишним доказательством этого станет визит митрополита Волоколамского Илариона в Ватикан. Он пройдёт 20 июня, через десять дней после посещения Ватикана В. Путиным и, скорее всего, будет посвящён подготовке к приезду Франциска в Москву. Это должно произойти ещё до мирового первенства по футболу в России в 2018 году.
Важно, что высшие соображения политики не во всём будут понятны простым прихожанам и даже служителям РПЦ низшего и среднего звеньев. Сближение с Европой, ясное дело, потянет за собой реформы РПЦ. А это и переход с юлианского на григорианский календарь, и переход с загадочного и сакрального старославянского на новояз, и наполнение церквей скамейками, для того чтобы верующие могли сидеть, а не стоять во время длительной службы.
Но как пережить то, что православная Светлая Пасха будет тогда совпадать по срокам с иудейской? Зачем тогда папа в Москве? А подождём-ка ещё... лет двести…