Аргументы Недели → Политика № 7(448) от 26.02.2015

Формула Черномырдина

, 16:24 , Главный редактор АН

В среду 25 февраля состоялось заседание президиума Госсовета с участием В. Путина и большой группы российских губернаторов. Обсуждали социально-экономическое положение регионов. Президент предложил помочь нуждающимся. Совсем слабым дать кредиты под 0,1% годовых, остальным – под 8,5%. Чтобы понять, спасёт ли «мёртвого эта припарка», напомним некоторые цифры. «АН» публиковали их осенью минувшего года.

В 2012 году 67 российских регионов не смогли свести концы с концами в местных бюджетах. В 2013 году дефицит этого самого бюджета поразил уже 77 регионов, или 93% всех субъектов Российской Федерации. В 2013 году они накопили долгов на 1,7 трлн. рублей. В этом ожидается 3… В результате массово сокращаются рабочие места, крестьяне не берут грабительские кредиты под посевную. Только по процентам в этом году регионы должны вернуть банкам 200 млрд. рублей.

Увы, главными «докторами», которым президент продолжает доверять наше экономическое самочувствие, остаются всё те же лица во главе с премьером. Он и куратор спасения регионов И. Шувалов уповают только на незримую руку рынка. Возможно, они и правы, вот только условия игры на этом рынке должны быть не такими, как сейчас.

Сегодня самое время вспомнить известную политическую формулу, которая спасла страну в тяжёлый период начала лихих 90-х. Борис Ельцин формулировал её так: «Когда в казне нет денег, то регионам надо дать свободу!» Как это выглядело двадцать лет назад?

Бывший тогда премьером России Виктор Черномырдин собрал группу экономистов, чтобы выяснить с ними – как распределить налоги между центром и регионами. Целью совещания было предоставить регионам возможность самим зарабатывать и не ждать подачек из Москвы. В качестве примеров были представлены крупнейшие федеративные государства – Индия, Китай, Бразилия, США, ФРГ, Мексика и т.д. Наиболее привлекательной для регионов и муниципалитетов выглядела немецкая модель: до 70% налогов доставалось земельным и муниципальным властям. От этого в Германии и стоят такие богатые и ухоженные городишки. В Китае, США и Канаде федералы отдают «вниз» – 60–65%. В Индии и Бразилии – 40–50%. Но Черномырдину это показалось слишком сложным, и он рубанул – 50 на 50. Так и было закреплено в законе. Регионы из своих денег должны были делиться с муниципалитетами. Жили неплохо. При этом мировые цены на нефть в период с 1991 по 1999 год гуляли в пределах от 16 до 20 долларов за бочку. Именно с той поры появились крепкие хозяйственники, такие как Рахимов, Тулеев, Строев, Савченко и многие другие. Они были кровно заинтересованы создать у себя как можно большую налогооблагаемую базу и в первую очередь – местный бизнес. В результате с каждого рубля общих налогов область получала 50 копеек. И ничего не клянчила. Разве не это настоящий рынок?

Свобода и рыночная экономика для регионов кончились вместе с воцарением на посту министра финансов страны старого друга Чубайса А. Кудрина. Своей маниакальной «борьбой с инфляцией» он начал планомерно умерщвлять не только отечественную промышленность, но и финансовое благополучие российских регионов. При нём казна начала забирать больше 65% всех налоговых поступлений. Местные бюджеты начали стремительно худеть, а дефицит стал покрываться подачками из Москвы. Именно в это время неслыханно выросли уровни «откатов» и взяток. Говорят, до 30%.

А тут новая напасть – муниципальная реформа 2003 года. Она перекроила все муниципальные округа России. Вместо 14  тысяч их стало 28 тысяч. В два раза увеличилось число чиновников, при этом доходы муниципалитеты получать практически перестали. Только 2% из них имеют собственные налоговую и имущественную базы. Остальные – нищие как церковная мышь. Вот и бегут из сёл и деревень люди – нет перспектив на будущее.

Впрочем, всё это «плач Ярославны». А что делать-то, согласно «формуле Черномырдина»? Прежде всего надо вспомнить, что «местное самоуправление» (муниципалитет) – это власть за свои деньги и за свою ответственность. Так написано в Европейской хартии местного самоуправления, которую мы подписали и ратифицировали почти 20 лет назад. И если бы её соблюдали, то дали бы сельскому старосте или главе городской районной управы собственноручно распределять собранные на его территории местные налоги. Они были бы крайне заинтересованы холить и лелеять местный бизнес, от которого управа имела бы свою часть налогов. Мало того, на местных выборах голосовать должны иметь право только налогоплательщики, кому небезразлично, как местный староста будет расходовать их деньги.

Напомним, речь пока идёт только о 2% муниципалитетов, которые ещё имеют налогооблагаемую базу. Чтобы подстегнуть и других к такой финансовой самостоятельности, им года на три можно и вовсе оставлять все собираемые налоги. В качестве эксперимента. Почему этому предложению не стать инициативой партии власти или Народного фронта накануне выборов в Думу следующего года?

Чего только не придумаешь на фоне кризиса «мусорного» правительства и западных экономических санкций. Но если поразмыслить, то и велосипед-то придумывать не надо. 150 лет назад, сразу после поражения империи в Крымской войне, в стране стартовала земская реформа. Царская семья не побоялась передать огромные полномочия губерниям. Империя начала стремительно укрепляться, пока новый царь Александр Третий от этих реформ не отказался. Далее были две революции и Гражданская война.

Само собой, президент, как юрист по образованию, хорошо знает суть тех реформ и их последствия. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что недавно он вернул в суды судебных следователей. Они были ключевыми участниками фантастически удачной судебной реформы императора Александра Второго. Но об этом мы подробно поговорим в следующих номерах «АН».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram