Аргументы Недели → Политика № 5(397) от 13.02.2014

Кривое зеркало для президента

, 16:45 , Обозреватель отдела Промышленность

Возле власти в любой стране, как возле грозной акулы, крутятся «рыбы-прилипалы». Слуги, охрана, помощники и советники, политические консультанты и имиджмейкеры. А ещё эксперты и аналитики «по всем вопросам»: короля играет свита.

Наша власть не исключение. Пожалуй, единственное, что отличает «наших» от «ихних», в том, что западным экспертам и политтехнологам знакомо понятие «репутация». Для большинства же отечественных – гораздо ближе шуршание американских долларов. Слово «репутация» практически не котируется в этом мирке. Её сложно обналичить.

Идея казалась здравой

Двадцать с лишним лет российская власть бьётся над неразрешимой задачей – созданием экспертного сообщества. Причём относительно независимого, которое могло бы квалифицированно оценивать решения правительства и президента до того, как они станут высочайшим указом или постановлением. Особенно актуальна эта задача для сегодняшнего дня, т.к. уровень некомпетентности правительственных и думских инициатив окончательно вышел из берегов. И грозит народными цунами для самой исполнительной и законодательной власти. Тем более на фоне пикирующей российской экономики, которая, как известно, определяет политику.

И вот администрация президента (АП) в очередной раз решила сформировать пул из политэкспертов, пробующих «на зубок» не только проекты власти, но и её кадровую политику. По данным источника «АН», курируют это направление глава «Института социально-экономических и политических исследований» (ИСЭПИ) и бывший замначальника управления АП Дмитрий Бадовский и ещё один выходец из шинели АП, а ныне руководитель Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин. Планировалось, что именно площадка ИСЭПИ станет клубом, в котором будут собираться эксперты совершено разных политических взглядов. Ведь многим из них ходить в Кремль, мягко скажем, несколько неудобно.

Идея с формированием такого пула вполне здравая. Эксперты в стране есть, причём есть и непререкаемые авторитеты, мастодонты, а независимых экспертных оценок решений практически нет. Смущает исключительно «политическая» направленность экспертов. А необходима независимая экономическая экспертиза постановлений правительства, работы губернаторов, законов, которые принимаются Госдумой.

Планировалось, что этим займётся так называемое Открытое правительство, но оно фактически почило в бозе, – говорит высокопоставленный кремлёвский чиновник.

Эксперты золотого тельца

Но всё идёт к тому, что вместо исправления реальных экономическо-диверсионных ошибок, допущенных ультралиберальными мальчиками с айпадами вместо мозгов, людям будут втюхивать новую политическую кашу. Основной ингредиент – сладкая ложь, что в стране в дальнейшем с экономикой всё будет просто замечательно, потому что сейчас так плохо. Примерно такую мысль озвучил премьер Медведев. Остальные айпадники с визгом подхватили.

Понятно, новая каша требует новых поваров, неразборчивых в выборе рецептов. И варить «крупу» в аффилированном пуле, отстранив от него мастодонтов, предложили политтехнологам второго эшелона. Практически все «зубры» политтехнологического леса в разговоре с «АН» с брезгливостью опровергли свою причастность к этому очередному проекту:

– Ангажированность эксперта с той или иной властной группой практически неизбежна. Работая по госконтракту, невозможно позволить себе даже флёр объективности. Надо подгонять результаты не только под чётко поставленные вопросы, но и под заранее данные ответы. Иначе следующего контракта ты не увидишь. Сейчас в пул провластных экспертов вошли достаточно молодые люди, имеющие гибкую спину и страстную любовь к денежным знакам. Или отдыху в Таиланде на полученные денежные знаки, – говорит крупный политтехнолог, который просил не упоминать его имени.

Отвечая на вопрос «АН» об объективности или субъективности расплодившихся в последние годы рейтингах эффективности губернаторов, эксперт заметил: «Это скорее коктейль из месседжей, авансов, приглашений к личной лояльности и «сотрудничеству» от самих составителей».

Среди экспертов нет ни Бунина, ни Павловского, ни Минтусова, ни других людей с репутацией – может, они не нужны? Знаковым стал отказ переназначить экономического умницу Михаила Дмитриева на посту президента Фонда «Центр стратегических разработок». Сейчас он всего лишь научный руководитель. Говорят, что опалу Дмитриева и ряда других крупных экспертов продавила вице-премьер г-жа Голодец из-за их жесточайшей критики ограбления российского народа путём проведения пенсионной реформы.

Пошла писать губерния!

Свершилось – Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) опубликовал свой «Рейтинг эффективности губернаторов». Самым активным пропагандистом рейтинга ФоРГО выступает некий руководитель «Политической экспертной группы» (интересно, какая это форма собственности? ИЧП?) Константин Калачёв.

Во главе рейтинга намертво встали начальники сырьевых и финансовых регионов страны: Д. Кобылкин (ЯНАО), Р. Минниханов (Татарстан), С. Собянин (Москва), Р. Копин (Чукотка), Р. Кадыров (Чечня), В. Якушев (Тюменская область). Калужский Артамонов разбавил «бюджетно-нефтяной» замес.

Другим же «промышленникам» отвели нижний уровень «ярмарки тщеславия». Эти губернаторы, которые при назначении на пост получили практически полностью разрушенную промышленность и ограбленные федеральным центром регионы, стали для «кремлёвских экспертов» статистами.

У многих к рейтингу сразу появились вопросы. Я бывал и на Ямале, и, скажем, в Смоленской области. Как их можно сравнивать? ЯНАО – газово-нефтяная житница России, там и Роснефть, и Новатэк, полнокровный бюджет, и 1-е место Д. Кобылкина смотрится логично. Смоленская область по ряду параметров – уныло-безнадёжный край последние лет сто. Есть районы, где вообще нет никакой работы. Редкие счастливцы нашли себя в муниципальных и федеральных организациях: школах, органах власти, медучреждениях… До вступления страны в ВТО теплилось молочное животноводство, но потом как «несоответствующие правилам» бурёнки пошли под нож. Местные жители отправляются на отхожий промысел в крупные города. И губернатор А. Островский поставлен в хвост рейтинга – 60–61-й пункт. Значит, дело в экономике?

Но тут же, внутри рейтинга, например, выдаются авансы – глава «безработного» Дагестана Р. Абдулатипов может быть очень благодарен за то, что поделил 19–20-е места с самарским губернатором Н. Меркушкиным, руководителем мощного и экономически развитого региона, в котором в последний год и политические процессы вошли в норму – «Единая Россия» побеждает даже в Тольятти. Меркушкин, на минуточку, губернатор дважды: маленькую бедную Мордовию сделал крепкой территорией с амбициями и инвестициями. Так же странно выглядит соседство глав Ингушетии и Башкирии (соотв. 30–31-е места). Умница и технократ, выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана по специальности «Двигатели летательных аппаратов», доктор наук Р. Хамитов успешно управляет важнейшим промышленным регионом страны, подтягивает инвесторов. Ингушский лидер харизматичный Ю. Евкуров, обманувший смерть гвардии полковник и Герой России, занят тем, что бьётся в попытках победить безработицу и извечную кавказскую коррупцию. Выходит, скрестили ужа с ежом – донора и дотационный регион. То есть экономика здесь явно ни при чём. Может, «при чём» фонд «Урал» бывшего главы Башкирии Муртазы Рахимова, который не стесняется оппонировать новому главе республики? Может, это Рахимову посылают месседж ушлые эксперты?

Следом, 32-м, пристроили псковского губернатора А. Турчака. Политтехнологам он неинтересен, вот и поставили его повыше. Калачёв комментирует: «Подрос в рейтинге, потому что продал недвижимость в Ницце». Ничего себе «интегральный» критерий?!

Красноярский край, где вновь проявляет политическую активность «авторитетный» бизнесмен Анатолий Быков, сулит «экспертам» золотые копи. Потому красноярского губернатора Л. Кузнецова загнали в хвост рейтинга, на 71-е место, – «Ату его!». Туда же, в «группу смерти», на 72-е место определили руководителя Пермского края В. Басаргина. Удивительный пассаж составителей – и тот и другой руководитель «не используют потенциал региона». Конечно, Басаргин не содержит при себе, в отличие от своего предшественника Чиркунова, толпу пиарщиков от Гельмана до Калачёва. Жаль, скандал с громогласной эмиграцией экс-губернатора края Чиркунова во Францию со словами: «туда, где русских нет», состоялся совсем недавно. Если бы он был ещё при власти и смылся сразу после публикаций рейтинга губернаторов, то цирк вышел бы знатный. Особенно если господа эксперты подтянули бы своего подопечного в лидеры списка. А теперь многоопытный Басаргин, между прочим министр в правительстве Путина, исправляет ситуацию после «французского пиарщика» и его клевретов. Выходит, специально «топят» руководителей «интересных» регионов – где есть чем поживиться. Или губернатор сломается и найдёт бабло на содержание «своих» экспертов, или его оппоненты.

Тот же Калачёв, отправив ульяновского губернатора С. Морозова и область в середину рейтинга (40–43-е места), с лёгкостью опровергает слова Владимира Путина на 5-м ежегодном инвестиционном форуме «Россия зовёт»: «В качестве примера можно привести Ульяновскую область. Общий инвестиционный портфель области составляет 194,6 миллиарда рублей. По всем инвестиционным проектам должно быть создано свыше 35, почти 36 тысяч рабочих мест. Таких показателей работы будем требовать от всех субъектов Федерации». Перечисление уже построенных и строящихся предприятий похоже на сборник «бренды мира»: Бриджстоун, Шеффлер, Гильдемейстер… Я видел это всё своими глазами. А эксперты Давосского форума признали регион самым некоррумпированным и наиболее привлекательным для инвестиций. Зато Калачёв в своём Твиттере ну даром что матом не обругивает бедолагу Морозова… В то же время фонд «Петербургская политика» ставит область на 5-е место по рейтингу максимальной устойчивости регионов на конец минувшего года. Непонятно. При этом уважаемый глава Фонда Виноградов также среди экспертов рейтинга ФоРГО. Инвестиции и уровень коррупции тоже не показатель?

Волгоградский С. Боженов (знаменитый чартер на отдых в Италию, экономический ступор и прочие напасти) каким-то чудом стоит вровень с астраханским А. Жилкиным – видимо, потому, если руководствоваться логикой Калачёва, что «перестал летать на чартерах в Италию». Решения Путина создать ОЭЗ в Астраханской области эксперты не заметили, поместили того в малопочётный «подвал» среднего рейтинга. Может, для них Путин не входит в «интеграл»? Да кто же тогда входит?!

Моделируя действительность?

Выходит, мериться рейтингами в российской действительности – занятие малопродуктивное:

– Все эти рейтинги не имеют принципиального значения. Губернатор Республики Алтай А. Бердников имел практически нулевой рейтинг (по списку ФоРГО – 60–61-е места. – Ред.), но вновь переназначен главой региона. И это понятно, там постоянно бывают на охоте большие чиновники, – говорит президент фонда «Центр политических технологий» Игорь Бунин.

Ничто так не дискредитирует кадровую политику Кремля, как подобный фарс. Попутно один из авторов рейтинга К. Калачёв на словах, конечно, возводит рейтинг на недосягаемую высоту, отождествляя его с позицией и мнением руководства страны.

Так к чему же на самом деле призывает губернаторов Калачёв? – к самопиару и «чиркуновщине» с её фейерверком событий и лиц. Разве плохой советник основатель «Партии Любителей Пива» Костя Калачёв? Очень даже хороший: ведь он теперь считает себя рупором если не всего Кремля, то, как минимум, администрации президента.

Во время представления рейтинга Калачёв заявил: «Он станет драйвером, опосредованно мы должны получить увеличение эффективности, рост социального самочувствия. Это тот случай, когда с помощью рейтинга можно моделировать действительность». Запомним словосочетание: «моделировать действительность». В «моделировании» г-н Калачёв действительно преуспел. И поднёс на блюдечке всем, в том числе и президенту страны, розовые очки. А в регионы с такими «пивными экспертами» придёт то, что так старательно выжигал Путин, – политическая нестабильность.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram