Президент Афганистана Х. Карзай заявил, что подпишет соглашение о военном сотрудничестве с США только после выборов весной 2014 года. В ответ Вашингтон решил полностью вывести свои войска из Афгана в следующем году и закрепиться в Средней Азии.
Непонятно, с чего осмелевший Карзай ещё потребовал от США освободить 17 афганских узников Гуантанамо, запретить натовским военным врываться в дома мирных декхан и обуздать слепленный по лекалам ЦРУ «Талибан». Условия совершено невыполнимые. Даже окружение президента восхитилось его наглостью. Интересно, что Америка повелась на шантаж, пригрозив вывести не только все свои войска, фактически бросив нынешнюю власть на произвол судьбы, но и перестать оплачивать бойцов частных военных компаний (около 40 тыс. «стволов»), изрядно жирующих на заказах Пентагона. А главное, заморозить 8 млрд. долларов, которые США планировали выделить на укрепление армии и экономики Афганистана.
И хотя полный вывод натовских войск из Афганистана выглядит ненаучной фантастикой – не для того воевали, но прагматичные янки ищут и запасные аэродромы, чтобы сохранить контроль над территорией Средней Азии. И в перспективе это позволит получить ещё один рычаг давления на Китай. Через высокопоставленный киргизский истеблишмент Америка лоббирует сохранение своей авиа- и разведывательной военной базы в аэропорту Манас. Вначале под давлением России её переименовали в Центр транзитных перевозок. Сегодня речь идёт о каком-то «транспортном хабе».
Реконструкцию Манаса ведут фирмы – члена НАТО – Турции в рамках киргизско-турецкого соглашения. После окончания реконструкции, которая включает в себя создание нового аэронавигационного комплекса двойного назначения, управлять совместным предприятием будут турки. Что позволит немедленно передать его в аренду частным компаниям, близким к НАТО. Фактически управлять авиабазой будут из Вашингтона. То есть наши «заклятые друзья» смогут мониторить не только небо Киргизии, но и накроют единым радиолокационным полем прилегающие территории Казахстана, Китая, Таджикистана и Узбекистана. Интересно, что ответит на это Пекин, который рассматривает эти страны как зону своих стратегических интересов?