В конце прошлой недели из ООН пришли удивительные новости. Впервые за долгие годы наша страна не отдала, а приобрела обширные морские территории – 52 тыс. кв. км в центре Охотского моря. В результате в ближайшее время международное сообщество признает его внутренним морем России. Таких территориальных приобретений Москва не делала очень давно. Большую роль в этом сыграла позиция Японии.
Охотское море очень богато биоресурсами. Там добывается более половины дальневосточной и 40% всей отечественной рыбы, моллюсков и ракообразных. В следующем году только минтая будет поймано 885 тыс. тонн. Внушительная цифра.Также в море полно тихоокеанской сельди, камбалы, палтуса, наваги, различных крабов, креветок, гребешков и даже морских котиков. К тому же недра континентального шельфа содержат значительные запасы углеводородов. Их количество оценивается в 8–12 млрд. тонн условного топлива. Поэтому понятно – достигнут невероятный прорыв.
Однако ещё недавно ситуация с морскими территориями складывалась для России совсем иначе. «АН» не раз писали о договоре по разделу Баренцева моря, который был подписан в период президентства Дм. Медведева. По этому документу Норвегии отошли огромные промысловые территории: почти 90 тыс. кв. километров. Ещё раньше М. Горбачёв подарил американцам 46 тыс. кв. км Берингова моря. Документ об этом подписал тогдашний глава МИД Э. Шеварднадзе. Настоящее предательство.
Сейчас всё получилось наоборот. Специальная комиссия ООН признала 52 тыс. кв. км морской акватории Охотского моря российским континентальным шельфом. Конечно, по сравнению со всей площадью моря – 1603 тыс. кв. км –приобретение выглядит не столь значительно. Но тут надо понимать следующее. Практически всё море, за исключением небольшого побережья на юге, принадлежащего Японии, окружено российской территорией. Тем не менее участок в его центре до недавнего времени считался международными водами. Заниматься разведкой углеводородов или промыслом крабов там мог любой желающий. А от них, как говорится, отбоя не было.
Теперь же другие государства не смогут ловить там «сидячие» биологические ресурсы. К ним относятся крабы, моллюски и т.д. Также никто, кроме России, не будет разрабатывать и морские недра. Поэтому все найденные на шельфе нефть и газ останутся в закромах родины. Однако подобный запрет пока не распространяется на рыбу. Её, как и прежде, можно будет ловить всем. Но лиха беда начало. Переговоры по этому вопросу можно продолжить для достижения нужного результата.
В любом случае в итоге скоро море станет полностью нашим. Окончательно все документы будут оформлены уже в феврале-марте 2014 года. После этого юридический процесс по присоединению новых территорий можно будет считать полностью завершённым.
Любопытно, что подобного успеха удалось добиться благодаря неожиданной уступчивости Японии. В мае этого года Страна восходящего солнца направила в ООН ноту, в которой дала согласие на рассмотрение российского плана без увязки с решением вопроса Курильских островов. Произошло это почти сразу же после первого за последние десять лет визита главы японского правительства в Россию. Он состоялся 28–30 апреля. Перед поездкой премьер Синдзо Абэ заявил о своём желании «договориться о перезапуске переговоров о подписании мирного договора». Понятно, что такие желания возникли у потомков самураев неспроста. В последнее время в Токио серьёзно опасаются возвышения Китая, с которым к тому же существует серьёзный территориальный конфликт. Поэтому там ищут союзников, для того чтобы совместно сдерживать Поднебесную империю. В Пекине, в свою очередь, этого очень боятся.
Похоже, сейчас Россия смогла сыграть в свою пользу на этих серьёзных противоречиях между двумя азиатскими державами. Уступив России, Япония, по сути, ничего не проиграла – море и так было почти всё наше. Однако она показала всю серьёзность своих намерений по установлению более тесных отношений. Что ж, если китайцы этого не хотят, то следующий ход за ними. От подобных уступок в Кремле никто не откажется.