17–18 июня в Северной Ирландии прошёл саммит «Большой восьмёрки». Официально в повестке дня значились два вопроса: проблемы экономики и ситуация в Сирии. Но если судить по мировым СМИ, то кажется, что никакого экономического кризиса нет, – основным на саммите стал вопрос Сирии. Ещё до начала встречи было ясно, что для Москвы она не станет лёгкой прогулкой. Однако действительность оказалась ещё мрачнее – по сирийской проблеме Россия оказалась в изоляции.
Дело дошло до того, что премьер-министр Канады Стивен Харпер фактически перешёл к неприкрытым «наездам»: «Путин и его правительство поддерживают бандитов режима Асада исходя из собственных резонов, которые я считаю незаконными». Возможно, столь резкая фраза появилась на свет из-за трудностей перевода и на самом деле канадский «лесоруб» высказался значительно мягче.
Впрочем, надежда на это очень слаба – страсти накалились ещё до начала встречи. Описывая пресс-конференцию российского президента и хозяина саммита британского премьера Д. Кэмерона, СМИ Великобритании за словом в карман не лезли: «Путин «с мёртвыми глазами» спросил: «Вы хотите поддерживать каннибалов?». Не отставали и СМИ США: «Встреча Путина и Обамы по сирийской проблеме прошла в «ледяных» тонах». Пресса Франции была столь же непреклонна: «Олланд вновь раскритиковал Россию за поставки оружия сирийскому режиму».
Так что, похоже, страны Запада просто назначили канадского премьера «ковёрным клоуном» для озвучивания их общей и очень неприятной для России позиции: «Если Путин не изменит своего мнения по Сирии, мы не найдём с ним общего языка на G8». Да и вообще вытолкаем Россию из «Восьмёрки» и будем проводить встречу в формате «G7 плюс 1». Конечно, тема приставного стульчика для Москвы на саммите «сильных мира сего» не нова – она муссируется на Западе уже лет 20. Раньше всё заканчивалось пустыми разговорами. Да и сейчас эксперты уверены, что окончательно разрывать отношения с Россией ни в Лондоне, ни в Вашингтоне не хотят.
Тем не менее Запад настроен добиться политической изоляции Кремля по сирийской проблеме. Да этого никто особо и не скрывает. Говорят, на рабочем ужине после первого дня саммита Кэмерон пытался заручиться поддержкой шести других членов «Большой восьмёрки» относительно своего плана. А он очень прост: семь участников G8 выступают с собственным заявлением по Сирии. Словом, Москва, как тот сказочный храбрый портняжка, могла остаться одна против нескольких великанов.
Однако «великаны» выглядят далеко не всесильными. Тот же Кэмерон не может начать поставки оружия сирийским боевикам без одобрения парламента. А многие депутаты, да и вся партия лейбористов настроены против такого безрассудного решения – новый Ирак Великобритании не нужен. К тому же в Англии понимают, что среди повстанцев есть не только «ангелы», а вполне себе настоящие каннибалы. Так что всё ещё сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Тем не менее некоторые аналитики склоняются к мысли, что сирийский «каток» уже не остановить. Как рассказал «АН» много лет проработавший в Москве корреспондентом газеты Times английский журналист Тони Хэлпин, все члены «Большой восьмёрки», кроме России, уже решили, что президент Сирии Башар Асад должен уйти. Если в ближайшее время компромисс с Москвой по этому вопросу не будет найден, то ужасная война продолжится. С той лишь разницей, что страны Запада начнут поставлять боевикам всё необходимое им оружие.
К тому же, как утверждает г-н Хэлпин, сейчас у Б. Обамы и нет особого выбора. Раньше он обещал вмешаться в сирийский конфликт в случае применения там химического оружия. И вот сейчас на Западе уверены, что Б. Асад всё же использовал химию в борьбе с повстанцами – несколько недель назад спецслужбы предоставили Б. Обаме необходимые доказательства этого. Так что теперь он должен действовать.
Такая логика понятна – как говорят в России, «за базар» надо отвечать. В последние дни складывалось впечатление, что США уже начали военную кампанию против непокорного Дамаска. На днях в Иорданию были переброшены несколько тысяч морпехов. Наверняка В. Путин в курсе этого и своей твёрдой позицией постарался предотвратить неминуемое. Так или иначе, он добился многого – в итоговом коммюнике G8 вообще не упоминается о Б. Асаде. Но, скорее всего, до нового витка сирийской войны остаются считаные месяцы, если не недели.