На этой неделе вся бюрократическая надстройка вертикали власти в очередной раз отметила День России. В народе госпраздник называют и по-другому – Днём независимости. При этом в большинстве случаев недоумевают: от кого Россия получила независимость более 20 лет назад? Иной раз помянут недобрым словом и депутатов Съезда нардепов РСФСР, который принял соответствующую декларацию 12 июня 1990 года.
Нынешние обитатели Кремля стараются не вдаваться в исторические подробности тех лет. Их вполне устраивает простая «понятийная» конструкция: тогда при власти в России были «козлы», которые «про..али великую страну СССР», а сегодня – надёжные государственники. Так ли это?
Напомним, что Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 903 голосами депутатов съезда. 13 голосов были «против» и 7 «воздержались». Результат явно загадочный, притом что Политбюро ЦК было резко против, а коммунистов на съезде было аж 86%! Для справки: даже в советские времена в законодательные органы страны избиралось 66% коммунистов и 33% беспартийных. Таким был «нерушимый блок». И вдруг практически все они голосуют за Декларацию.
Во время голосования и оглашения результатов генсек М. Горбачёв сидел на балконе зала заседаний потный и красный от злости, нервно поправлял очки. Он лучше всех знал, почему так произошло. Самое время и нам вспомнить.
В Декларации нет ни единого упоминания о российской «независимости». Мало того, в её первых строках делегаты съезда прямо заявляют о «решимости создать демократическое правовое государство в составе обновлённого Союза ССР». За гражданами РСФСР сохранялось гражданство СССР. Главной статьёй, ради которой в первую очередь и была почти единогласно принята Декларация, была статья 8: «Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путём референдума».
Казалось бы, ничего особенного. На самом же деле без принятия Декларации с её 8 статьёй Российской Федерации в её нынешних границах сегодня бы не существовало. Наша страна едва не стала жертвой подковёрных политических интриг. Пытаясь ослабить Россию как основной локомотив проведения политических и экономических реформ, горбачёвские интриганы из Политбюро задумали так называемый план автономизации. На заседании ПБ его докладывал А. Дзасохов. Этим планом предусматривалось поднять статус советских республиканских автономий до уровня союзных республик. В результате в СССР должно было появиться вместо пятнадцати – тридцать пять союзных республик. Большая часть «новичков» – 16 – приходилась на российские автономии.
Соответствующий закон был принят Верховным Советом СССР 26 апреля 1990 года. Механизм «автономизации» был запущен. В результате Россия оказалась на грани превращения в «кусок сыра» с огромными дырами. От нас отходил 51% территории со всем «нефтегазом», другими стратегическими ресурсами и двадцатью миллионами человек. Речь идёт о Якутии, Татарии, Башкирии, Осетии, Чувашии, Мордовии, Бурятии, Кабардино-Балкарии и всех остальных.
Допустить такое преступление, когда кремлёвские жулики отбирали всё ради сохранения задницы «великого реформатора» М.С. Горбачёва, коммунисты не смогли. Даже в страшном сне им было трудно представить, что страна вот-вот будет расколота по Волге, лишена Восточной Сибири и Северного Кавказа. Ответом на такую подлость и стало срочное принятие той самой Декларации.
Но свою «охранительную» функцию она выполнила ещё раз. Случилось это спустя год – в августе 1991-го. Как известно, с 18 по 22 августа власть в СССР взял на себя ГКЧП. Возглавил его вице-президент СССР Геннадий Янаев. По сведениям из его тогдашнего окружения, в приёмной тов. Янаева утром 20 августа собрались все руководители российских автономий. Они предложили ему подтвердить законы о смене статуса их республик на «союзные». В обмен обещали безусловную поддержку ГКЧП. Увы, но комитета через два дня не стало. Да и связываться с Декларацией, которую подписали почти все действующие на тот момент российские депутаты, его руководители не захотели. Так Декларация от 12 июня 1990 года спасла целостность России во второй раз.
Напоследок о том, что и кто сыграли главные роли в развале СССР. Коммунисты Г. Зюганов и И. Полозков пренебрегли предостережением В. Ленина и И. Сталина – ни в коем случае не создавать отдельную российскую компартию. Создатели СССР понимали, что единая компартия – единственное связующее начало, под крышей которого и во главе с Россией только и мог существовать Советский Союз. Их не послушали – отделились от товарищей в тюбетейках, бараньих папахах и тех, что в широких шароварах. Русские перестали быть первыми среди равных. И стали никому не нужными.
Но главный и последний «костыль в гроб» СССР забил всё же М. Горбачёв. Обидевшись на ГКЧП, 24 августа 1991 года он поручил местным советам взять под охрану имущество КПСС и сложил с себя полномочия Генсека. Одновременно призвал ЦК КПСС к самороспуску партии. В результате Верховный Совет СССР 29 августа заявил о прекращении деятельности КПСС на территории шестой части суши земного шара. Более эти территории не связывало ничего. Они распались, но без распада гигантской России.
Может ли этот день – 12 июня – называться Днём России? С одной стороны – да. Однако, как ни крути, дата эта навсегда останется грустной. Уж лучше бы ею стал День освобождения от польских войск – 4 ноября или День Конституции 12 декабря.
А что? Всякое может случиться. Не стоит забывать, что мы живём в стране с непредсказуемым прошлым.