Как и ожидалось, смерть Туркменбаши и нулевые результаты юбилейного саммита глав стран СНГ привели к изменению политических векторов в Средней Азии – по отношению к России.
Так, в начале января и.о. президента Туркмении г-н Бердымухаммедов уже обозначил направления своей деятельности. В частности, пообещал направлять молодежь страны на учебу в Германию, США, Францию и Японию. России названо не было. На следующий день представитель Администрации США публично отверг просьбу о помощи вернуться в страну туркменской оппозиции в эмиграции. Это опасный тренд. Не стоит забывать, что львиная доля газа, которым снабжается Россия, идет из Туркмении по сравнительно низкой цене. Если новый президент примет решение тянуть газопровод через Каспий в Азербайджан и далее– в Европу, нас ждет реальный газовый голод.
В Казахстане тоже не без изменений. Новым премьером правительства стал уйгур по национальности К. Масимов. Произошло это сразу после безрезультатного саммита СНГ в Минске. И похоже, что своим новым назначением президент Н. Назарбаев решил сблизить Казахстан с растущим Китаем. Г-н Масимов, кстати, получил высшее образование в китайских вузах.
Одним словом, смена правящих элит, не связанных со временами СССР, в странах СНГ продолжается.