После поражения М. Саакашвили на выборах прошло всего чуть более месяца, но отношение Грузии к России уже сильно изменилось. Премьер и будущий глава страны Б. Иванишвили признал, что ответственность за пятидневную войну 2008 г. несёт лично грузинский президент. Также новое руководство не собирается продолжать бойкот Олимпийских игр в Сочи и закрыло главный антироссийский рупор– телеканал ПИК (Первый Информационный Кавказский). Западная пресса называет всё это знаковыми событиями– Тбилиси перестал показывать Москве «пятую точку» и поворачивается к ней лицом.
Несмотря на то что М. Саакашвили пока ещё остаётся президентом, он стремительно теряет своё влияние. Во-первых, сразу после выборов многие убедились, что пресловутое «грузинское чудо» оказалось лишь хорошо оплачиваемым пиаром. Как только исчез денежный поток, направляемый на информационную поддержку «реформ», кавказский феномен растаял как утренний туман. Началась обычная свара. Бывшие сотрудники всё того же ПИКа принялись ожесточённо выяснять, кто же в этом зоопарке «не докладывает тигру мяса».
Во-вторых, «надежда и опора» М. Саакашвили– его министры силовики либо уже арестованы, либо сбежали из страны. Министр обороны ещё до выборов улетел в США. После подведения итогов голосования он не вернулся на родину и теперь строчит из-за океана письма, полные слёз. Оставшись без сторонников, Миша рискует потерять последний атрибут власти– президентский дворец. Премьер попросил его покинуть эти хоромы. В стране, мол, кризис, а во дворце только электричества сжигается на баснословную сумму– почти 500 тыс. долларов в год.
Впрочем, эти события касаются только личной судьбы Миши. Если он окажется за решёткой или просто уйдёт в забытьё, в нашей стране мало кто расстроится. Значительно важнее, как будут дальше складываться российско-грузинские отношения. Сейчас основным камнем преткновения является проблема Абхазии и Южной Осетии. К сожалению, никаких быстрых подвижек тут ждать не стоит.
Новый министр иностранных дел Грузии г-жа М. Панджикидзе уже резко заявила, что её страна не будет восстанавливать дипломатические отношения с Россией, «пока та не откажется от признания Абхазии и Южной Осетии и не выведет с их территории войска». Таким образом, грузинские власти своим стремлением продемонстрировать твёрдость и снять все обвинения в предательстве национальных интересов загнали ситуацию в тупик.
Однако, по мнению экспертов, часть вины за эту почти неразрешимую проблему лежит и на Кремле. Точнее, на бывшем президенте и нынешнем премьере Дм. Медведеве. В 2008 году он, как говорится, решил показать себя «решительным парнем»– рубанул сплеча и быстро признал суверенными государствами Абхазию и Южную Осетию. Пиар для него получился на славу. Но такая поспешность породила большую загвоздку для страны.
Несомненно, можно было бы считать, что 4 года назад всё было сделано безошибочно, если бы М. Саакашвили правил вечно. Однако сейчас ситуация изменилась– в международных делах подобное происходит часто. Именно поэтому давным-давно был выработан принцип: если есть время, не стоит торопиться принимать окончательное решение, лишать страну возможности манёвра и загонять её в угол. Тем более, как показало время, абхазские и югоосетинские элиты этот царский жест Москвы не оценили. В результате гордиев узел грузинских проблем стало невозможно разрубить – его придётся долго распутывать. Если получится.
Тем не менее некоторые подвижки уже есть: грузины показывают, что готовы на уступки. На днях министр по вопросам реинтеграции П. Закареишвили заявил о возможности признания его страной абхазских и цхинвальских паспортов. Также он поддержал идею по восстановлению железнодорожного и автомобильного сообщений между нашими странами через территорию Абхазии. Это принесёт пользу всем сторонам. Для России дорога нужна и по геополитическим соображениям. Таким образом, будет открыт короткий путь в Иран и Армению,в которой находится наша 102-я военная база, оказавшаяся в изоляции. В случае обострения обстановки в Нагорном Карабахе такой коридор будет жизненно необходим.
Россия тоже может пойти навстречу Грузии в очень важном для Тбилиси вопросе– возвращении грузинских беженцев в Абхазию. Конечно, в Сухуми будут против, но уже давно не секрет, что, несмотря на огромные российские финансовые вливания, отношения между нашими государствами находятся не в лучшей форме. Понимают это и в Кремле. В последнее время появились утечки, говорящие о возможности изменения российской позиции по вопросу возвращения беженцев.
Остаётся ещё одна важная проблема– желание Грузии вступить в НАТО. Но к ней наши страны подберутся не скоро. А за эти годы то ли ишак (НАТО) сдохнет, то ли падишах (США) умрёт.