Похоже, неоосманское правительство Реджепа Эрдогана сделало свой выбор и окончательно встало на тропу войны. Турецкие танки уже занимают позиции на границе страны с Сирией, а «краснознамённый флот» (флаг Турции – красное полотнище с полумесяцем и звездой) выдвинулся к её берегам.
За событиями, происходящими на Ближнем Востоке, внимательно наблюдают на Востоке Дальнем – в Китае. Экономика Поднебесной уже сильно пострадала от пресловутой «арабской весны». После зверского убийства М. Каддафи китайцы едва успели унести из Ливии ноги и эвакуировать свои многочисленные компании, занимавшиеся бизнесом в этой стране. Поэтому в Пекине хорошо понимают, чем грозит очередной силовой передел мира.
Впрочем, многие эксперты уверены – пока турки блефуют. А демонстрация силы предназначена для впечатлительных избирателей, которые лишь активнее сплачиваются вокруг «сильного, смелого и решительного» руководителя – нового османа Р. Эрдогана.К тому же многие граждане Турции не хотят войны с Сирией. Их родина и так изнурена бесконечным конфликтом с курдами, в котором каждый день гибнут молодые турецкие парни. Однако пропаганда делает своё дело. В последнее время населению внушается, что турецкая армия очень сильна и дойдёт до Дамаска за пару дней. Причём больших жертв со стороны военных не будет.
Поэтому преуменьшать турецкие амбиции нельзя. На подготовку военной операции указывает и то, что турецкое руководство перешло к прямому нарушению международного права. В прошлый четверг турецкие истребители принудили к посадке в аэропорту Анкары сирийский гражданский лайнер, летевший из Москвы. А 15 октября в аэропорту города Эрзурум был посажен армянский самолёт, летевший в Алеппо. В обоих случаях, по утверждению турков, они искали оружие, якобы поставляемое войскам сирийского президента Б. Асада.
Более того, Р. Эрдоган и не скрывает своих намерений. В патриотическом экстазе, обращаясь к народу, он заявил: «Вы должны быть готовы в любой момент вступить в войну, если это необходимо. Если вы не готовы к этому – вы не государство, если вы не готовы к этому – вы не нация». Знакомая риторика – похожие слова звучали в Германии накануне Второй мировой.
Понимают всю опасность момента и в Китае. Тем более турецкие дипломаты постоянно перекладывают ответственность за обострение ситуации в Сирии на Москву и Пекин. А 13 октября Р. Эрдоган резко «наехал» на неких не названных им двух постоянных членов Совета Безопасности ООН и призвал реформировать эту структуру. Это окончательно вывело китайское руководство из себя.
15 октября орган ЦК КПК газета «Жэньминь жибао» обнародовала позицию Поднебесной по этому вопросу. Китайцев не на шутку разозлил вызывающий тон Р. Эрдогана. Причём в отличие от Москвы, изо всех сил старающейся не портить отношения с «разбушевавшимися янычарами», китайцы чувствуют себя весьма уверенно.
«Премьер-министр Турции Р. Эрдоган обрушился с критикой на СБ ООН, со скрытой насмешкой заявив, что ответственность за сирийский кризис «лежит на одной-двух странах – постоянных членах СБ ООН», – пишет «Жэньминь жибао». «Различные признаки свидетельствуют о том, что Анкара по сирийской проблеме не только вновь проявляет упрямство, но и ведёт себя всё более разнузданно. Доходит даже до критики неназываемых прямо стран, являющихся постоянными членами СБ ООН», – продолжает издание. По мнению китайцев, Турция постоянно демонстрирует силовые подходы к сирийской проблеме, угрожает Дамаску и не уважает даже СБ ООН.
Причину такого поведения Анкары в Пекине видят в её хитром желании «сбить двух птиц одним камнем»:укрепиться в качестве самого сильного геополитического игрока в регионе и одновременно стать авангардом западных стран, желающих свержения Б. Асада военным путём. Тем самым турки надеются улучшить отношения с Западом и реализовать свою давнюю мечту – вступить в Евросоюз.
Понятно, что запретить грезить туркам никто не может. Однако китайцы дают ясно понять – такие военные планы способны внести хаос в мировой порядок. Они направлены в ущерб интересам Пекина. Всё это, по мнению китайских аналитиков, «должно восприниматься их страной как угроза».Сможет ли позиция Китая повлиять на Турцию, покажет ближайшее время. В любом случае страна стоит перед серьёзным выбором: либо пытаться урегулировать проблему в рамках системы, установившейся после Второй мировой войны, либо начать войну, которая гипотетически может перерасти в большой конфликт. Возможно, его назовут Третьей мировой. Будут ли результаты этой войны для Турции лучше мирового порядка 1945 года?