В Средней Азии назревает очередной конфликт. Некоторые эксперты уверены, что уже через два года в регионе разразится большая война. Причина традиционна – перенаселённость и нехватка водных ресурсов. В конце прошлого месяца дело дошло до прямых угроз. Президент Узбекистана Ислам Каримов очень резко отреагировал на желание Таджикистана и Киргизии построить с помощью России две ГЭС в верховьях Амударьи и Сырдарьи. По его словам, проблема «усугубилась настолько, что может вызвать не просто серьёзное противостояние, но даже войну».
Причём, похоже, в ближайшее время спираль конфликта будет быстро раскручиваться. Таджикистан и Киргизия остро нуждаются в дешёвой электроэнергии. Сейчас эти страны почти полностью зависят от её импорта. Над решением этого вопроса начали работать ещё в СССР – именно при советской власти были разработаны проекты огромных гидроэлектростанций. Но они способны оставить без воды соседний 30‑миллионный Узбекистан. В результате сельское хозяйство там станет полностью нерентабельным и просто рухнет – разразится социальная катастрофа, и голодный народ сметёт нынешнее руководство страны. Поэтому Ташкент отступать не намерен. В последние дни И. Каримов усиленно ищет союзников по всему миру.
Первым в водном противостоянии узбеков поддержал Казахстан. Именно в Астане И. Каримов разразился своей воинственной речью. В начале октября узбекский лидер посетил Ашхабад и добился поддержки Г. Бердымухамедова.А 3 октября в Узбекистан приехали сразу 17 американских генералов. Такое количество высокопоставленных военных в составе делегации впечатляет, тем более ещё недавно этот визит не планировался. Более того, Узбекистан всегда был для американцев страной-изгоем. И вот – резкий поворот, который объясняется просто: Вашингтон после вывода войск из Афганистана нуждается в военной базе в Средней Азии.
Понимая весь геополитический расклад, Москва тоже старается не терять времени даром. 6 октября во время визита В. Путина в Душанбе Россия продлила своё военное присутствие в этой стране ещё на 30 лет. 201 российская военная база, на которой размещено около 7 тыс. военнослужащих, останется в Таджикистане до 2042 года.
Таким образом, по мнению экспертов, в регионе сформировались два противостоящих блока государств: Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, за спиной которого стоят США, и Таджикистан, Киргизия во главе с Россией. Не стоит забывать, что за всем происходящим внимательно наблюдают и из Пекина. Китайцы тоже имеют большие экономические и военные интересы в центре Азии.
Аналитики уже увлечённо сравнивают военные потенциалы коалиций и их возможности насолить соседям «сугубо мирными средствами»: перерезать транзит газа, заблокировать дороги и похоронить все инфраструктурные проекты. Понятно, что рост напряжённости и возможный конфликт вызовут огромный поток беженцев. Причём от войны побегут все: узбеки, таджики, киргизы и русскоязычные. Эксперты оценивают их одномоментное количество примерно в миллион-полтора человек. Причём только часть беженцев осядет в транзитном Казахстане. Основная масса через прозрачные границы легко попадёт в Россию, а большинство из них постарается закрепиться в благополучной Москве. Всё это способно вызвать настоящий социальный взрыв в столице России, население которой и так резко негативно настроено против многочисленных нелегальных мигрантов из Средней Азии.
Видимо, осознавая всю глубину возможного кризиса, Кремль решил объявить «водное перемирие». Во время последнего визита в Душанбе российская делегация не подписала никаких документов об участии России в строительстве ГЭС. Всё это несколько разрядило ситуацию и дало узбекам надежду на то, что злосчастные проекты не будут реализованы никогда. Казалось бы, можно вздохнуть спокойно – война откладывается и очередного «великого переселения Азии» в Россию не будет.
Но не всё так просто – вместо неконтролируемого потока беженцев скоро вырастет вполне легальный поток гастарбайтеров. В обмен на продление срока пребывания нашей базы в Таджикистане Кремль согласился несколько увеличить количество трудовых мигрантов из этой страны, причём точная цифра пока не сообщается. Напомним, что в России (в основном в Москве) уже работают 1,1 млн. таджикских граждан – преимущественно молодых мужчин. Теперь они смогут получать разрешение на работу сроком до трёх лет. Долго ли выдержит такие «геополитические загогулины» российская столица, сказать пока не может никто.