Аргументы Недели → Политика № 19(311) от 24.05.2012

Новый общественный договор

, 16:42

У объявленного в понедельник нового состава Правительства РФ значительно больше подтекстов, чем уже принято выделять, просто называя правительство «медведевским». И хотя оно действительно стало результатом переговоров между участниками тандема, степень его будущего влияния остаётся под вопросом. Более того, результаты кадровых перемещений свидетельствуют в пользу того, что будет переформатирована вся исполнительная вертикаль.

В частности, значительно большее значение отныне будут иметь неформальные механизмы влияния и взаимодействия. Насыщение правительства новыми людьми неизбежно спровоцирует их аппаратный конфликт со «старожилами». Исключение, вероятно, составят МВД, Министерство транспорта и Минобрнауки, бывшие руководители которых – Рашид Нургалиев, Игорь Левитин и Андрей Фурсенко, соответственно, – стали за время своей работы одними из главных медиараздражителей в обществе.

Однако в экономическом блоке новые министры неизбежно столкнутся с противодействием таких «тяжеловесов», как Игорь Сечин и Виктор Зубков, которые продолжат оказывать влияние на баланс сил в подведомственных ранее отраслях. Серьёзным влиянием располагают и бывшие министры Эльвира Набиуллина и Татьяна Голикова, которые, как утверждается, усилят администрацию президента. В результате правительство Медведева будет вынужденно вести диалог с влиятельной группой предшественников, теряя возможность в полной мере работать самостоятельно.

Крупный бизнес, в свою очередь, будет вынужден маневрировать между несколькими центрами влияния. Это неизбежно повысит его политические риски и отвратит от российского рынка и без того нервозного в последнее время инвестора. Особенно явной в ближайшее время эта тенденция будет в топливно-энергетическом комплексе, где группа А. Дворковича постарается составить конкуренцию людям Игоря Сечина.

В результате Правительство РФ, бывшее в последние четыре года центром экономических и политических решений, утратит свой привилегированный статус. Даже если его функции на бумаге останутся неизменными, существенная часть неформальных рычагов влияния перетечёт в администрацию президента и государственный бизнес вслед за ушедшими из правительства чиновниками.

В этом случае кабинет Медведева будет вынужден конкурировать с другими подгруппами в окружении Путина, демонстрируя и доказывая новому-старому президенту свою верность.

Таким образом, видимая уступка Медведеву Белого дома со стороны Путина в действительности повлечёт крупнейшие изменения в принятых «правилах игры» в целом. По сути, Россия вступает в основательно забытое уже время политической конкуренции, в котором статус просто лояльного власти и тандему человека уже не является гарантом безопасности и достатка. В порядком разросшемся круге «своих» людей недостаточным будет просто демонстрировать лояльность: нужна сверхлояльность.

Фактически В. Путин формирует среди своих элит состояние управляемой «войны всех против всех», локально реализуя сформулированный ещё в XVII веке принцип общественного договора. В редакции философа Томаса Гоббса человек менял часть своих естественных прав на безопасность, обеспечиваемую государством. В современном пересказе безопасность (как сохранность влияния и политических позиций) будет зависеть от степени лояльности подгрупп в окружении Путина ему лично.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram