Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Политика № 18(310) от 17.05.2012

Взрывоопасный азиатский коктейль

Что выберет Россия – равноправный союз с Китаем или вечную «перезагрузку» с США?

, 19:20

Политическая ситуация нашего времени очень напоминает ту, которая сложилась в начале ХХ века. Между основными геополитическими игроками нет идеологических разногласий, но у всех есть свои интересы, которые приводят к неразрешимым противоречиям. Причём они накапливаются уже несколько десятилетий. В настоящий момент почти все более или менее крупные игроки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) находятся в неурегулированных отношениях с соседями.

Конечно, внешне всё выглядит тихо-мирно, но это впечатление обманчиво. Понятно, что рано или поздно невылеченный гнойник лопнет. По мнению многих экспертов, этот момент уже близок – в регионе назревает большое противостояние. И каждый крупный участник всемирной игры готовится к нему по-своему.

Противоречия под одной крышей 

Самая крупная держава АТР – Китай – из всех своих соседей урегулировала пограничные вопросы лишь с Россией и Казахстаном. Зато Пекин имеет территориальные противоречия с Индией, которые ранее уже приводили к войне. Были у Поднебесной и конфликты с Вьетнамом – китайцы дважды (в 1979 и 1984 гг.) воевали с ним на суше и были разбиты. А из-за островов Парацельс и Спратли стороны неоднократно сталкивались на море. Ситуацию усложняет то, что на последние ещё претендуют Филиппины, Малайзия и Тайвань. Причём в настоящее время вокруг островов опять назревает военный конфликт из-за найденных на их шельфе углеводородных ресурсов.

Трудно назвать дружескими и отношения КНР с США. Они остаются напряжёнными, даже несмотря на то, что Китай является для Америки сборочным заводом и крупнейшим торговым партнёром. Эксперты Поднебесной в этом вопросе откровенны: «Вашингтон загоняет нас в угол и пытается запереть в удобную для него клетку».

Отношения Китая с Тайванем тоже, мягко говоря, не простые. В интересах США поддерживать их такими длительное время – ну не отдавать же геополитическому конкуренту мировую сборочную компьютерную фабрику. К тому же Тайвань имеет важное стратегическое положение – это «непотопляемый авианосец» у берегов КНР, который может сильно навредить Пекину как на суше, так и на море.

Другая крупнейшая страна региона – Индия кроме нелёгких отношений с Китаем враждует с Пакистаном из-за территорий в Джамму и Кашмире. Причём Пакистан является важнейшим союзником КНР – настолько важным, что китайцы для его защиты недавно осмелились угрожать США. Пекин недвусмысленно дал понять, что «любые агрессивные действия по отношению к Пакистану Китай воспримет как акт агрессии против себя».

У Пекина есть и другие союзники в регионе. В последние годы в сферу китайского влияния попали Бангладеш (в 1971 г. эту страну от власти Пакистана освободила индийская армия) и Мьянма. Большую поддержку китайцы находят и в Иране, который находится в жёсткой оппозиции к США, Израилю и арабским нефтяным деспотиям Персидского залива.

Рассматривая ведущих игроков АТР, не стоит забывать и про Японию. Страна восходящего солнца имеет сложные отношения как с Китаем, так и с Россией. Непросто складывается жизнь у прочих стран региона – Филиппин, Австралии и других. У всех есть проблемы с соседями.

Китайское ожерелье и американская удавка

Усилия КНР по поиску союзников в странах региона и создании на их территории цепи опорных точек (пунктов базирования флота, аэродромов) на Западе назвали «Жемчужным ожерельем». Это «ожерелье» находится вдоль основного пути снабжения Китая нефтью из стран Персидского залива. Однако, по сути, эти усилия Пекина пока ещё остаются проектом в начальной стадии – больше планов, чем реализации.

Не забывает Китай и про альтернативные пути для нефтяного транзита. Для этих целей разработан коридор через Пакистан. В Гвадаре (провинция Белуджистан) уже построен пункт базирования китайского флота. Стараются китайцы укрепиться и в Мьянме, и в Бангладеш.

Понятно, что Вашингтон пытается противодействовать этим поистине наполеоновским планам. В ответ США стараются поддерживать очаг напряжённости в Афганистане и Пакистане – через неспокойные регионы трубу не протянешь. К примеру, в Белуджистане американцы своими «контртеррористическими» действиями типа расстрелов свадеб и съездов племён с беспилотника и инспирирования волнений племён через агентуру делают невозможным стабильное развитие транзита из Ирана.

Американские политологи-неоконы предельно откровенны: «Чтобы противостоять действиям Китая в Пакистане, США должны занять жёсткую позицию, оказав поддержку движению за независимость Белуджистана вдоль побережья Аравийского моря и сотрудничая с повстанцами, с тем чтобы вытеснить китайцев из их многообещающей военно-морской базы в Гвадаре». В общем, ничего нового. Стандартная американская политикатакое мы видели в Чечне.

Вашингтон провоцирует напряжённость и в Мьянме. Тоже вполне стандартно – американцы вообще обожают шаблонные решения, если они срабатывают. Китайцы вкладывают деньги, предлагают партнёрам выгодные проекты, строят инфраструктуру – американцы тратят гораздо меньше на тех, кто поддерживает хаос.

С другой стороны, США, провозгласив «возврат и смещение силового фокуса на АТР», усиленно сколачивают антикитайский блок. Туда входят Япония, в меньшей степени Южная Корея, Тайвань, Австралия, Новая Зеландия, Филиппины. Жизненно важно для США участие в этом проекте стран, контролирующих проход через стратегический Малаккский пролив, – Индонезии, Малайзии и Сингапура. Правда, кроме Сингапура, остальные страны пока предпочитают нейтральную позицию.

Также китайцы обеспокоены тем, что американские войска опять появились в Австралии, пока немного – всего 2500 человек. Но они понимают – лиха беда начало.

Индия опасается всех соседей

Особенно важно для американской политики затащить в свои сети Индию. Пользуясь тем, что Индия очень недовольна поддержкой Китаем их исконного врага – Пакистана, а также тем, что в Дели серьёзно опасаются усиления Пекина, к индийцам усиленно подкатывает Вашингтон. То с предложениями о поставках вооружений, то с совместными учениями авианосных групп, во всю подчёркивая важность Индии как партнёра США. Это бьёт и по нашим интересам как поставщика оружия Индии.

Конечно, помешанные на диверсификации поставок индийцы никогда не перейдут полностью на одного поставщика. Они будут закупать оружие и в России, и в Европе, и в США. Но некоторые потери от такой политики мы можем понести. Однако американцы сами портят себе реноме. Они то продают Индии совсем дряхлые, едва подлатанные десантные корабли, то предлагают древний авианосец «Китти-Хок», то выдвигают грабительские условия по сделке с АЭС. Но то, что «обработка» правящих кругов Индии всеми методами в антикитайском духе будет продолжаться, – ясно как божий день.

Россия старается этому противодействовать, постепенно сводя вместе КНР и Индию в рамках ШОС и программ сотрудничества. Пекин тоже, хоть и опасается Дели, но готов к смягчению отношений.

Что делать в такой ситуации России?

По мнению экспертов, уже сейчас понятно, что будущие десятилетия будут периодом борьбы за ресурсы. Причём вестись она будет различными методами, вплоть до военных, – АТР станет основным полем схватки.

Возникает вопрос – а что делать Москве? Остаться над схваткой? Это возможно – наш военный потенциал позволяет держаться в стороне от азиатского «замеса» с минимальными опасениями, что страну втянут в «холодное» или «горячее» противостояние. Но, с другой стороны, в итоге можно остаться в одиночестве – против целой коалиции.

Принять сторону Запада? Сомнительная стратегия – мы нужны Вашингтону в качестве дурачков на заклание или для таскания каштанов из огня. Сложнее обстоит дело с Европой – Москва вполне может сотрудничать с ней и без перехода на сторону «карательных сил добра».

Однако не стоит безоглядно вставать и на сторону Китая. Да и не ждут от нас там такого подарка, понимая, что у России есть свои интересы, иногда различные с китайскими. Но какую-то сторону выбрать всё равно придётся. Похоже, что в сложившейся ситуации равноправный союз с Пекином лучше, чем вечная «перезагрузка ни о чём» с Вашингтоном.

Ракетный пасьянс

Почти все крупные страны АТР имеют свои ракетные программы – многие добились на этом поприще ощутимых успехов. Недавно об очередном успехе отрапортовала Индия. Страна испытала баллистическую ракету средней дальности (БРСД) «Агни-5».

Многие СМИ сразу же окрестили её межконтинентальной баллистической ракетой (МБР).

Но позвольте – дальность пуска
50-тонной ракеты составила лишь 5 тыс. км, что явно недостаточно для межконтинентальной дальности. По международным соглашениям, ракеты средней дальности могут летать на расстояние до 5,5 тыс. км. Если ракета имеет большую дальность, её всё равно ещё нельзя считать межконтинентальной – это некий промежуточный подкласс.

Впрочем, не исключено, что «Агни-5»
в итоге повысят дальность. Индия не скрывает, для кого предназначены эта ракета и её заряд – для сдерживания КНР. Но не забывают там и о заокеанских друзьях – в разработке находится МБР «Агни-6», способная достичь США.

Старается соответствовать соседу и Пакистан. Он разрабатывает свои ракеты при активной помощи КНР. Но они пока не летают дальше 3–3,5 тыс. км. Зато пакистанцы создали крылатые ракеты наземного и воздушного базирования. По виду и характеристикам – это урезанная копия китайской копии старой версии советской ракеты Х-55.

В КНДР на недавнем параде в Пхеньяне была показана новая мобильная БРСД KN-08 (индекс присвоен американцами). Она имеет дальность тоже около 5 тыс. км. Японцев ракета очень напугала – чтобы как-то успокоить взволнованных потомков самураев, некоторые самозваные «эксперты» рассказали, что она сделана из нескольких слоёв окрашенной бумаги. Нет, на макет она точно не похожа, однако о её пусках пока ничего не сообщалось. Через некоторое время стоит ждать показа очень похожей ракеты иранцами, конечно же, «самостоятельно» её создавшими. Произойдёт это потому, что две страны плотно сотрудничают в ракетной области.

В ответ Южная Корея продемонстрировала новейший комплекс оперативно-тактических ракет и ракет меньшей дальности. Он состоит из баллистической ракеты «Хьюнмо-2» с дальностью 300 км и семейства крылатых ракет «Хьюнмо-3» с дальностями 500, 1000 и в перспективе 1500 км. Любопытно, что внешне баллистическая ракета очень похожа на наш «Искандер», а крылатая – на ракеты семейства «Калибр». Ничего удивительного – корейцы плотно сотрудничают с отечественными разработчиками. Достаточно сказать, что на корейском ЗРК KM-SAM конструкторы «Алмаз-Антея» набивали руку перед созданием ЗРК «Витязь». А первые лётные испытания двигателей космической ракеты «Ангара» состоялись в составе корейской ракеты KSLV.

Морское взаимодействие в Цусиме

Несмотря на некоторые разногласия, Россия и Китай постепенно усиливают сотрудничество, в том числе и в военной области. С 22 по 27 апреля прошли масштабные российско-китайские военно-морские учения «Морское взаимодействие – 2012». Это самые крупные совместные манёвры наших стран.

Первоначально планировалось, что в них примут участие 10 надводных кораблей Тихоокеанского флота России (ТОФ) и 10флота Северного моря Китая. Однако затем численность участников изменилась. С нашей стороны официально участвовало 7 кораблей, а с китайской – 18, причём собранных с трёх флотов. Судя по всему, не были учтены российские подводные лодки (мы традиционно почти никогда о них не сообщаем), потому численность эскадры оказалась ниже заранее оговорённой.

На манёвры ТОФ прислал ядро океанских сил – флагман флота ракетный крейсер «Варяг» и несколько больших противолодочных кораблей. Китайцы выставили 5 эсминцев, 5 фрегатов, 2 субмарины, 4 ракетных катера, судно комплексного снабжения и госпитальное судно с забавным названием «Мирный ковчег».

Интересно, что учения прошли в акватории Японского и Жёлтого морей – корабельная группа двух стран оперировала в районе Цусимского пролива. Примерно в этих же местах более 100 лет назад шла русско-японская война на море. Отметим также, что официальным языком учений был русский, а не китайский или общепринятый на море английский.

Китайские СМИ широко освещали эти манёвры. Центральный орган ЦК КПК газета «Жэньминь жибао» создала для этого специальный раздел. Причём рассказывая о событии, в отличие от наших источников, газета была на редкость откровенна. Китайское издание, которое традиционно выражает мнение правящих кругов КНР, заявило, что учения являются ответом на военно-морские приготовления США, Японии, Южной Кореи. Таким образом, Россия и Китай реагируют на объявленное Пентагоном «перенесения фокуса усилий» в Азиатско-Тихоокеанский регион. Кроме того, газета считает, что усиление военного взаимодействия с КНР выгодно России в свете противостояния с США по вопросам ПРО. Пекин же, укрепляя военное сотрудничество с Москвой, надеется достойнее ответить на своё стратегическое окружение со стороны Вашингтона.

Остров Хуанъянь – новые Фолкленды?

В настоящий момент напряжённая ситуация складывается вокруг острова Хуанъянь в Южно-Китайском море. Там столкнулись интересы КНР и Филиппин. Островок принадлежит Китаю, причём ранее Филиппины не оспаривали этой принадлежности. Но в последние годы точка зрения Манилы изменилась.

На острове никто не живёт, нет там и пограничников. Однако вокруг него находится исключительная экономическая зона, в которой много рыбы. Конфликт вспыхнул, после того как 10 апреля в районе острова филиппинские военные корабли попытались задержать 12 китайских сейнеров. В ответ китайцы направили в регион пару своих кораблей.

Но на этом противостояние не закончилось – филиппинцы демонтировали на острове китайские памятные знаки и переименовали его. Пытались они поднять вопрос о принадлежности спорной территории и на уровне АСЕАН. Обратилась Манила и в Международный суд по морскому праву.

В течение последнего месяца филиппинцы неоднократно направляли свои корабли в акваторию Хуанъяня, китайцы отвечали тем же. Надо заметить, что до настоящих боевых кораблей дело не доходило. Чтобы не обострять ситуацию, обе стороны используют вспомогательные суда-гидрографы. В общем, ситуация несколько напоминает ту, что сложилась вокруг Фолклендских островов перед англо-аргентинской войной.

Особо интересна позиция США. С одной стороны, Х. Клинтон заявила, что Вашингтон соблюдает нейтралитет по отношению к участникам спора. С другой – США напомнили Китаю о существовании договора «о совместной обороне Филиппин». Это можно понять как выражение решимости защитить союзника в случае нападения Пекина непосредственно на Филиппины, но не в случае морского конфликта. Впрочем, вариант «сдачи» союзника также не исключается, пример Грузии у Манилы перед глазами.

Наивысший уровень отношений

Как считают китайские эксперты, стратегическое партнёрство между нашими странами сейчас достигло наивысшего уровня в истории. Тем не менее в Пекине понимают, что Россия является как азиатской, так и европейской страной, – Москва обречена быть одновременно и Западом, и Востоком. Поэтому китайцы задают резонный вопрос – что будет завтра?

В Поднебесной считают, что после возвращения В. Путина на пост Президента России Кремль займёт более жёсткую позицию в отношении Запада, чем это было при Дм. Медведеве. Китайцы надеются, что на этой почве можно будет построить равноправные союзнические отношения между нашими странами.

Тем не менее в КНР никто не собирается разрывать торговое партнёрство с США. Пусть и с элементами торговой войны, но оно по-прежнему неизбежно. Но Пекин не купился на недавние реверансы американцев, предлагавших ему править миром вдвоём, используя двухсторонний союз – так называемую «Чайнамерику». Видимо, условия коронования предлагались в стиле британской короны – «корона есть, а власти нет». Да и покупка долгов США китайцам уже надоела.

Размолвки между Москвой и Пекином

Китайцы понимают, что даже тесные отношения не во всём безоблачны – всегда возможны размолвки. В частности, КНР недовольна тем, что Россия отказывает ей в поставках некоторых видов вооружений, но продаёт их Индии. Однако о том, что у нас тоже есть претензии к КНР по военно-техническим вопросам, они не упоминают.

Также китайцы обеспокоены тем, что недавно «Газпром» заключил с Вьетнамом соглашение о совместной разработке двух нефтяных месторождений в Южно-Китайском море. Они не находятся в спорных районах, но недалеки от них. Китайцы очень вежливо дали понять, что если последуют предложения о разработках в спорных районах – то лучше их не рассматривать.

Одновременно китайские эксперты считают, что США очень бы хотели «перетащить» Россию на свою сторону и поссорить нас. Что ж, это верно – как и то, что в нашем обществе существуют антикитайские настроения, которые подогреваются зачастую искусственно.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram