После смерти второго главного лидера Северной Кореи Ким Чен Ира в стране наступили некоторые изменения. Прежде всего в политической конфигурации северокорейского руководства.
Информационные органы страны неожиданно ввели в обиход такое понятие, как Политбюро Трудовой партии Кореи. Это означает, что у власти пока находится некий коллективный орган, а не лично третий сын Ким Чен Ира – товарищ Ким Чен Ын.
Хотя он и председательствует в Политбюро. Его называют «Великий Последователь», но реально рулят его дядя Чан Сон Тхэка и руководитель ГБ КНДР, в недавнем прошлом воспитатель Ким Чен Ына.
Тем временем во властной вертикали КНДР на первый план выдвинулась Военная комиссия (ВК) Трудовой партии Кореи. Параллельно Госком обороны (ГКО), игравший роль «первой скрипки» и контролируемый дядей Ким Чен Ына, стал подчиняться Военной комиссии. У ВК стали создаваться уездные структуры, до того бывшие только у ГКО. Возможно, что так создаётся новая вертикаль власти, ориентированная на Ким Чен Ына. При этом в руководстве армии КНДР критикуют понижение роли ГКО и возвеличивание партийной структуры – Военной комиссии Трудовой партии.
Надо сказать, что на прошедших траурных мероприятиях по смерти Ким Чен Ира на трибуне впервые появился и руководитель ГБ КНДР. В военной форме, при погонах «генерала армии». До этого он два года был в опале, а теперь стал вести себя даже на людях вполне свободно. И этим отличается от других членов руководства КНДР. К примеру, на заседаниях с участием Ким Чен Ына присутствующие ведут себя привычно подобострастно по отношению к «Великому Последователю». А руководитель ГБ сидит развалившись в кресле. Немудрено – он был воспитателем Ким Чен Ына. Говорят, что именно ему он обязан своим приходом к власти. В иностранных СМИ появились слухи, что смерть его отца вполне возможно была насильственной.
Что касается дяди нового председателя, то до смерти Ким Чен Ира он находился под домашним арестом. В руководство КНДР его хоть и вернули, но с Ким Чен Ыном хорошие отношения так и не наладились.
Иностранные и российские наблюдатели отмечают, что коллективное руководство КНДР может начать осторожную политику «оттепели». Так было, к примеру, в СССР после смерти Сталина. И это вполне может сказаться на улучшении снабжения продовольствием населения страны за счёт уменьшения военных расходов. Но это – лишь предположение.
Между тем коллективное руководство страной, скорее всего, продолжится недолго. Совсем скоро Ким Чен Ын «оперится» и станет полновластным правителем КНДР. Но может быть и «задвинут» другими членами Политбюро. Прежде всего своим дядей или руководителем ГБ. В СССР после смерти Сталина этого не произошло. В первой половине 1950-х годов из коллективного руководства были предусмотрительно удалены сначала Л. Берия, а за ним В. Молотов, Л. Каганович и
Н. Булганин.