События последних дней, произошедшие в Казахстане, серьёзно взволновали российских политиков и экспертов. Соседняя страна внезапно скатилась чуть ли не к гражданской войне. Гремят выстрелы, погибло много рабочих-нефтяников, введено чрезвычайное положение. Что же там происходит? «АН» решили это выяснить у руководителя Ассоциации приграничного сотрудничества, аналитика Александра СОБЯНИНА.
- Говорят, что костяк протестующих составляют казахи, которых в последние годы переселили на «историческую родину» из Китая и Монголии.
– Это большая неправда. Также неверно, что это козни американцев, – основная причина сугубо внутренняя. Озвучены три версии происходящего. Первая – подрывная деятельность бывших чиновников, которые занимали высшие государственные посты. Они сейчас проживают за рубежом. Вторая – невключённость в казахское культурное пространство оралманов (этнических казахов-репатриантов), которые ведутся на лозунги оппозиционеров. Третья версия – начало госпереворота по свержению Назарбаева. На мой взгляд, это и происходит, а две первые версии абсолютно несостоятельны.
– Как же Казахстан дошёл до этого?
– Началось всё с обычного производственного конфликта, который длился уже почти год и не имел никакого отношения к политике. Но высший менеджмент нефтяной госкомпании не смог найти общий язык с рабочими. Более того, начались убийства профсоюзных деятелей. Дошло до насилия над членами их семей – избивали родственников, а потом убили 18-летнюю дочь руководителя профсоюза. Беспредел перешёл все границы.
И в июле Назарбаев отдал решительное указание: «Найти общий язык и загасить конфликт». Но в результате неумелых действий проблема переросла в политическую. Этим, естественно, воспользовались враги президента Казахстана.
На их стороне три фактора. Первый – богатая нефтью Мангистауская область, где происходят волнения, находится на западе страны и связана с остальным Казахстаном единственной железной дорогой. Второй – западные казахи, принадлежащие к Младшему жузу, наиболее воинственны. (Все казахи делятся на три жуза: Старший, Средний и Младший. – Прим. «АН»). Есть даже поговорка: «Младший жуз воюет, Средний – управляет, Старший – работает». И третий фактор – никто от лица власти не решился извиниться перед народом за то, что его унижали, избивали родных, убивали детей.
– Почему же всё-таки указание Назарбаева не выполнили? Это преднамеренный саботаж?
– Больше всего в этом виновата некомпетентность управленцев госкомпании и агрессивная позиция областных властей. Также представители высшей власти не смогли понять, что рабочие правы, что у людей есть личное достоинство, а не только финансовые интересы.
– Говорят, что во многом в создавшейся ситуации виноваты китайцы, которые руководили нефтяной компанией?
– Китайский фактор присутствовал, как присутствовал турецкий фактор во время массовых волнений в октябре 2006 года на Тенгизе. Казахов возмущает, что за одну и ту же работу они получают меньше иностранцев. Но эта проблема должна была решаться на уровне профсоюза.
– Есть мнение, что сейчас Назарбаев может опереться только на русскоязычных жителей Казахстана.
– Это тоже миф – про так называемый 4-й жуз (русскоязычных не казахов). Общество в Казахстане едино, нет никакого глубинного противостояния. Конечно, в русскоязычной среде (24–25% населения) он имеет тотальную поддержку. Но и казахи в подавляющем большинстве его поддерживают.
– Чем всё закончится? Уже была попытка захватить железнодорожную станцию.
– Станцию Шетпе захватили. Полиция открыла огонь. Но попутно в двух городах и маленьких посёлках, расположенных по железной дороге, разбирают рельсы, отмечено мародёрство. Одни бунтуют, другие грабят банки, кассы, обменные пункты. Конечно, сейчас конфликт погасят. Назарбаева не свалить – он удержит власть.
Но если высшее руководство страны не признает, что народ не уважали, если будет попытка загасить огонь мятежа только деньгами, то в январе-феврале рвануть может уже серьёзно. В том числе в Алма-Ате и Астане.