Перед визитом Ким Чен Ира в Россию была вброшена информация о том, что основной темой их разговора будет энергетика. А именно – строительство газопровода через территорию Северной Кореи. Однако у северокорейского руководства нет строителей «со стороны». Напомним, страна абсолютно закрыта для посещения иностранцами…
Поэтому разговоры про газопровод, скорее всего, – лишь отвлекающий маневр. Более вероятно, речь идет о международных гарантиях северокорейскому режиму со стороны России. Дело в том, что последние годы российско-корейское сотрудничество не без участия Китая практически сошло на нет. Строительство россиянами железной дороги, которая должна была соединить две Кореи, также было остановлено до лучших времен.
В результате последнего конфликта между Кореями, который был спровоцирован затоплением южнокорейского военного судна, стало ясно: Китай Северной Корее – не защитник. Когда потребовалось сказать твердое «нет» и обозначить покровительственную позицию, Пекин де-факто отказался это сделать. Тем самым показав, что ссориться со своим главным должником, США, из-за Ким Чен Ира не будет.
Тогда ситуация завершилась сравнительно мирно: Южная Корея отступила, Вашингтон попытался закрепить в регионе статус «миротворца», Китай выдержал паузу. Но после этого инцидента северокорейский генералитет, а именно он играет определяющую роль в политической ситуации внутри страны, пришел в состояние крайнего беспокойства. Чтобы его снять, Ким Чен Ир перевел контакты с Москвой из «спящего режима» в «боевой».
Судя по всему, через Медведева участникам «властного тандема» было предложено вновь стать регуляторами мирного процесса в регионе, составив конкуренцию Пекину. Такой способ маневрирования активно используется центральноазиатскими лидерами. С одной стороны, чтобы гарантировать свою власть, с другой – получить максимальную выгоду от продажи своих энергоносителей. Однако в Северной Корее энергоносителей нет, и торговать им особенно нечем. Поэтому единственное, что может предложить Ким Чен Ир, – политический союз. В том числе в обмен на гуманитарную помощь, которая в условиях перманентной угрозы голода является не лишней.
Основной проблемой для России в этой ситуации является введение новой компоненты в региональной политике: явного интереса США по созданию вокруг Китая «точек напряженности». Так что Кремль в случае успеха на северокорейском направлении может оказывать Вашингтону определенные услуги. И практическая выгода даже от самого факта переговоров с Северной Кореей очевидна при любом, что называется, «раскладе».
Впрочем, слишком активное поведение в «разруливании» корейского конфликта может оказаться для Москвы роковым. Излишне поддерживая Пхеньян, Кремль рискует подставить себя и оказаться вовлеченным в открытый вооруженный конфликт. А сыграв на стороне США, потерять лицо в Азии, что в преддверии появления «золотого юаня», чревато развалом ШОС. В смысле попыток вывода из него России.