Сфера международных отношений, бесспорно, является прерогативой главы любого государства. Дмитрий Медведев не исключение. Он неоднократно прямо и косвенно подчеркивал, что не потерпит вмешательства кого-либо в этот важнейший сегмент его деятельности. Президент всем своим видом показывает, что именно в сфере внешней политики он чувствует себя наиболее уверенно: раскован, стремится перейти на неформальный уровень отношений с лидерами ведущих мировых государств,понравиться им.
Особенно теплые чувства гарант Конституции РФ питает к французскому президенту. Но г-н Медведев дружит с Николя Саркози против всех политических правил. Самое известное из них гласит: «В политике нет друзей и врагов, есть интересы». Кстати сказать, французская сторона следует этой аксиоме лорда Пальмерстона неукоснительно. Можно сожалеть, но для того чтобы это увидел сам г-н Медведев и его ближайшее окружение, потребовалась серия обидных провалов российских внешнеполитических инициатив.
Проигранная партия в Довиле
На неформальном ужине в первый день недавнего саммита G-8 во французском Довиле что-то натолкнуло Дмитрия Медведева на странную мысль. Остается загадкой, но российские и иностранные источники поведали о готовности президента стать международным посредником. Руководители стран НАТО, развязавшие своими бомбардировками гражданскую бойню в Ливии, весьма прямолинейно предложили Москве уговорить ливийского лидера Каддафи сдаться и уйти со своего поста. Разумеется, в обмен на некие туманные гарантии безопасности. А если проще – чтобы тот сам затянул на своей шее петлю, предварительно помылив веревку.
Г-н Медведев с предложением заклятых друзей, как видно, согласился. Позднее он назначил г-на Маргелова своим спецпредставителем по Ливии. Но еще в Довиле российского президента почему-то не смутили действия французских организаторов саммита. На интерактивной карте мира, размещенной на официальном сайте G-8, они представили Россию без Курильских островов и Калининграда. «Понимаете, эти регионы слишком маленькие, поэтому и не стали их рисовать», – издевательски отметили в штабе французской делегации на саммите. Российской бы делегации во главе с президентом встать и хлопнуть дверью. Но они предпочли набившие оскомину разговоры о скорейшем вступлении России в ВТО и отмене шенгенских виз для российских граждан. Опять упомянули злополучную «поправку Джексона и Вэника». Поправке Конгресса США уже 37 лет, и советские евреи, которые хотели уехать из СССР и о которых она пеклась, давным-давно уехали. Но рынки США как были для нас закрытыми, так и остались.
И все же – соглашаясь в Довиле на посредничество, можно было просчитать, что Каддафи понимает – если он сдастся, то судьба его будет незавидной. Поэтому и отказал в аудиенции спецпредставителю Маргелову, миссия которого была широко разрекламирована. Зато накануне нашел время для игры в шахматы с Кирсаном Илюмжиновым. Последнему потом пришлось натужно оправдываться в том, что разговаривал он с ливийским лидером не только о погоде. Недавно он вновь повторил «Трипольский гамбит», но уже с сыном Каддафи. А представителю Кремля, г-ну Маргелову, вновь было указано на дверь. Вот только переиграть арабов в шахматы вряд ли удастся.
Вместе с тем миллиардные потери для России в Ливии, бомбардировки НАТО, сотни, если не тысячи убитых с обеих сторон показали, что пророчества отставленного посла РФ в Ливии Чамова сбылись. РФ надолго, если не навсегда потеряла не только финансовую выгоду, но и лицо в арабском мире. А он всегда с уважением относился к нашей стране, видя в ней гаранта стабильности в регионе. Тем временем г-н Илюмжинов в интервью Первому телеканалу повторил со 100%-ной точностью доводы Каддафи об агрессии в Ливии. И дал понять – Москву вновь одурачили.
Если друг оказался вдруг…
На этом фоне саму Францию продолжают сотрясать скандалы. Два французских адвоката, Жак Верге и Ролан Дюма (бывший министр иностранных дел Франции), намерены подать иск против президента Франции Николя Саркози в Страсбургский суд. Они обвиняют его в преступлениях против человечности. Иск планируется подать от лица 30 ливийских семей. Истцы называют себя «жертвами бомбардировок НАТО». Адвокаты от их имени сделали заявление, что были «поражены, увидев, что эта операция НАТО, направленная на защиту мирных жителей, в настоящее время стала причиной их гибели». Судя по всему, число таких обвинений в ближайшее время вырастет в геометрической прогрессии.
Таким образом операция в Ливии, с помощью которой французский президент планировал улучшить свой рекордно низкий рейтинг, наоборот, может существенно испортить ему предстоящую президентскую кампанию. Судебный процесс против французского президента едва ли улучшит имидж и его российского коллеги. Если дело дойдет до суда, то пресса начнет поиски всех, кто не препятствовал бомбардировкам.
Как нас «отмистралили»
Дружба российского и французского президентов, как известно, уже привела к неоднозначным результатам в сфере военно-технического сотрудничества. До сих пор никто не понял, зачем нам нужны вертолетоносцы «Мистраль». Для каких таких задач? По поводу этой сделки уже исписаны тонны газетной бумаги, но ясности не прибавилось. Серьезных военных обоснований так и не удалось придумать всем аналитикам Минобороны РФ вместе взятым. По поводу аналогичной покупки можно было бы поговорить и с корейцами, и с испанцами, и с немцами. Во всех этих случаях цена контракта была бы значительно ниже. Но почему-то нам потребовалось спасать от разорения чьи-то верфи в Сен-Назере на Атлантическом побережье Франции.
Пикантная деталь: в официальном пресс-релизе компании DCNS (генеральный подрядчик) говорится, что контракт даст французской промышленности более тысячи новых рабочих мест. Российская сторона ничего подобного пока не заявляла. Так что российский ВПК, очевидно, будет не столько участвовать в проекте, сколько имитировать это участие.
Конечно, весомый козырь – передача технологий боевой информационно-управляющей системы SENIT-9. Только осваивать их с сегодняшними нашими возможностями придется еще лет 5–7. К тому времени мир уйдет далеко вперед. И, кстати, SENIT-9 отнюдь не так нова, как ее представляют лоббисты контракта. Это упрощенный вариант БИУС SENIT‑8, разработанной для единственного французского авианосца «Шарль де Голль» еще в 90-х годах. Остается надеяться, что у чиновников хватит ума не затащить на палубу загадочных «Мистралей» европейские вертолеты «Еврокоптер», а закупить свои «камовские» машины. Хотя уже поползли слухи о том, что наши боевые вертолеты во французские ангары вряд ли поместятся.
В итоге французские безумно дорогие кораблики, которые должны поступить на вооружение отечественного ВМФ в 2014 и 2015 годах, могут стать не усилением наших корабельных группировок, а головной болью для российских адмиралов. Кстати, во времена «царя Бориса» Госдума поднимала крик и за менее сомнительные президентские дела. Впрочем – все дело времени.
Казанское фиаско
Вновь вернемся во французский Довиль. Президенты России, США и Франции – Дмитрий Медведев, Барак Обама и Николя Саркози сделали там совместное заявление по урегулированию карабахского конфликта. В документе содержался призыв ко всем участникам переговорного процесса предпринять «решительные действия по мирному урегулированию». Была выражена надежда, что это произойдет в Казани на встрече президентов России, Азербайджана и Армении.
Руководство двух закавказских республик увидело в этом совместном заявлении глав России, США и Франции в первую очередь то, что их устраивает. Азербайджанская сторона – посыл о территориальной целостности, армянская – о разрешении проблемы исключительно мирным путем и праве народа на самоопределение. В итоге попытка примирения закончилась полным провалом. Прежде всего для российской стороны в роли посредника.
О наличии серьезных противоречий между Баку и Ереваном свидетельствовала тональность заявлений, которые сделали лидеры конфликтующих сторон в интервью телеканалу Euronews еще накануне встречи в Казани. В частности, президент Азербайджана заявил, что «Баку не намерен предлагать что-либо в обмен на вывод армянских войск с прилегающих к Нагорному Карабаху территорий. Поскольку Нагорный Карабах испокон веков принадлежал Азербайджану». В свою очередь, Серж Саргсян привел ряд требований, которые не могут в принципе быть приняты Азербайджаном.
Зачем же вообще потребовалось устраивать эту трехстороннюю встречу в Казани без предварительного согласования позиций сторон? Не потому ли, что Франция объявила Армению чуть ли не своей сестрой? И Кремлю вновь захотелось помочь Саркози в его нелегкой предвыборной борьбе? А для этого повторить совместный югоосетинский эксперимент, который все уже основательно подзабыли?
Кстати, Кремль в срочном порядке наложил табу на эту тему. Появившиеся было репортажи по TV из Казани были срочно удалены из эфира. А печатные СМИ вообще безмолвствовали. А что говорить, если результат – дырка от бублика.
Аналогичный итог, да еще и со знаком «минус» – совсем недавняя встреча в Москве с президентом ЮАР Джейкобом Зумой. Тем самым, который выступил катализатором мнения африканских государств бойкотировать Ливию и ее лидера. Но те же самые африканские государства уже публично отказались от бойкота, заявив, в свою очередь, что бойкотируют резолюцию Гаагского трибунала, признавшего Каддафи преступником. Таким образом, Россия в очередной раз оказалась в подвешенном состоянии.
Распахивая душу перед своими западными коллегами, президент Медведев вдруг обнаружил, что его попросту обманывают. Именно так можно назвать решение стран НАТО разместить на границах России новейшие системы ПРО. И никакие похлопывания по плечу Обамы и объятия Саркози не помогли Дмитрию Медведеву убедить своих коллег в том, что так с друзьями не поступают.
Поступают, Дмитрий Анатольевич, и еще как поступают! Чтобы убедиться в этом достаточно перечитать «Историю государства Российского» Карамзина или Соловьева. Нет сомнения, что как глава государства нынешний президент России войдет в Историю как автор «загадочной» внешней политики Российской Федерации начала XXI века.
Не многовато ли в ней прорех? Не пора ли президенту полистать на досуге не только Карамзина, но и Талейрана Шарля Мориса? Это наполеоновский министр иностранных дел (якобы агент Александра I), если уж такая тяга ко всему французскому. Освежить в памяти его мудрые изречения: «Обещание хорошо тем, что от него всегда можно отказаться».