Во вторник премьер Путин встречался с главами религиозных конфессий. Разговор был тяжелым. Почему – понятно всем. За последние 5–10 лет в многонациональной России все заметнее национальная нетерпимость. Русские все чаще называют южан и кавказцев «черными», те русских – «свиньями». Такие клички – еще полбеды. Из-за того, что гражданам страны в последние годы взаимно не нравится чья-то манера говорить, носить бороду или заплетенную косичку, происходят целые побоища. Как это было в Кондопоге, Сагре, Ленобласти, Ростовской области… Вернее, побоища происходят по какому-то криминальному поводу, но «свои» начинают заступаться за соплеменников, хвататься за оружие, и взаимная вражда растет в геометрической прогрессии. Что же делать?
Подозрительное отношение к кавказцам возникло и стало расти в русских регионах страны после начала первой чеченской войны. Кавказская молодежь была одержима идеями отделения от России, но Москва никого не отпустила. В ответ кто-то вел себя в русских регионах вызывающе. И было отчего – дома погибли родственники, отцы и матери. Этот эмоциональный ком рос на глазах и за двадцать прошедших лет превратился в огромную проблему. Даже некоторые известные политики стали говорить об отделении кавказских республик.
Мировой опыт свидетельствует: есть иные способы разрешения межнациональных противоречий. Можно напомнить, что последний закон о расовой сегрегации был отменен Верховным судом США в 1964 году. Уже после полета Юрия Гагарина! То есть небесные звездочки первого спутника Земли и космической капсулы Гагарина американцы искали в небе с разных скамеек – «только для белых» и «только для черных». Существовали отдельные школы для черных и белых. В автобусах – отдельные места и много чего еще. Назревал огромный социальный взрыв, но Америке удалось его избежать.
Мер было принято предостаточно. К примеру, чернокожих американцев стали усиленно пропускать через высшие учебные заведения. Зачастую в ущерб так называемой титульной нации. Как правило, их не исключали из вузов даже за серьезные проступки и слабоумие. Но самое эффективное оружие для «переклинивания» мозгов всех американцев изобрел Голливуд. Негры перестали быть на экранах кинотеатров только негодяями, джазовыми музыкантами или прислугой. В киношных полицейских парах, громивших преступников, появился хороший и надежный чернокожий коп-полицейский. Такие актеры и актрисы, как Дэнни Гловер, Вупи Голдберг, Эдди Мерфи, Холли Берри, Уилл Смит, Морган Фриман, Уэсли Снайпс, Сэмюэл Джексон, Дензел Вашингтон, Крис Такер и многие другие, стали на экранах настоящими звездами и суперменами в компании белых американцев. А уже после этого в реальной жизни никто не удивлялся чернокожим адвокатам, продюсерам, ученым и политическим деятелям. Апофеозом стало избрание президентом США Барака Обамы.
А теперь посмотрим на наше кино. Похоже, оно-то как раз навязывает нам какую-то форму сегрегации. Почти все бандиты в российских сериалах либо кавказцы, либо их паханы – кавказцы. Они торгуют оружием, наркотой, захватывают заложников и насилуют невинных девушек. Противостоят им вот уже почти 20 лет простые русские парни из «Разбитых фонарей», русские девушки-милиционерши и прокурорши. А если воюет русский спецназ, то обязательно в горах и против бородатых мужиков с «калашами».
Бандиты говорят по-русски, а значит, они жители Чечни, Ингушетии, Кабарды или Дагестана. И невдомек авторам, что в этих российских республиках тоже смотрят центральные телеканалы и, мягко говоря, шибко обижаются, что их считают бандитами. А по другую сторону и вправду в это верят. Увы – именно такие псевдопатриотические фильмы находят господдержку. Зачем же тогда говорить, что Северный Кавказ – тоже Россия?
Для того чтобы поверить в это, надо с чего-то начать. Пусть среди ментов из «Фонарей» и прочей теледребедени появится «хороший парень» следователь-чечен. Пусть он спасает от плохих парней и бандитской пули своего друга Васю или Ваню. И что за Россию он всем «глотку порвет». И чтобы он стал безумно популярен у зрителей и в Твери, и в Гудермесе. Сначала один, затем другой и третий. Пусть эти актеры – дагестанцы, русские, татары и чеченцы спасают Россию от мерзких олигархов и мировых заговоров, возвращают краденое цэрэушниками ядерное оружие, предотвращают ограбление хранилища золотого запаса страны. Много чего еще они могут делать вместе – сначала в кино, а потом и в жизни.
А там глядишь – и выберут у нас когда-то, лет через 40, президента из чеченцев, гражданина России. И если он родится уже завтра, то в 2050 году это станет нашей общей победой.